Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:16, шпаргалка
Работа содержит ответы к зачету по риторике.
19. Рассмотрим основные топосы, лежащие в основе психологических убеждений.
1. Этический топос обычно принимает вид "к положению в обществе".
2. Прагматический топос приобретает обычно вид "К пользе, выгоде (и соответственно, убыткам)". Этот аргумент особенно необходим в деловом общении, что настойчиво подчеркивается авторами, имеющими опыт практической работы в этой сфере.
3.
Эмоциональный топос лежит в
основе аргумента "к
20.
Специфика построения
Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике, особенно в агитационной речи.
Какие же цели может ставить перед собой оратор в заключении и каким образом он будет их реализовывать?
1. Чаще всего оратор стремится подвести итог сказанному, суммировать идеи речи.
2. Заострить проблему, усилить впечатление от речи.
3. Повторить основные этапы развития темы с тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям.
4. Показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие.
5. Выдвинуть конкретное предложение, вытекающее из смысла речи. Речь в прениях должна обязательно содержать такое предложение по разрешению проблемы, иначе все выступление оказывается беспредметным, и нередко место этому предложению отводится именно в заключении, это своеобразное резюме из сказанного в основной части, где обосновывалась важность поднятого вопроса.
6. Высказать пожелания аудитории или обратиться к ней с прямым призывом.
21.Заключение как структурно-композиционная часть речи может выполнять следующие функции: 1) суммирующую; 2) типологизирующую; 3) апеллирующую. Отсюда выделяются и соответствующие типы заключений: суммирующее, типологизирующее и апеллирующее.
Суммирующее заключение предполагает подведение итогов и формулирование выводов. Особенностью суммирующего заключения является то, что содержание сообщения повторяется в нем уже в третий раз. Первый раз это делается в изложении, второй раз - в доказательстве. Иначе говоря, оратор использует ретроспективный ход: мысленно возвращается к важнейшим пунктам основной части и строит заключение как напоминание о них. Суммирующее заключение определяется как синтетическое и основывается на логическом подходе к структурированию речи.
22.Типологизирующее заключение - заключение, основанное на создании перспективы гипотетического развития ныне существующего положения дел, или заключение, создающее фон для лучшего понимания предмета речи путем сопоставления его с подобными или противоположными явлениями (процессами, событиями) действительности. Типологизирующее заключение не предполагает прямого возвращения к предмету речи: оно углубляет представление о предмете, показывает его в новом ракурсе. Такое заключение определяется как аналитическое и опирается на аналогический подход построения речи.
23.Апеллирующее заключение представляет собой способ эмоционального завершения речевой ситуации. Заключение этого типа предполагает воззвание к чувствам слушателей, в результате чего происходит процесс интимизации сообщения - сокращения дистанции между говорящим и слушающим. В таком заключении возвращение к предмету речи происходит лишь косвенно. Именно поэтому важно на момент перехода к апеллирующему заключению завершить в основной части рассмотрение всей предметной области речевого произведения. Данное заключение характеризуется как паралогическое.
24.Уловка, по мнению
С.И. Поварнина, — это тактический прием,
помогающий выиграть спор. В ней есть хитрость,
но нет прямого обмана. Типичным примером
уловки является "лесть оппоненту":
"человек недостаточно образованный
не оценит этот аргумент, но вы…". Ничто
не мешает слушателю, отбросив лесть, правильно
оценить этот аргумент.
Софизмы — это намеренные ошибки в доказательстве.
На практике очень трудно отличить софизм
от ненамеренной ошибки (паралогизма).
Поэтому софизмы и ошибки не разделяются,
хотя по сути это разные вещи: софизмы
говорят о нечестности, непорядочности,
а паралогизмы — только о неумелости оратора.
25.Элокуция.
Украшение речи, последний из этапов работы.
Текст, неважно, устный или письменный, должен производить хорошее впечатление.
Это достигается благодаря следующим качествам:
26.Прямое воздействие – «субъект
открыто предъявляет объекту воздействия
свои притязания и требования… и включает
такие формы, за которыми в системе языка
закреплено определенное значение, прямо
выражающее соответствующую иллокуцию,
то есть коммуникативную цель говорящего».10
Прямые средства
речевого воздействия определенно и достаточно
точно описывают то, что хотел сказать
собеседник. Здесь мы не найдем «двойного
смысла», переносного значения слов и
фраз, неточных аргументов т.п. Речь должна
быть убедительной и одновременно понятной
для собеседника.
Косвенное воздействие – «употребление языковых форм для выражения иллокутивной силы, не связанной с их прямым языковым значением». Такие косвенные средства речевого воздействия не выражают открыто намерений субъекта, это, так называемые способы скрытого принуждения личности к определенному поведению. Используя косвенные средства можно так влиять на партнера ( подчиненного, просто собеседника), чтобы он остался не только доволен вашим решением, но и с удовольствием его выполнял.
30.Принято считать, что публичная речь — это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».
31.Риторический жанр - это исторически сложившийся устойчивый тип риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата. просьба или ультиматум, обращение или воззвание и т. д. — это решает тот, кто готовится выступить с речью. Но даже если жанр жестко задается ситуацией и темой речи (юбилейная речь, речь в прениях, лекция и т. д.), выступление может быть успешным только в том случае, когда оратор правильно представляет себе параметры этого жанра и адекватно реализует их в речи.
32.Информационная речь обращается к любознательности
слушателей и ставит целью передачу сведений.
Она дает новые знания, новое представление
о предмете. К информационным относятся
жанры доклад, инструктаж, отчет, обзор
и т. д.
Общая для всех информационных речей ситуация
– это ситуация отсутствия (осознанного
или неосознанного) у адресата необходимой
ему информации, вследствие чего и возникает
необходимость в ее передаче. В конкретных
обстоятельствах цель сообщения информации
реализуется в различных задачах, что
предполагает разновидности информационной
речи, т. е. ее жанры: сообщение информации
о себе – представление, сообщение информации
о предмете или явлении – объяснение,
о способах выполнения действия – инструкция,
о своем видении проблемы – мнение и т.
д.
Предмет информационной речи – все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. В работе менеджера это сведения о планах организации, способах и методах их выполнения, критериях оценки работы, формах контроля, кадровой политике, распределении прибыли и т. п. Постоянное информирование сотрудников о положении дел в организации как бы приближает работников всех категорий к участию в управлении ею, что ведет, как показывает практика, к ее процветанию.
Эпидейктическая речь обращается к эмоциям человека и ставит целью возбуждение конкретного чувства. Она затрагивает личные интересы слушателей и должна вызывать гнев, любовь к ближнему, патриотические чувства, благодарность, восторг, преданность, воздавать хвалу и т. п. Так, большинство речей на презентациях, выступления на юбилеях и при подписании важных документов являются эпидейктическими.
Содержание эпидейктической речи – это информация особого рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное отношение к нему через его оценку. Поэтому тезис эпидейктической речи – это оценочное суждение, отражающее личностное положительное отношение говорящего к предмету речи и ценности общающихся.
33.убеждение обязательно имеет две стороны: показ истинности тезиса и создание эмоционального отношения к нему, когда человек верит в правильность сказанного и воспринимает его как руководство к действию, причем такое отношение возможно только применительно к ценностным суждениям, связанным с нравственными ориентирами, эстетическими идеалами и т. п. (Ясно, что по отношению к теореме Пифагора говорить о вере, убеждении и т. п. было бы нелепо.) Именно поэтому выбор той или иной стратегии аргументации в убеждении целиком зависит от характера предполагаемой аудитории. Даже выбор тех или иных аргументов среди логических в воздействующей речи зависит от взглядов оратора и задачи речи и оказывается субъективным. В этом состоит основное отличие использования аргументов в убеждении и доказательстве. «Ведь доводы и доказательства диалектики, - утверждал Ф. Бэкон, - являются общими для всех людей, тогда как доводы и средства убеждения, используемые в риторике, должны изменяться применительно к характеру аудитории». Следовательно, для доказательства используются аргументы, которые требуются для подтверждения тезиса; для убеждения отбираются те аргументы (в том числе и рациональные), которые соответствуют взглядам оратора и кажутся убедительными аудитории.
34.Спор. Дискуссия и полемика. Спор является актом речевой коммуникации, это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нём сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить своё понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.
Рассмотрим положительные
черты спора как
1) Поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями гораздо эффективнее обмена вещами.
2) В споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
3) Осуществив процесс
спора, стороны приходят к
Остановимся на последнем пункте подробнее. Известная поговорка, «в споре рождается истина», обросла сотнями комментариев. Л.Н. Толстой, к примеру, высказался следующим образом:
Существует два основных вида спора: дискуссия и полемика. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого её решения.
Полемика же – это вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.
Рассмотрим особенности каждого вида.
Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
От других видов спора дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами, которые должны признаваться всеми её участниками.
Её цель – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия её участников по обсуждаемой проблеме.
Итог дискуссии должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. То есть результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством.
Теперь отметим отличительные черты полемики.
Цель данного вида спора – утверждение своей позиции.
Кроме того, участвующие в полемике стороны вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики.
Однако существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию. Среди них: наличие предмета спора, содержательная связность, недопустимость использования некорректных логических и психологических приёмов и т.д.
Помимо этого, существует ряд общих рекомендаций, выработанных эристикой. Их выполнение способствует повышению плодотворности спора.
Эристика. Так называется искусство ведения спора. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.
Она характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Рассмотрим эти понятия.
Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.