Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:10, доклад
Некоторые дети говорят так быстро, что трудно понять их. Такой ускоренный темп речи без своевременного логопедического вмешательства может остаться на всю жизнь. Ускоренная речь чаще всего наблюдается у детей нервных, возбужденных, порывистых, неуравновешенных. В основе этого недостатка лежит слабость тормозных процессов в головном мозгу, слабый или неустойчивый (холерический) тип нервной системы.
Ускоренная речь и методика ее исправления
Некоторые дети говорят
так быстро, что трудно понять их.
Такой ускоренный темп речи без своевременного
логопедического вмешательства
может остаться на всю жизнь.
Ускоренная речь чаще всего наблюдается
у детей нервных, возбужденных, порывистых,
неуравновешенных. В основе этого
недостатка лежит слабость тормозных
процессов в головном мозгу, слабый
или неустойчивый (холерический) тип
нервной системы. В некоторых
случаях ускоренная речь развивается
вследствие подражания такой же речи
окружающих. Как правило, при
ускоренной речи звуковой состав и
синтаксис речи не изменяются. Неумеренно
быстрый темп обычно сопровождается
быстрыми, подчас беспорядочными движениями
рук и всего тела. Но иногда скороговорка
в речи ребенка сопровождается рядом
других недостатков. Ребенок может
пропускать и целые фразы, перепутать
их, искажать или заменять другими.
Бурный поток звуков и слов произносится
без передышки, до полного выдоха.
Говорящий захлебывается, не успевает
проглатывать слюну, и она брызжет
наружу, неправильно употребляет
грамматические формы слов, путает
их порядок. В основе этого нарушения
лежит более глубокое расстройство
тормозных процессов. Такие дети
обычно не умеют слушать других (у
них плохое слуховое внимание), и
поэтому они плохо улавливают,
как говорят окружающие. Нередко
это бывает от неправильного домашнего
воспитания. В обоих случаях
ускоренная речь представляет собой
почву для заикания. Чтобы устранить
ускоренную речь, в первую очередь
нужно укреплять нервную
Замедленная речь и методика ее исправления
В этом случае дети говорят крайне медленно, растягивая гласные звуки, тихо, иногда шепотом. Отдельные звуки сплошь и рядом произносятся нечетко, смазанно. Получается неясная или совсем непонятная речь. Такая речь свойственна детям вялым, медлительным, истощенным плохим питанием или болезнями, детям слабого нервного типа с преобладанием тормозных процессов. Растянутость речи удручает самих детей и вызывает насмешки и раздражение со стороны окружающих. Поэтому дети с замедленной речью вообще стараются не говорить, чем еще более задерживается их речевое, а следовательно, и умственное развитие. В основе этого недостатка лежит чрезмерная заторможенность мозговых процессов при речевом акте, иногда вызванная неправильной работой желез внутренней секреции. Одновременно с логопедической помощью применяется медицинское лечение, укрепляющее и возбуждающее нервную систему. Работа же воспитателя состоит в следующем. Он показывает пример правильной речи, проводит упражнения под такт для выработки четкости и постепенно ускоряет речь. Особенно полезно произношение стишков и скороговорок. Однако ускорять речь нужно осторожно, не давая ребенку непосильно быстрого темпа, когда он уже начинает путать и пропускать звуки и даже слова. Полезно договаривать начатое воспитателем в быстром темпе фразы. Хорошо устраивать инсценировки с диалогами. Эти упражнения систематически проводятся и дома. Большое значение имеет гимнастика с быстрыми и четкими движениями, маршировка и бег с ускорением и замедлением, движение под музыку, всякого рода подвижные игры, например пятнашки, горелки, состоящие из быстрых движений и произношения слов и фраз. Но в играх с быстрыми движениями обязательно наблюдение врача. Такая работа с ребенком всегда дает хорошие результаты.
Своеобразие нарушений ритма речи и методика их преодоления
Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга — возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения дошкольника, все же у него наблюдаются и несовершенства ритма речи как результат недостаточного развития центральной нервной системы. Иногда неправильный ритм речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то быстро, то резко замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, даже слова; пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения. Это «своеобразие» ритма с возрастом обычно исчезает. Очень редко, в патологических случаях, наблюдается стойкое, подчас очень грубое нарушение речевого ритма вплоть до вынужденного повторения одних и тех же слогов и слов. На исправление ритма речи прежде всего влияет хорошая речь окружающих, а затем — специальные игры и упражнения.
Вот некоторые из них.
1) Пластичные движения, танцы под музыку.
2) Ритмическая гимнастика в сочетании с речью.
3) Подвижные игры в сочетании с речью.
4) Стишки под маршировку, под музыку.
5) Особенно полезны
хороводные игры «Каравай», «
6) Слушание музыки, пение.
7) Игры на детских музыкальных инструментах.
Необходимо следить за соблюдением детьми правильных словесных ударений. При патологических нарушениях обязательна консультация с невропатологом.
Информация о работе Ускоренная речь и методика ее исправления