Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:46, доклад
Топика - логическая часть риторики или способ аргументации. Одновременно это стилистический прием, способ описания той или другой темы - набор свойственных этой топике клише.
(Ех) город - женщина; битва - пир; мироздание - книга.
24. Топика. Интертестуальность.
Топика - логическая часть риторики или способ аргументации. Одновременно это стилистический прием, способ описания той или другой темы - набор свойственных этой топике клише.
(Ех) город - женщина; битва - пир; мироздание - книга.
Особенно велика роль топики в культуре готового слова (риторики). Топос - и есть готовое слово в чистом виде. Описание действительности через готовое слово. Каждому жанру соответствует своя топика.
(Ех) ДРЛ
А.С.Орлов. (1ый стал использовать, открыл) - собрал списки - он открыл искусство нового старообрядчества.
Адрианова-Перетц - поэтический стиль Древней Руси - тоже о топике 1946г.
Творогов
В.В.Колесов (написал целый шкаф книг) ДРЛЯ - о том, что у каждого жанра свой топос, а для ДРЛЯ нет.
Пумпянский - о Тютчеве и "Медном всаднике" с литературой XVIIIв.
Есть ли топика в новой литературе?
Курцсус - топоса в новой литературе нет.
Фридлендер (настоящий марксист) - К.Маркс и вопросы литературы. Издал академическое собрание сочинений Достоевского. "Поэтика русского реализма" поднимает вопрос топики. Реализм для него - культура неготового слова/роман (Бахтин) - нериторическая культура.
В риторическую эпоху существует топика. Реализм стремится к бесконечному разнообразию. Исследуется топика применительно к дореалистической литературе.
Поздние исследования показали, что это не совсем так. (Тигрен - топос халата в русской литературе).
Сборник:
Гуськов - Мир как театр - состязание певцов как топос (о Тургеневе)
Бухаркин. Алексеева. Душечкина. - Топосы в постриторической культуре присутствуют. В риторическую эпоху текст указывает вектор своего понимания. Сюда включается и нетекстовые элементы: стиль, жанр, полдлежащие элементы.
Пресупозиция в риторической культуре существовала: знаем, что трагедия - нельзя было смеяться.
В постриторическую эпоху этого нет.
Читатель может проверить соответствует ли его понимание интенции текста.
(Ех) Некрасов - стихотворение " " Топос тишины - нельзя обличать тьму крест - это определенная правильность народной жизни. Этот же топос в "Бородине" в "Войне и мире" "На поле Куликовом" "Тихая моя родина" - истинно гармоническая жизнь. Это топос родины у Блока.
Но топика изменяется и приобретает определенные черты.
Топики в литературе неготового слова должно быть мало. Она существует в 2х вариантах:
1) Отчетливо узнаваемом (Ех) сирень, халат, кипарис ...
2) Проявляется неявно, маскируется (он требует усилий для опознания) (Ех) "Война и мир" - топос ("ВиМ" и творчество Толстого - апофеоз культуры неготового слова - действительность сама будто говорит от себя), но Толстой к топике относится настороженно. Готовую топику он использовал к отрицательным героям, которые не меняются (Наполеон и др). Элен - устойчивые лейтмотивы сопровождают ее образ, система мотивов дана с некоторой настойчивостью:
1 - спокойствие (неподвижность)
2 - придельно обнажена
3 - мраморность (особенно плечи и грудь)
=> топос ожившей статуи
2 модуса:
1) Миф о Пигмалионе и Галатее (параллельно с "Обрывом" Беловодова). Есть в стихотворении Баратынского.
2) (негативное) оживание статуи - вторжение чего-то жуткого и неживого.
На это обратил внимание Веселовский. Статуя богини оживает и несет с собой смерть параллельно с Гейне, Мериме связь с Христом: статуя - демон => противник христианской культуры.
Этот топос в странном виде оказывается чрезвычайно важен для Пушкина - Якобсон "О скульптурном мире в творчестве Пушкина" (оживление статуи, связанное с сексуальным началом, несет уничтожение, разрушение - "Медный всадник" "Сказка о Царе Салтане" "Каменный гость")
Сюда подключается "Война и мир": Элен - неживая, которая начинает двигаться и несет зло (связь с сексуальным началом) (Функция пресупозиции).
Знание топоса - создает правильную пресупозицию для понимания текста (его интенции).
Эту же функцию немаркированного двуголосного слова выполняет ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ. Литературная теория 20 века прошла под ее знаком. В начале 80х годов Лотман издал сборник, посвященный интертекстуальности.
Гаспаров - Литературные лейтмотивы.
Интертекстуальность - это ориентация на другой текст. Это не использование штампа или стереотипа, а использование фрагмента другого текста, или по-простому цитация.
Об этом писал Мандельштам ("В разговорах о Данте", в книге "Статьи о поэзии" 1920).
К.Тарановский - о Мандельштаме, 3 варианта одной книги:
1) "Эссе о Мандельштаме" (на английском)
2) "О Мандельштаме" (на сербском)
3) "О Мандельштаме" (на русском)
2 понятия:
1 - КОНТЕКСТ - необходим для понимания текста.
2 - ПОДТЕКСТ - в целом ряде случаев контекст приобретает обязательность, ибо без него не понять стихотворение.
(Ех) Тютчев "Я встретил вас" - надо учесть "Я помню время золотое" - такие случаи Тарановский предложил назвать ПОДТЕКСТОМ.
Эти случаи и есть предмет изучение интертекстуальных связей.
Резонанс вызвали идеи Бахтина среди французских семиотиков (Р.Барта и др) - идеи ДВУХГОЛОСОГО СЛОВА.
Кристева в книге "Интертекстуальность. Введение в семиотику": "Текст не мыслим без своего подтекста".
На практике это продемонстрировано у Р.Барта "SZ". Продемонстрирован анализ рассказа Бальзака. Главная проблема связана:
1) Что такое интертекстуальность, каков ее объем?
2) Как мы должны выделять отношения?
2 точки зрения:
1 - СТРУКТУРАЛИСТЫ - предлагали рассматривать исходя из замысла текста. Ограничиться знанием, который обладает автор текста.
(Ех) Блок не мог ориентироваться на китайскую, японскую, арабские поэзии и на то, что было после него.
2 - Р.БАРТ - Текст не зависим от тех знаний, которыми он обладает в момент создания. В течение своей "жизни", текст бесконечно обогащает свои смыслы.
Рецептивная эстетика, тоже Пинский: текст обладает горизонтом ожидания (семантическим потенциалом). Он раскрывается параллельно с жизнью во времени. Разные эпохи могут не вносить нового, а раскрывать существующий текст. Но мы не вкладываем в текст свое. С течением времени он раскрывает свой смысл.
Аверинцев - "Смысл не дан, а задан."
Надо использовать приемы для актуализации тех смыслов, которые неясны.
- Если бы Татьяна ушла с Онегиным - это написано в "Анне Карениной". Надо обязательно учитывать связь с поздними текстами.
Роль ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
2 точки зрения:
1) Они способстовали большему прояснению художественного смысла
2) Кристева, де Ман, Барт, деконструктивисты: интертекстуальность бесконечно расширяет смысл текста. (Текст - бесконечный текст является бесконечным набором связей, возможность создания текстов, благодаря интертекстуальности, пустая ячейка.
Если мы полагаем 1), то возникает вопрос об иерархии интертекстуальных связей (они направлены в разные стер)
(Ех) "Полутона рябины и малины" Г.Иванов (посвящ Вл.Маркову)
"Как хороши, как свежи были розы"
Баллада Гете "Коринфская невеста"
"Дорога жизни" Баратынского
"Телеги жизни" Пушкина
(Ех) "Концерт на вокзале" Мандельштам
"Смычок и скрипка" Анненский
1. Главные интертекстуальные связи оказываются те связи (интертекстуальные), которые соотносятся с внутритекстовыми.
2. Надо учитывать степень авторитетности источников, которые появляются в этом тексте.
3. Надо учитывать связи интертекстуальных перекличек друг с другом.
Еще 1 проблема - можно ли говорить об интертекстуальности по отношению к литературе риторической эпохи.
Интертекстуальные связи - ДИАЛОГ ТЕКСТА С ТЕКСТОМ - А был ли диалог в риторическую эпоху?
В эпоху готового слова текст не был собственностью: это использование ужесозданного как хорошие, красивые фразы и тд. Но это большая проблема - отсутствие диалога между конкретными текстами. Вопрос о типах интертекстуальных отношений. В поэтической форме речевой композиции предусматривается большое количество интертекстуальных отношений.
Эпиграф - интертекстуальность.
Главный вопрос романа Мастера - интертекстуальность или нет?
1 - И.В.Арнольд "Семантика. Стилистика. Интертекстуальность." - Любое появление другого текста - это все интертекстуальность.
(Ех) письмо Татьяны к Онегину, роман Мастера
2 - Перекличка реально существующих текстов, т.е. текстов вне этого текста - письмо Татьяны к Онегину - НЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ. Оно существует только в "Евгении Онегине".
Классификации интертекстуальности
- По объему
- По характеру
4 вида интертекстуальных связей
1) Текст, послуживший импульсом к созданию некоторого текста/образца; он может быть разной структуры. (Ех) "Преступление и Наказание" Достоевского - Поль Бурже "Ученик". "Памятник" Державина - "Памятник" Пушкина. "На севере диком" - Стефанович.) Текст сложной структуры может быть импульсом - ГИПЕРТЕКСТА. (Лотман) (Ех) "Домби и сын" Диккенса - "Домби и сын" Мандельштама. И.С.Тургенев (гипертекст) - "А еще недавно было все, как надо" Г.Иванов.)
2) Заимствование по ритму и звучанию (это связь с интонацией стиха). (Ех) "Выхожу один я на дорогу" - Тарановский "Семантический ореол Я5")
3) Текст объясняется и поддерживается смыслом предшествующего текста. (Ех) Соснора "Я вас любил". Бродский "Я вас любил". Т.Кибиров "Амур ..." (Баратынский).
4) Текст настроен полемически по отношению к своему претексту (он его переворачивает). (Ех) Стефанович "Я в жизни счастлив не был ни минуты" - зеркальное отражение стихотворение Анненского "Гармония" "В тумане волн ..." ).
***
2 понимания интертекстуальности (Гаспаров "Литературные лейтмотивы"):
1) Славистика, Тарановский ("О поэзии Мандельштама") - Связь текста с предшествующим текстом, знакомым автору.
2) Французские традиции - Связь с любыми текстами, без учета связи текста с предшествующим текстом, знакомым автору, невозможно воспринять произведение. (Контекст - необходимый подтекст).
1