Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Речевые коммуникации"
1. Специфика речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно `перевести' сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как `проезд закрыт', `остановитесь'; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как `прошу дополнительную минуту перерыва' в спортивных состязаниях и т.п.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях. Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это - социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.
2. Коммуникативный акт и коммуниканты в юридической сфере
Коммуникативный акт - это элемент коммуникативного поведения, потока коммуникации как взаимодействия между коммуникантами, один из которых является адресантом, а другой адресатом (если взять одну любую временную точку, такое разграничение должно быть признано обязательным). Речевой акт - это элемент речевого поведения, речевого потока как процесса обмена сообщениями, оформленными с помощью естественного языка.
Коммуникантами выступают юристы, адвокаты и др.
3. Исторические аспекты в специфике речевой коммуникации
Впервые идею передачи текстовой (буквенной) информации на расстояние реализовал французский инженер К. Шапп. В 1791 г. он построил первый семафорный аппарат, просуществовавший до 1852 г. Связь осуществлялась визуальным образом: взаимное расположение стрелок (отвечавшее принятой системе условных обозначений) на башнях, построенных на возвышенностях, наблюдали с других башен в подзорные трубы. Число семафорных станции Франции к середине XIX в. достигло 556.
В 1830-х гг. российские
ученые-изобретатели П.Л.
В 1832 г. П.Л. Шиллинг
изобрел первый телеграфный
В 1837 г. американский
изобретатель С. Морзе
В 1843 г. начала действовать
первая междугородная (Санкт-
В 1844 г. появилась
телеграфная связь между
В 1854 г. французский механик Ш. Бурсель высказал предложение об использовании электрического тока для передачи звуковых сигналов. Через несколько лет эту идею реализовал для передачи музыкальных сигналов немецкий изобретатель Ф. Рейс («музыкальный телефон»).
В 1855 г. английский
изобретатель Д.-Э. Юз
В 1864 г. шотландский физик Дж.-К. Максвелл создал теорию электромагнитных волн.
В 1866 г. закончилась
прокладка первого
В 1870-х гг. французский
инженер-механик Ж. Бодо
В 1876 г. американский
инженер-электрик А.-Г. Белл
В 1877 г. венгерский инженер Т. Пушкаш разработал проект первой телефонной станции, который был затем реализован в США (Нью-Гавана). В том же году телефонная связь впервые была использована в военных целях (война Болгарии против Турции). Была сооружена 16-километровая телефонная линия между Ставкой действующей армии и г. Порадимой, где располагался штаб императора Александра II.
В 1878 г. русский физик
П.М. Голубицкий
В 1879 г. появились первые европейские телефонные станции (Париж), а в 1881 г. — одновременно в Москве, Петербурге, Одессе, Варшаве и Ревеле (Таллине).
В 1881 г. появились первые телефонные справочники (в Берлине и Нью-Йорке), а также первые телефоны-автоматы.
В 1885 г. русский инженер
П.М. Голубицкий разработал
В 1888 г. немецкий физик Г. Герц смог получить радиоволны и исследовать их свойства.
В 1889 г. американский изобретатель А.-Б. Строунджер разработал проект АТС — автоматической телефонной станции того типа, какой используется до сих пор.
В 1895 г. русский инженер
А.С. Попов и одновременно с
ним итальянский изобретатель
Г. Маркони сконструировали
В 1897 г. изобретатель
из Страсбурга К.-Ф. Браун
В 1898 г. в России была построена рекордная по тем временам (660 км) воздушная (провода на столбах) телефонная линия (Москва — Санкт-Петербург).
В 1899 г. в России
была построена линия
В 1901 г. Г. Маркони провел первую радиопередачу через Атлантику.
В 1907 г. петербургский ученый Б.Л. Розинг получил патент на «способ электрической передачи изображений». К 1912 г. Розинг разработал основные элементы черно-белого телевидения, включая систему развертки на 12 строк (в современных системах — 800 строк).
В 1923 г. американский
ученый русского происхождения
В. К. Зворыкин изобрел
В 1926 г. шотландец Дж.-Л. Бэрд впервые публично продемонстрировал телевидение.
В 1940-х гг. начались регулярные телепередачи (США, СССР).
В 1956 г. американская фирма «Ампекс» выпустила первую видеопленку.
В 1960 г. японская
фирма «Сони» выпустила первую
партию транзисторных
В 1969 г. японская фирма «Сони» выпустила первый видеомагнитофон.
В 1982 г. в Японии
(фирмы «Хитачи» и «Сони») начался
выпуск телевизоров с
В 1980-х гг. фирмой «Мицубиси» создан полиэкран размером 6x9 м, работу которого обеспечивали 25 тыс. электронно-лучевых трубок.
В 1986 г. началось
широкое использование
В 1990 г. голландская
фирма «Филипс» наладила
В 1990-х гг. появились
и сразу широко
4. Коммуникационные барьеры
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).
“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.
Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема -- звук), семантический (семантика -- смысловое значение слов), стилистический (стилистика -- стиль изложения, соответствие формы и содержания), логический.
1 Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:
1. когда говорят на иностранном языке;
2. используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:
1. внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
2. учет аудитории и
индивидуальных особенностей
3. наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
2 Семантический барьер
Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
1. любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
2. «смысловые» поля у разных людей разные;
3. зачастую используются
жаргонные слова, тайные языки,
Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное -- «все понимают по-своему».
Для преодоления семантического барьера необходимо:
1. говорить максимально просто;
2. заранее договариваться
об одинаковом понимании каких-
3 Стилистический барьер
Стилистический барьер непонимания
возникает, когда человек обязан
понять и, следовательно, отразить в
каком-то ответе или действии только
то словесное обращение, которое
подчинено установленной
Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать.
С определенными оговорками можно признать, что стиль -- это отношение формы сообщения к его содержанию. Поэтому главное при преодолении стилистического барьера -- правильно структурировать передаваемую информацию.
Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.
Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора -- подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении -- конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.