Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:58, шпаргалка
Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?
Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано?
Дайте определение предмета конфликтологии.
Перечислите методы конфликтологии.
Перечислите основные принципы исследования конфликтов.
Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.
Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?
....
Г. Зиммель в своей книге “Конфликт современной культуры” (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ.Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее форму как власть, рынок, общественный договор и др. “Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием... в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.”
Многочисленные последователи Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии — способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ Зиммеля в научный оборот вошел термин “социология конфликта”.
№7 Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры ? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России ?
Возникновение конфликтологических центров:
- 1986 г.- создание в Австралии
Международного центра
-1993 г.- открытие первого в России Центра разрешения конфликтов.
-1997 г.- создан Кубок конфликтологов-
Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Ее становление происходит в 70-е годы XX в. В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. В 1986г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.
В становлении
В 1980е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.
№8 Дайте определение конфликта, приведите классификацию конфликтов.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Классификация конфликтов в организации | |||||
По источникам и причинам возникновения |
По коммуникативной |
По составу конфликтующих |
По функцииональной значимости | ||
Объективные и субъективные: организационные,
эмоциональные и социально- |
Горизонтальные, вертикальные, смешанные |
Внутреличностные, межличностные, внутрегрупповые, межгрупповые. |
Позитивные и негативные: конструктивные и деструктивные: созидательные и разрушительные | ||
По формам и степени столкновения |
По маштабам и продолжительности |
По способам урегулирования | |||
Открытые и скрытые: спонтанные, инициативные и справоцированные: неизбежные, вынужденые, лишенные целесообразности. |
Общие и локальные: кратковременные и затяжные: скоротечные и долгосрочные. |
Антагонистические и компромиссные: полностью или частично разрешаемые: приводящие к согласию и сотрудничеству. |
№9 Изобразите графически структуру конфликта, сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.
Рис. 2.1. Структура конфликта
S1 и S2– стороны конфликта (субъекты конфликта); П – предмет конфликта; ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М1 и М2 – мотивы конфликта; Р и Р2 – позиции конфликтующих сторон.
№10 Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
№11 Дайте определение причин конфликта, приведите их классификацию.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы.
Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения.
Различия в представлениях и ценностях. Различия в ценностях весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.
Неудовлетворительные
№12 Дайте определения понятий «конфликтная ситуация» и «инцидент».
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
№13 Перечислите типы конфликтных ситуаций.
Социальный конфликт - представляет собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Среди них выделяются такие конфликты как: межнациональные, национальные, этнические.
Эмоциональные или личностные. Эмоциональные конфликты во многом зависят от структуры потребности человека. Именно потребности определяют взаимоотношения человека с другими людьми. Расхождение их интересов, потребностей является основной причиной личностных конфликтов. С учетом направленности воздействия конфликты могут быть: Внутриличностный конфликт. Участниками такого конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности: потребности, мотивы, чувства (функциональным и дисфункциональным).
Межличностные конфликты. Это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из - за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта.
По субъективному признаку можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:
• конфликт между управляющими и управляемыми в рамках данной организации;
• конфликт между рядовыми сотрудниками;
• конфликты на управленческом уровне, т.е. конфликты между менеджерами одного ранга;
Конфликт между личностью и группой. Это столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на результаты работы группы в целом. Отдельные группы людей определяют нормы поведения присущие только им. Каждый член группы должен их соблюдать и подчиняться, чтобы потом быть принятым неформальной группой. Конфликт возникает тогда, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а также, позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в противоречии с позицией группы. Можно выделить конфликты между группой и личностью - не членом группы, а также внутригрупповые конфликты - между группой и одним из ее членов. Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликт:
• между менеджером и подчиненным ему подразделением;
• подразделением и руководителем другой группы;
• между менеджерами различных подразделений, если в конфликт вовлекаются члены разных групп;
Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп.
Различают следующие типы такого конфликта:
• конфликт между высшим и более низким уровнями управления;
• между линейным и штабным персоналом;
• между неформальными группами внутри подразделений.
Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — “рождающий конфликт”, ибо окончание “ген” в сложном слове означает “рождающийся”.
Полезно выделять конфликтогены поведенческие, отношенческие и коммуникативные, грубые и мягкие, намеренные и случайные.
Типичные коммуникативные
Конфликтогены в отношениях: это нарушение договоренностей, обещаний и принятых гласных и негласных норм взаимоотношений. Если девушка прижимается во время танца к другу своего любимого - это явная отношенческая провокация. Муж всем лицом показывает, что ему здесь плохо и тошно - он зачем-то ищет конфликта.
Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность, необязательность, нарушение правил приличия.
Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:
1) в проявлении
к человеку или группе
2) в нежелании
слушать и перебивании
3) в постоянном
принижении значимости его
4) в акцентировании внимания на различиях между собой и собеседником не в его пользу;
5) в отсутствии
желания признавать свои
6) в постоянном
преуменьшении вклада
7) в навязывании своей точки зрения;
8) в проявлении неискренности в суждениях;
9) в неожиданно резком ускорении темпа беседы, и ее быстрое завершение, а также все то, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.
Конфликтогены – это слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту.
Ключевым здесь является определение - могут привести. То, что конфликтоген не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему.