Социо-игровой подход к коррекции речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Описание

В современной коррекционной педагогике появляется много новых идей, терминов, направлений: «оригинальная методика обучения правильной речи», «современные подходы к обучению чтению» и т.п. Смысл каждого направления заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – «хорошая методика». Каждое направление является открытием современного варианта ранее известного.

Работа состоит из  1 файл

socio-igry_logopeda.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

 

V. Игры вольные (на воле)

Название

Правила  проведения

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет логопед

(ребёнок-ведущий) –  ловит, другая – убегает. Ловят  и убегают до определённой  черты (на 2-3 шага сзади стоящей  команды). Логопед (ребёнок-ведущий)  говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…».  В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы логопед (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие убегают – догоняют.

Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)

«День наступает  – 

всё оживает,

ночь наступает  – 

всё замирает» 

Логопед (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает –  всё оживает»,  играющие двигаются  по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда логопед (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых  движений «День наступает –  всё оживает» 

-использование целенаправленных  движений «День наступает –  всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.


 

Игровые  задания-упражнения  для  детей  с  нарушениями  речи

(с использованием  навыка ориентировки в пространстве)

Название

Правила  проведения

«Что 

изменилось?»

Логопед предлагает детям  осмотреться вокруг и определить, что стало 

по-другому (старое, новое, хуже, лучше и т.п.)

Варианты: о чём можно сказать, что это

-удивительное, радостное,  похожее, яркое, жидкое, жесткое,  др.

-над, под, ниже, выше, рядом, между и т.п.

«Что слышно?»

(за окном, 

за дверью и  т.п.)

Логопед предлагает детям  послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными.

Варианты: логопед предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам.

«Шумы»

Дети выбирают исполнителя  шума, который прячется за ширму. Слушающие определяют: Что? Где? Когда?

Вариант: исполнители (2 и более детей) воспроизводят картинку из ряда последовательных шумовых звуков.

«Люблю –

не люблю»

Дети стоят в кругу. Логопед (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу логопеда (ребёнка) дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в другом направлении. «Зевака» выходит из игры.

Варианты:

-ходьба спиной вперёд;

-к хлопкам подключается  притопывание, проговаривание слогов, слов, др.

«Сядь

по знаку»

Дети стоят в кругу. Логопед (ребёнок) соединяет ладони и дети садятся, открывает ладони – встают.

Вариант:

-ведущий меняет темы  игры (медленно-быстро; быстро-медленно);

-отвлекает игроков  разговорами)

«Узнай 

по голосу»

Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из игроков по сигналу логопеда (ребёнка) произносит слово (фразу). Водящий узнаёт игрока по голосу.

Вариант: «Жмурки» - на ощупь узнать одного из игроков.

«Встань

по пальцам»

Логопед (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах  число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Руки - ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Логопед (ребёнок) хлопает 1 раз  – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.


 

Игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи

(для творческого самоутверждения  в ситуациях сотрудничества)

Название

Правила  проведения

«Животные»

Логопед предлагает играющим выбрать, в каких животных они  «превратятся» (диких, домашних). Дети последовательно совершают определённые действия, характерные для выбранного животного. «Зрители» отгадывают, что  было задумано. Вариант: играющие выбирают животных и место обитания.

«Что на что  похоже»

Логопед предлагает найти  сходство одного предмета с другим (ножницы похожи на очки, велосипед) Вариант: назвать или обыграть, показать жестами.

«Превращение  предмета»

Логопед предлагает с  помощью действия-движения превратить один предмет в другой (ручку – в указку, носовой платок – в фартук, пелёнку, скатерть и т.п.)

«Обыграй превращение»

Логопед передаёт по кругу  предмет, называя его определённым именем, играющие действуют с ним  так, как если бы это было то, что назвал ведущий (предмет МЯЧ, ведущий называет его «яблоко», играющие «едят», «нюхают»)

«Превращение  комнаты»

Логопед предлагает с  помощью изображения действий превратить комнату в другое место (в парк, лес, цирк, театр и т.п.). Вариант: сохранить единый замысел для всех играющих («лес»), где каждый выбирает для себя роль (шумовое оформление, элементы декорации, актёры)

«Времена года»

Играющим предлагается придумать и изобразить действия, происходящие в разное время года. Зрители отгадывают «когда», «что» (зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке)

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров  – «зеркало»,

другой – стоящий  перед ним. «Зеркало» должно повторять  движения.

Варианты:

-логопед (ребёнок)  играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие

-«отражается» выражение  лица, настроение (хмурый, радостный,  обиженный)

«Тень»

Играющие парами двигаются  по комнате: один ребёнок – «тень», второй – партнёр. «Тень» как можно  точнее повторяет действия партнёра.

«Эхо»

Логопед (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический  рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду  или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу  ладонями и др.)

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

«Загадки»

Играют 4-6 детей. Логопед (ребёнок-ведущий) загадывает загадку (о предмете, животном, растении и т.п.), отгадавшие без слов изображают отгадку. Вариант: дети загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка ( с помощью слов, действий, рисунков)

«Изобрази профессию»

Играющие изображают действия, характерные определённой профессии  (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию.

Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)

«Волшебная  верёвочка»

Играющие парами (тройками) выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1,5 – 2 м), узнают, высказывают варианты сходства с  другими предметами.

«Давайте посчитаемся»

Логопед предлагает всем вместе найти варианты произношения считалок:

по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией (!, ?, .), рассчитывает один ребёнок, рассчитывают двое (произносят вместе или один произносит, другой – показывает), один говорит и показывает (другие хлопают в ладоши), произносят слова по очереди (с закрытыми глазами), рассчитываются, отвернувшись из круга и др. варианты.


 

Литература:

  1. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990.
  2. Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68

 


Информация о работе Социо-игровой подход к коррекции речевых нарушений