Виды памяти и приемы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общее понятие памяти, изучить ее виды.
2. Рассмотреть основные процессы памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общее понятие о памяти и ее виды
§1. Общее понятие о памяти……………………………………………………….4

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 50.08 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. С.Ю.ВИТТЕ

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»     
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Риторика и ораторское искусство»

     на  тему:

     «Виды памяти и приемы ее развития». 

     Выполнила: студентка Конищева А.О.

     группа  ЭВ 8.1/0-10

     Проверил: Митин Алексей Васильевич  

                       
 
 
 
 

Москва 2012

Содержание

     Введение…………………………………………………………………………….3

     Глава 1. Общее понятие о памяти и ее виды 

     §1. Общее понятие о памяти……………………………………………………….4            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

     Мы  живем в мире, в котором на нас  ежедневно обрушивается огромный поток  информации. Объем как общих знаний о мире, так и по отдельным направлениям, специальностям.  Этот объем возрос за последнее столетие в несколько, а то и в десятки раз. Он постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Часто, не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, мы просто «дрейфуем» в безбрежном информационном море. Возможно ли управление нашей памятью? 

     Известно, что человек в сжатые сроки  может овладеть большим объемом  информации. Но в обычном состоянии это сделать очень трудно, как и забыть избирательно какой-то факт. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения  и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе.

     Необходимо  отметить, что с помощью памяти мы воспринимаем  и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.

     Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения  памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Дать общее понятие памяти, изучить ее виды.

     2. Рассмотреть основные процессы  памяти.

     Предмет исследования – особенности памяти.

     Объект  исследования – способы улучшения  памяти человека. 

     Глава 1. Общее понятие о памяти и ее виды

     §1. Общее понятие о памяти

     Что же такое память? Ответ на этот вопрос интересовал древних людей, и даже в нынешнем, двадцать первом веке, не утихают споры по определению памяти.

     Изучение  памяти началось много веков назад. Первую развернутую концепцию памяти дал гениальный древнегреческий ученый Аристотель в трактате “О памяти и воспоминании”. Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же – только человеку. Он утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга.

       В настоящее время существует множество определений памяти. Например, по определению Зинченко Татьяны Петровны, память – это “запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.1 Воронин Леонид Григорьевич рассматривает память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения.

     Крутецкий Вадим Андреевич памятью называет отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Больше всего придерживаются определения Столяренко Людмилы Дмитриевны, которое гласит, что память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.

     Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству  или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно безвозвратно утрачивалось.

          Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

     Память - важнейшая познавательная функция. Она создает возможность для обучения и  развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Физиологической основой памяти является образование временных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, их соотношения, движения, мысли и чувства, как свои, так и других людей. Все это - объекты запоминания. Человек может запоминать эти объекты, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-то заинтересовали. Может запоминать и потому, что это ему нужно для каких-то целей, и тогда он ставит задачу запомнить. Запоминаемый материал может потребоваться ему только для обеспечения выполнения данной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности в другое время. Тогда его необходимо запомнить надолго. Соответственно во всех этих случаях будут иметь место и разные виды памяти.

     §2. Виды памяти

     Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или  плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохая относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Необходимо знать ее специфические качества и особенности.

          Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти.

     Схема I 

     

       
 

     Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

     Долговременная  память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, очевидно, должно находиться в долговременной памяти. По словам Р. Солсо, долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем, и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта.

          Основной функцией долговременной памяти является предвосхищение, т.е. направленность на будущие события высокой вероятности и перенос благоприятных реакций на один и тот же стимул из прошлого в будущее. Это свойство позволяет организму осуществлять принцип экономии усилий на основе отбора и долговременной фиксации существенных реакций и вызывающих их стимулов. В данном случае процесс отбора и фиксации предполагает способность долговременной памяти “сжимать масштаб времени”, т.е. воспроизводить последовательность событий, развертывающихся за макроинтервалы времени.

          Таким образом, долговременная  память  - это:

     отражение процессов длительного порядка;

     такая фильтрация событий, детерминантом которой является степень общности, повторяемости событий;

     такая фиксация опыта, которая абстрагируется от несущественных признаков и отражает лишь связи, существенные для целенаправленного поведения субъекта.

          Главный источник трудностей, связанных  с долговременной памятью, - это  проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в долговременной памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее сведений, необходимых в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой деятельности, как чтение, для интерпретации значений символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.

          В отличие от долговременной основная функция кратковременной памяти – первичная ориентировка в окружающей среде. Функция первичной ориентировки предполагает отражение пространственно-временной структуры среды в конкретный момент времени и анализ степени многообразия параметров внешнего мира.

          Можно выделить следующие характеристики  кратковременной памяти:

     отражение быстро изменяющихся процессов;

     фильтрация событий не по существенным взаимосвязям, а по степени качественного многообразия, также существенного для организма;

     фиксация такого числа параметров, которое предполагается конечным. Кратковременная память как поставщик материала для долговременной памяти должна реагировать не только на значимость сигнала, но и на его новизну.

     Вместо  термина «кратковременная память»  в литературе нередко употребляются  различные его синонимы: «мгновенная», «первичная», «немедленная», «краткосрочная память».

     Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

          По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

     Эмоциональная память - память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда и т.п.).

          Словесно-логическая память – память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память – это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Информация о работе Виды памяти и приемы ее развития