Ускоренная речь и методика ее исправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:10, доклад

Описание

Некоторые дети говорят так быстро, что трудно понять их. Такой ускоренный темп речи без своевременного логопедического вмешательства может остаться на всю жизнь. Ускоренная речь чаще всего наблюдается у детей нервных, возбужденных, порывистых, неуравновешенных. В основе этого недостатка лежит слабость тормозных процессов в головном мозгу, слабый или неустойчивый (холерический) тип нервной системы.

Работа состоит из  1 файл

Темп и ритм в речи.docx

— 15.91 Кб (Скачать документ)

Ускоренная  речь и методика ее исправления

Некоторые дети говорят  так быстро, что трудно понять их. Такой ускоренный темп речи без своевременного логопедического вмешательства  может остаться на всю жизнь.  Ускоренная речь чаще всего наблюдается  у детей нервных, возбужденных, порывистых, неуравновешенных. В основе этого  недостатка лежит слабость тормозных  процессов в головном мозгу, слабый или неустойчивый (холерический) тип  нервной системы. В некоторых  случаях ускоренная речь развивается  вследствие подражания такой же речи окружающих.  Как правило, при  ускоренной речи звуковой состав и  синтаксис речи не изменяются. Неумеренно быстрый темп обычно сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук и всего тела. Но иногда скороговорка в речи ребенка сопровождается рядом  других недостатков. Ребенок может  пропускать и целые фразы, перепутать их, искажать или заменять другими. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Говорящий захлебывается, не успевает проглатывать слюну, и она брызжет  наружу, неправильно употребляет  грамматические формы слов, путает их порядок.  В основе этого нарушения  лежит более глубокое расстройство тормозных процессов. Такие дети обычно не умеют слушать других (у  них плохое слуховое внимание), и  поэтому они плохо улавливают, как говорят окружающие. Нередко  это бывает от неправильного домашнего  воспитания.  В обоих случаях  ускоренная речь представляет собой  почву для заикания. Чтобы устранить  ускоренную речь, в первую очередь  нужно укреплять нервную систему  дошкольника, воздействовать на его  поведение, помочь ему изживать суетливость, непоседливость, учить его доводить начатое дело до конца. Одновременно с этим дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. Ребенку  старшего возраста предлагается всегда придерживаться правила: «Прежде чем  говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори». Для примера воспитатель произносит таким способом несколько фраз и  предлагает ребенку повторить их сначала за собой, а затем самостоятельно.  В дальнейшем воспитатель систематически добивается от ребенка замедленной  речи (вначале она должна быть даже несколько медленнее обычной). Очень  полезно научить ребенка читать под такт стихи, отбивая каждый слог ударом руки по столу. Хорошо говорить под музыку, под маршировку. Благотворны  пение, физкультура, ритмика, связанная  с речью, — все, что упорядочивает  движения.  Рекомендуется и такой  прием: на заданный вопрос дитя сначала  отвечает мысленно, потом тихим шепотом  или шевеля губами, а затем произносит уже вслух, медленно и ритмично.  При ускоренной речи часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления, поэтому следует уделить много внимания воспитанию у детей логического мышления, учить их каждую последующую мысль связывать с предыдущей. Здесь особенно полезны частые вопросы «почему?» и игры на договаривание начатых фраз, объединенных одной темой. Фразы начинает воспитатель или другие дети, а ребенок с недостатком речи заканчивает их. При этом речь у всех детей должна быть медленной. Рекомендуются: 1) небольшие инсценировки; 2) рассказ по картине; 3) речевые игры, в которых дети вынуждены двигаться и говорить медленно (например, игра «Кот и мыши»); 4) чтение стихов перед зеркалом (самонаблюдение над артикуляцией, как новый раздражитель, тормозит ее темп); 5) медленно произносимая скороговорка (потруднее), чтобы затормозить темп, например «На дворе трава, на траве дрова».  Если речь связана с движением, сначала усваивается движение, а затем к нему присоединяется речь. Иногда полезно заставлять ребенка точно повторять сказанное воспитателем или детьми. Описанное расстройство речи обыкновенно держится упорно, и для достижения хороших результатов требуется систематическая работа в течение многих месяцев.

Замедленная речь и методика ее исправления

В этом случае дети говорят  крайне медленно, растягивая гласные  звуки, тихо, иногда шепотом. Отдельные  звуки сплошь и рядом произносятся нечетко, смазанно. Получается неясная или совсем непонятная речь. Такая речь свойственна детям вялым, медлительным, истощенным плохим питанием или болезнями, детям слабого нервного типа с преобладанием тормозных процессов. Растянутость речи удручает самих детей и вызывает насмешки и раздражение со стороны окружающих. Поэтому дети с замедленной речью вообще стараются не говорить, чем еще более задерживается их речевое, а следовательно, и умственное развитие. В основе этого недостатка лежит чрезмерная заторможенность мозговых процессов при речевом акте, иногда вызванная неправильной работой желез внутренней секреции. Одновременно с логопедической помощью применяется медицинское лечение, укрепляющее и возбуждающее нервную систему. Работа же воспитателя состоит в следующем. Он показывает пример правильной речи, проводит упражнения под такт для выработки четкости и постепенно ускоряет речь. Особенно полезно произношение стишков и скороговорок. Однако ускорять речь нужно осторожно, не давая ребенку непосильно быстрого темпа, когда он уже начинает путать и пропускать звуки и даже слова. Полезно договаривать начатое воспитателем в быстром темпе фразы. Хорошо устраивать инсценировки с диалогами. Эти упражнения систематически проводятся и дома. Большое значение имеет гимнастика с быстрыми и четкими движениями, маршировка и бег с ускорением и замедлением, движение под музыку, всякого рода подвижные игры, например пятнашки, горелки, состоящие из быстрых движений и произношения слов и фраз. Но в играх с быстрыми движениями обязательно наблюдение врача. Такая работа с ребенком всегда дает хорошие результаты.

Своеобразие нарушений ритма  речи и методика их преодоления

Нормальный ритм является следствием правильного соотношения  основных процессов в коре мозга  — возбуждения и торможения. В  речи он выражается в относительном  сохранении единства и соблюдении правильного  словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру  речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения дошкольника, все же у него наблюдаются и несовершенства ритма речи как результат недостаточного развития центральной нервной системы. Иногда неправильный ритм речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то быстро, то резко замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, даже слова; пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения. Это «своеобразие» ритма с возрастом обычно исчезает. Очень редко, в патологических случаях, наблюдается стойкое, подчас очень грубое нарушение речевого ритма вплоть до вынужденного повторения одних и тех же слогов и слов. На исправление ритма речи прежде всего влияет хорошая речь окружающих, а затем — специальные игры и упражнения.

 Вот некоторые  из них.

1) Пластичные движения, танцы под музыку.

2) Ритмическая гимнастика  в сочетании с речью.

3) Подвижные игры  в сочетании с речью.

4) Стишки под маршировку, под музыку.

5) Особенно полезны  хороводные игры «Каравай», «Зайка»,  «Где же наши ручки» и т.  п.

6) Слушание музыки, пение.

7) Игры на детских  музыкальных инструментах.

Необходимо следить  за соблюдением детьми правильных словесных  ударений. При патологических нарушениях обязательна консультация с невропатологом.

Информация о работе Ускоренная речь и методика ее исправления