Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:32, реферат
Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Нет необходимости доказывать, как велико значение выработки правильного ударения в школе. Между тем нельзя сказать, что в этом отношении в нашей преподавательской практике все благополучно.
Введение ……………………………………………………………….3
Изменения в ударении………………………………………………...4
Словесное ударение…………………………………………………...5
Фонетическая природа ударения…………………...………………..6
Место ударения в русском языке…………………………………....………….7
Безударные и слабоударяемые слова (Клитики)……………………………...10
Слабое ударение………………………………………………………………...13
Фразовое, тактовое, логическое ударение………………………………….…14
Место ударения и фонетический состав слова (расстановка ударения
в неизвестных словах иностранного происхождения)……………………….15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Таганрогский
Государственный Педагогический Институт
Реферат
по современному русскому языку
на тему:
«Ударение»
Выполнила:
Неверова В.Н.
Содержание :
Изменения в ударении………………………………………………...4
Словесное ударение…………………………………………………...
Фонетическая
природа ударения…………………...…………
Место ударения
в русском языке…………………………………..
Безударные и слабоударяемые слова (Клитики)……………………………...10
Слабое ударение………………………………………
Фразовое, тактовое, логическое ударение………………………………….…14
Место ударения и фонетический состав слова (расстановка ударения
в неизвестных
словах иностранного происхождения)……………………….15
Причин этому несколько.
Изменения в ударении
Колебания в ударении (как, впрочем, и другие колебания норм) определяются влиянием диалектов и существованием в самой системе литературного языка разных «моделей». Например, распространенное ненормативное взя/ла, зва/ла вместо литературного взяла/, звала/, вызвано с одной стороны, влиянием южнорусских говоров, а с другой – воздействием аналогии с другими формами: взял, звал, взя/ли, зва/ли.
Нередко, однако, ошибка в ударении с течением времени перестает быть ошибкой и становится новой нормой литературного языка.
В современном литературном языке действует несколько активных тенденций, приводящих к изменению норм в месте ударения. У существительных – это в основном тенденции к подвижному ударению, у глаголов – тенденция к закреплению ударения за корневым слогом. Во втором случае сказалось, вероятно, влияние южнорусских говоров. Как известно, в течение последних веков воздействие южных говоров на литературный язык заметно усилилось. Нормы ударения, сложившиеся на северной диалектной основе, постепенно разрушались, уступая место живым языковым явлениям. Помимо влияния южнорусских говоров, некоторые исследователи связывают стабилизацию ударения у глаголов на корне как такового.
В данной работе рассматриваются лишь некоторые, наиболее активные и отчетливые процессы изменения ударения в современном русском литературном языке. В качестве доказательства тех или иных сдвигов в ударении привлекаются показания словарей различных периодов, материалы грамматик и других научных пособий, данные статистического обследования современной устной речи.
Словесное ударение
Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение, т.е. выделение с помощью словесных средств одного из слогов слова. Слог, несущий ударение, называется ударным в противоположность безударному, не несущему ударение. Однако словесное ударение - это не единственный вид ударения в русском языке. Существуют еще синтагматическое ударение, или ударение синтагмы – наименьшего интонационно – смыслового отрезка речи (н., сегодня ве/чером / меня не будет до/ма) и логическое ударение, при помощи которого выделяется наиболее важное в смысловом отношении слово в данной фразе (н., дайте мне послед/ний номер журнала). Эти типы ударения в противоположность словесному могут быть названы типами несловесного ударения.
Словесное ударение является обязательным признаком слова1. Фонетическая структура слова в русском языке такова, что один из его слогов является ударным. В силу обязательной ударности одного из слогов другие слоги противопоставляются ему как безударные. Звуки безударных слогов, и прежде всего гласные, отличаются в фонетическом отношении от звуков ударных слогов. Фонетическая неравноценность слогов является характерной особенностью русского слова.
Ударный слог занимает в слове фиксированное положение. Определенное место ударения в слове является его обязательной характеристикой. С изменением места ударения изменяется и звуковая оболочка: либо возникает новое слово или форма слова (тра/вы – травы/), либо создается бессмысленное звукосочетание (кипи/т – ки/пит). Ударение выполняет образующую функцию (участвует в построении звуковой оболочки слова) и опознавательную (слово опознается как данное слово лишь при определенной постановке ударения). Однако само по себе место ударения
1В русском языке есть слова не несущие ударения, н., [нъ-п/\лу/]
является индивидуальной
характеристикой слова как
Фонетическая природа ударения
Словесное
ударение в русском языке
Во-первых, ударный слог выделяется своей большей длительностью, своим количеством, т.е. русское ударение является к о л и ч е с т в е н н ы м. Именно количественное выделение ударного слога должно быть признано его основной характеристикой. Экспериментально доказано, что удлинение гласного воспринимается носителями русского языка как ударность.
Во-вторых, ударный слог обычно произносится с большей силой, поэтому словесное ударение может быть названо с и л о в ы м или динамическим. В акустическом плане динамическое ударение характеризуется большей громкостью ударного слога. С физиологической стороны оно характеризуется усилением мускульного напряжения, а также усилением выдоха.
Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словоформах пила/, пилы/, пилу/, пили/, или в словах трава/, вода/, сукно/, сыро/й ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали/, травы/, могу/, безударный гласный громче ударного. Однако мы безошибочно узнаем ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим. Мы можем произнести слово громче или тише. Но у гласных звуков есть собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъема) [и], [ы],[у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили/ второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] – ниже этого порога. В слове пали/ [а] громче [и], но как ударный воспринимается [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [и] – ниже.
В-третьих,
ударный слог имеет свою качественную
сторону, что связано с четким
противопоставлением ударных и
безударных гласных в русском
языке. Ударный слог произносится более
ясно, более отчетливо, тогда как звуки
безударных слогов в той или иной степени
редуцируются. Ударный слог, таким образом,
выделяется своим качеством. Л.В. Щерба
в набросках статьи об ударении называет
эту его сторону к
а ч е с т в е н н ы м ударением. Например,
в предложении –
Вот брат взял нож
ударение воспринимается на всех словах,
хотя здесь нет безударных слогов, с которыми
можно было бы сравнивать ударные. Объясняется
это, в частности, тем, что [о] в словах
вот, нож и [а] после мягкого согласного
в слове [вз’ал] могут быть только под
ударением и не характерны для безударных
слогов, а у [а] в слове брат
отсутствует редукция.
Место ударения в русском языке
В связи с местом словесного ударения языки мира разделяются на два типа – языки со связанным и свободным ударением. Связанным называется такое ударение, которое занимает определенное, фиксированное место в слове. Так в турецком языке, как и вообще в большинстве тюркских языков, ударение всегда падает на последний слог слова, в венгерском и чешском – на первый слог, в польском – на предпоследний слог. В некоторых языках ударение является частично связанным. Так, в древнегреческом языке оно может стоять на одном из трех последних слогов слова.
Русский язык относится к числу языков со с в о б о д н ы м ударением. это значит, что в русских словах ударение может стоять на любом месте и быть сколь угодно удаленным от начала и конца и падать на любую морфему – приставку, корень, суффикс и окончание: вы/пустить, до/мик, столо/вая, дела/жю.э. Положение ударения в какой-то степени зависит от длины слова. Так, слова, насчитывающие более 10 слогов, в русском языке довольно редки.
Разноместность русского ударения видна из следующих примеров: рука/, берега/, колокола/, ознаменова/л, интернациона/л, полупролетариа/т (ударение отдаляется от начала слова); го/род, ра/дуга, ра/достные, ми/лостивы, па/поротниками, скла/дывающимися (ударение отдаляется от конца слова). Очевидно, дальше седьмого слога от начала и от конца ударение в русском языке не заходит.
В
пределах одного языка могут различаться
слова с подвижным и
Изменение места ударения в формах слова служит признаком данной парадигмы. При этом выявляется морфологическая роль ударения. Группировка слов по типам ударения в русской лингвистической традиции берет начало от грамматики Востокова (1831 г.)
Таким
образом, свободным или связанным
ударением характеризуется язык
в целом; подвижным или неподвижным
ударением характеризуется
Место ударения в слове может изменяться в процессе развития языка: слово музыка во времена Пушкина имело ударение на среднем слоге. В некоторых случаях с изменением ударения стало связываться и различие значения. Так, слова ха/ос и хао/с несколько разошлись по значению и стилистической окраске: ха/ос – стихия, из которой возникла жизнь; хао/с – беспорядок. В некоторых словах колебание ударения может и не сопровождаться дифференциацией значения, например, ина/че и и/наче, творо/г и тво/рог. Можно считать, что здесь одно и то же значение связано с несколько различными звуковыми оболочками. Однако это явление для русского языка малотипично.