Тропы и фигуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

Антитеза - риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом

Работа состоит из  1 файл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

 

3)Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны.

 

Инверсия -  филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём.

Примеры:

1)Минутных жизни впечатлений

   Не сохранит душа моя…

2) Государь мой, — читал он, — Александр Васильич!

Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тривожить.

3) Сравнится ль что в моих стихах

    С нежнейшей матери слезами?

 

Эллипсис - намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта.

Примеры:

1) Вот он в беде - но никто не поможет, никто не подскажет ( «ему»- пропускаем)  

2)Все лишь винят («его» пропускаем)

3) И поднялся незадетый,

   Цельный. Ждет за косяком.

Офицер - из пистолета,

Теркин - в мягкое - штыком.

 

Гипербатон - фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов.

Примеры:

1)В том, что сказано мне людьми, заповедано Богом,

   Запрещено законом и правом, - о том я ни слова…

2)И бога браней благодатью

   Наш каждый шаг запечатлён.  

3)Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.

 

Фигуры повтора:

Эпаналепсис - фигура речи, в которой повторяется слово или выражение в начале или в конце последовательных сочетаний или предложений. Примеры:

1)Мы тебя знаем; о да мы тебя воистину знаем.

2)Ты - разумнее всех; ты меж нами подобен Минерве.

3)Скорее, скорее в путь.

 

Анафора - стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Примеры:

1) Не напрасно дули ветры,

    Не напрасно шла гроза.

2)Черноглазую девицу,

   Черногривого коня.

3) Пока не жаждет пулемёт

Распотрошить людскую гущу,

Живёт и здравствует омет

Средь мельниц, урожай жующих.

Пока не страждет командарм

Рассечь врага одним ударом,

Амбары полнятся недаром

Полей золотоносным даром.

Пока не скажет вражий гром

Своё вступительное слово,

В полях не может быть иного

Ловца пространств, чем агроном.

 

Эпифора - риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Примеры:

1)И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие. Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие. Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие.

 

2) Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

 

3) Меня зовут юнцом безусым,

Мне это, право, всё равно.

Зато не величают трусом…

Давным-давно… Давным-давно…

Иной усищи крутит яро,

Бутылкам всем глядится в дно,

Но сам лишь копия гусара…

Давным-давно… Давным-давно…

Иной клянётся страстью пылкой,

Но, коли выпито вино,

Вся страсть его на дне бутылки…

Давным-давно… Давным-давно…

Влюблённым море по колено,

Я с ними в этом заодно,

Но караулит всех измена…

Давным-давно… Давным-давно…

 

Фигура стыка - повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах.

Примеры:

1)Повалился он на холодный снег

   На холодный снег, словно сосенка

   Словно сосенка во сыром бору...

 

2) Станем-ка, ребята челобитную писать,

Челобитную писать, во Москву посылать.

Во Москву посылать, царю в руки подавать.

На кресте сидит вольна пташечка,

Вольна пташечка бор-кукушечка

Высоко сидит, далеко глядит.

Далеко глядит за сине море.

Целовал он ей руки белые,

Руки белые, пальцы тонкие,

Пальцы тонкие в золотых перстнях.

 

3) Я на башню всходил, и дрожали ступени.

И дрожали ступени под ногой у меня.

 

Симплока - стилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетание эпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины.

Примеры:

1)Во поле берёза стояла

   Во поле кудрявая стояла.

 

2) Молодым везде у нас дорога,

     Старикам везде у нас почёт.

 

3) Я сегодня не приду домой  —

    Где я?

    Я сегодня в Киев не приеду —

     Где я?

     Я сегодня не сомтрю на тебя —

     Где я?

     Я сегодня и вчера —

     Где я?

 

Киклос – фигура, которая предполагает повтор одних и тех же, слов в одном и Том же предложении, причем в соответствии с определенной твердой схемой. Начальные слова предложения возвращаются в качестве слов, заключающих данное предложение.

Примеры:

1)Коня, коня, полцарства за коня.

2)Хорош, ничего не скажешь, хорош.

3)Забастовка, которая ничем не завершается, не забастовка.

Диафора - фигура речи, создаваемая в результате повторения произнесенных выше слов в измененном, как правило усиленном, значении.

Примеры:

1)Всякий муж, если только он муж, возмутится на это.

2) Женщина, женщина! впрямь, ты лишь женщина: это и горько.

3) Эти лица, проступающие из толпы.

     На мокрой, черной ветке цветы.

 

Фигуры, создающие эффект диалога:

Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.

Примеры:

1) Могу ль узреть во блеске новом

    Мечты увядшей красоту?

    Могу ль опять одеть покровом

    Знакомой жизни наготу?

 

2) Куда ты скачешь, гордый конь,

    И где опустишь ты копыта?

 

3)А судьи кто?

 

Риторическое восклицание - приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Примеры:

1)Какой размах! Какой простор уму!

   На сцене слитность грации и такта!

2) Какое лето, что за лето!

    Да это просто колдовство.

3) Тридцатая годовщина

    Союза — держись, злецы!

    Я знаю твои морщины,

    Изъяны, рубцы, зубцы —

    Малейшую из зазубрин!

    (Зубами — коль стих не шёл!).

 

Риторическое обращение - стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Примеры:

1) А вы, надменные потомки

    Известной подлостью прославленных отцов,

    Пятою рабскою поправшие обломки

    Игрою счастия обиженных родов!

 

2) О, мой завтрашний день!

    Что принесёшь ты мне: победу или поражение? Смерть или жизнь?

    Ты таишь в себе столько загадок, которые я не в силах разгадать, а могу увидеть лишь     результат.

   3)Ты сжалишься надо мной или погубишь?

   Но нет!

   Не стоит же меня жалеть. Ведь я не жалок и не низок.

   Руку я к сердцу приложу и Богу помолюсь.

   И что увижу я?

   Рука! В крови рука моя!

   И значит это, что ты пришёл, а я уже погиб.

 

Ответствование - вопрос от лица аудитории и ответ на него от лица говорящего.

Ответствование одновременно пробуждает активность аудитории в нужном направлении и упреждает нежелательный для ритора вопрос или возражение. Пример:

Вы спросите, в чем различие интуитивизма от субъективизма? Не правда ли, это заслуживает внимания. И вот в чем дело. Интуитивизм утверждает, что интуитивное знание дает предмет целиком сразу, тогда как рассудочный анализ имеет дело с частями предмета, из которых слагается целое; далее, интуитивное знание дает содержание самой вещи и ее действительной сущности и, следовательно, имеет абсолютный характер, тогда как рассудочный анализ оперирует с символами, имея, следовательно, относительный характер.

 

Предупреждение - намеренное выдвижение ритором возражения или утверждения оппонента и ответ на него, изображение полемики, в кото­ром обычно используются прежние высказывания оппонента.

Пример:

«Что ты говоришь? От войны, начатой беглыми рабами, Сицилия была избавлена благодаря твоей доблести? Великая это заслуга и де­лающая тебе честь речь! Но все-таки - от какой же это войны? Ведь, насколько нам известно, после той войны, которую завершил Марк Аквилий, в Сицилии войны с беглыми рабами не было. - «Но в Италии такая война была». - Знаю, и притом большая и ожесточенная. И ты пытаешься хотя бы часть успехов, достигнутых во время этой войны, приписать себе? И ты хочешь разделить славу той победы с Марком Крассом и Гнеем Помпеем? Да, пожалуй, у тебя хватит наглости даже и на подобное заявление.

 

Предуведомление - вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудитории, который иногда дополняется комментарием.

Пример:

«И сегодня, вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время и его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?

Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - разрушители старинных правил семейного порядка, не мы ли — отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

 

Параллепсис -  троп, механизм действия которого состоит в его "самоуничтожении". При паралепсисе сообщается именно то, о чем говорящий собирается умолчать. Троп этот имеет весьма широкое распространение в речи, причем употребляется чаще всего неосознанно. Разумеется, при неосознанном употреблении он уже не является тропом и подлежит суду с точки зрения логических законов (прежде всего с точки зрения закона противоречия). Правда, следует помнить, что многие паралепсисы настолько прочно вошли в речевой обиход, что уже не воспринимаются как таковые, будучи просто своего рода речевыми клише. Примеры:

1)Я  уже не говорю, что вы идиот.

2) Я никогда не употребляю - и, видимо, сейчас опять не употреблю! - слова "задумка".

3)Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушаенье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, которая есть лебединая песнь старинного повара, о том соусе, который подавался обхваченный всеь винным пламенем, что очень забавляло и пугало дам!

 

Риторический гамбит -  композиционный прием, при котором начало высказывания (речи) содержит невыгодное для оратора суждение. За счет указания на невыгодность, затруднительность своего положения говорящий получает позиционное преимущество.

Пример:

начало шахматной (шашечной) партии, в которой жертвуют фигуру или пешку (шашку) ради получения активной позиции.

Тропы:

Аллегория - условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение. Примеры:

1) Грустит соловей у поверженной розы,

    надрывно поёт над цветком.

    Но льёт и садовое пугало слёзы,

    любившее розу тайком.

 

2) То с трепетным смаком,

    то друга в объятьях душа,

    как лилия с маком,

    целуется с сердцем душа.

 

3)Картина «Союз Земли и воды».Аллегорией Земли служит фигура женщины, держащей в руке плоды земли. Аллегорией Воды служит фигура мужчины, напоминающего античного бога морей Посейдона с трезубцем в руке. Из опрокинутого кувшина течет поток воды, в пене которой резвятся морские существа. Союз Земли и Воды венчает еще одна аллегорическая фигура Славы. Она держит над головой женщины, олицетворяющей Землю, венок из лавровых листьев. Такой же венок украшает голову мужчины.

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Примеры:

1) И шальной, шевелюру ероша,

    В замешательстве смысл темня,

    Ошарашит тебя нехорошей

   Глупой сказкой своей про меня.

 

2) И тогда под звуки мандолины

    Выйдешь ты в туман долины,

   Чтобы в медленном кругу гавота

   Беспокойно ожидать кого-то...

 

3)Выходила к ним горилла,

   Им горилла говорила,

   Говорила им горилла,

   Приговаривала.

 

Антономасия  -  троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Латинское по происхождению название для того же поэтического тропа или, в иной перспективе, риторической фигуре, — прономина́ция .

Примеры:

1)Мы пили песни, ели зори

и мясо будущих времён, а вы —

с ненужной хитростью во взоре

сплошные тёмные Семёновы.

 

2) Я ускользнул от Эскулапа

Худой, обритый — но живой;

Его мучительная лапа

Не тяготеет надо мной.

 

 

3) Или это сказка

    Тупой бессмысленной толпы — и не был

    Убийцею создатель Ватикана?  (т. е. Микеланджело).

 

Анафора - повтор слов и словосочетаний в началах смежных отрезков речи. Яркие примеры анафоры находим в поэтических произведениях.

Информация о работе Тропы и фигуры