Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:07, контрольная работа
Антитеза - риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
3)Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны.
Инверсия - филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём.
Примеры:
1)Минутных жизни впечатлений
Не сохранит душа моя…
2) Государь мой, — читал он, — Александр Васильич!
Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тривожить.
3) Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?
Эллипсис - намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта.
Примеры:
1) Вот он в беде - но никто не поможет, никто не подскажет ( «ему»- пропускаем)
2)Все лишь винят («его» пропускаем)
3) И поднялся незадетый,
Цельный. Ждет за косяком.
Офицер - из пистолета,
Теркин - в мягкое - штыком.
Гипербатон - фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов.
Примеры:
1)В том, что сказано мне людьми, заповедано Богом,
Запрещено законом и правом, - о том я ни слова…
2)И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
3)Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.
Фигуры повтора:
Эпаналепсис - фигура речи, в которой повторяется слово или выражение в начале или в конце последовательных сочетаний или предложений. Примеры:
1)Мы тебя знаем; о да мы тебя воистину знаем.
2)Ты - разумнее всех; ты меж нами подобен Минерве.
3)Скорее, скорее в путь.
Анафора - стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Примеры:
1) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
2)Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
3) Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
Эпифора - риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.
Примеры:
1)И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие. Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие. Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие.
2) Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
3) Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…
Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно…
Фигура стыка - повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах.
Примеры:
1)Повалился он на холодный снег
На холодный снег, словно сосенка
Словно сосенка во сыром бору...
2) Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать.
На кресте сидит вольна пташечка,
Вольна пташечка бор-кукушечка
Высоко сидит, далеко глядит.
Далеко глядит за сине море.
Целовал он ей руки белые,
Руки белые, пальцы тонкие,
Пальцы тонкие в золотых перстнях.
3) Я на башню всходил, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня.
Симплока - стилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетание эпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины.
Примеры:
1)Во поле берёза стояла
Во поле кудрявая стояла.
2) Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
3) Я сегодня не приду домой —
Где я?
Я сегодня в Киев не приеду —
Где я?
Я сегодня не сомтрю на тебя —
Где я?
Я сегодня и вчера —
Где я?
Киклос – фигура, которая предполагает повтор одних и тех же, слов в одном и Том же предложении, причем в соответствии с определенной твердой схемой. Начальные слова предложения возвращаются в качестве слов, заключающих данное предложение.
Примеры:
1)Коня, коня, полцарства за коня.
2)Хорош, ничего не скажешь, хорош.
3)Забастовка, которая ничем не завершается, не забастовка.
Диафора - фигура речи, создаваемая в результате повторения произнесенных выше слов в измененном, как правило усиленном, значении.
Примеры:
1)Всякий муж, если только он муж, возмутится на это.
2) Женщина, женщина! впрямь, ты лишь женщина: это и горько.
3) Эти лица, проступающие из толпы.
На мокрой, черной ветке цветы.
Фигуры, создающие эффект диалога:
Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Примеры:
1) Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
2) Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
3)А судьи кто?
Риторическое восклицание - приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Примеры:
1)Какой размах! Какой простор уму!
На сцене слитность грации и такта!
2) Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство.
3) Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин!
(Зубами — коль стих не шёл!).
Риторическое обращение - стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.
Примеры:
1) А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
2) О, мой завтрашний день!
Что принесёшь ты мне: победу или поражение? Смерть или жизнь?
Ты таишь в себе столько загадок, которые я не в силах разгадать, а могу увидеть лишь результат.
3)Ты сжалишься надо мной или погубишь?
Но нет!
Не стоит же меня жалеть. Ведь я не жалок и не низок.
Руку я к сердцу приложу и Богу помолюсь.
И что увижу я?
Рука! В крови рука моя!
И значит это, что ты пришёл, а я уже погиб.
Ответствование - вопрос от лица аудитории и ответ на него от лица говорящего.
Ответствование одновременно пробуждает активность аудитории в нужном направлении и упреждает нежелательный для ритора вопрос или возражение. Пример:
Вы спросите, в чем различие интуитивизма от субъективизма? Не правда ли, это заслуживает внимания. И вот в чем дело. Интуитивизм утверждает, что интуитивное знание дает предмет целиком сразу, тогда как рассудочный анализ имеет дело с частями предмета, из которых слагается целое; далее, интуитивное знание дает содержание самой вещи и ее действительной сущности и, следовательно, имеет абсолютный характер, тогда как рассудочный анализ оперирует с символами, имея, следовательно, относительный характер.
Предупреждение - намеренное выдвижение ритором возражения или утверждения оппонента и ответ на него, изображение полемики, в котором обычно используются прежние высказывания оппонента.
Пример:
«Что ты говоришь? От войны, начатой беглыми рабами, Сицилия была избавлена благодаря твоей доблести? Великая это заслуга и делающая тебе честь речь! Но все-таки - от какой же это войны? Ведь, насколько нам известно, после той войны, которую завершил Марк Аквилий, в Сицилии войны с беглыми рабами не было. - «Но в Италии такая война была». - Знаю, и притом большая и ожесточенная. И ты пытаешься хотя бы часть успехов, достигнутых во время этой войны, приписать себе? И ты хочешь разделить славу той победы с Марком Крассом и Гнеем Помпеем? Да, пожалуй, у тебя хватит наглости даже и на подобное заявление.
Предуведомление - вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудитории, который иногда дополняется комментарием.
Пример:
«И сегодня, вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время и его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?
Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - разрушители старинных правил семейного порядка, не мы ли — отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.
Параллепсис - троп, механизм действия которого состоит в его "самоуничтожении". При паралепсисе сообщается именно то, о чем говорящий собирается умолчать. Троп этот имеет весьма широкое распространение в речи, причем употребляется чаще всего неосознанно. Разумеется, при неосознанном употреблении он уже не является тропом и подлежит суду с точки зрения логических законов (прежде всего с точки зрения закона противоречия). Правда, следует помнить, что многие паралепсисы настолько прочно вошли в речевой обиход, что уже не воспринимаются как таковые, будучи просто своего рода речевыми клише. Примеры:
1)Я уже не говорю, что вы идиот.
2) Я никогда не употребляю - и, видимо, сейчас опять не употреблю! - слова "задумка".
3)Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушаенье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, которая есть лебединая песнь старинного повара, о том соусе, который подавался обхваченный всеь винным пламенем, что очень забавляло и пугало дам!
Риторический гамбит - композиционный прием, при котором начало высказывания (речи) содержит невыгодное для оратора суждение. За счет указания на невыгодность, затруднительность своего положения говорящий получает позиционное преимущество.
Пример:
начало шахматной (шашечной) партии, в которой жертвуют фигуру или пешку (шашку) ради получения активной позиции.
Тропы:
Аллегория - условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение. Примеры:
1) Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
любившее розу тайком.
2) То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа.
3)Картина «Союз Земли и воды».Аллегорией Земли служит фигура женщины, держащей в руке плоды земли. Аллегорией Воды служит фигура мужчины, напоминающего античного бога морей Посейдона с трезубцем в руке. Из опрокинутого кувшина течет поток воды, в пене которой резвятся морские существа. Союз Земли и Воды венчает еще одна аллегорическая фигура Славы. Она держит над головой женщины, олицетворяющей Землю, венок из лавровых листьев. Такой же венок украшает голову мужчины.
Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Примеры:
1) И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
2) И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то...
3)Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала.
Антономасия - троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Латинское по происхождению название для того же поэтического тропа или, в иной перспективе, риторической фигуре, — прономина́ция .
Примеры:
1)Мы пили песни, ели зори
и мясо будущих времён, а вы —
с ненужной хитростью во взоре
сплошные тёмные Семёновы.
2) Я ускользнул от Эскулапа
Худой, обритый — но живой;
Его мучительная лапа
Не тяготеет надо мной.
3) Или это сказка
Тупой бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана? (т. е. Микеланджело).
Анафора - повтор слов и словосочетаний в началах смежных отрезков речи. Яркие примеры анафоры находим в поэтических произведениях.