Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:17, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общее понятие памяти, изучить ее виды.
2. Рассмотреть основные процессы памяти.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общее понятие о памяти и ее виды
§1. Общее понятие о памяти……………………………………………………….4
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.Ю.ВИТТЕ
Кафедра «Государственно-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Риторика и ораторское искусство»
на тему:
«Виды
памяти и приемы ее
развития».
Выполнила: студентка Конищева А.О.
группа ЭВ 8.1/0-10
Проверил:
Митин Алексей Васильевич
Москва 2012
Содержание
Введение……………………………………………
Глава
1. Общее понятие о памяти и ее виды
§1.
Общее понятие о памяти……………………
Введение
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается огромный поток информации. Объем как общих знаний о мире, так и по отдельным направлениям, специальностям. Этот объем возрос за последнее столетие в несколько, а то и в десятки раз. Он постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Часто, не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, мы просто «дрейфуем» в безбрежном информационном море. Возможно ли управление нашей памятью?
Известно, что человек в сжатые сроки может овладеть большим объемом информации. Но в обычном состоянии это сделать очень трудно, как и забыть избирательно какой-то факт. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе.
Необходимо отметить, что с помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.
Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общее понятие памяти, изучить ее виды.
2. Рассмотреть основные процессы памяти.
Предмет исследования – особенности памяти.
Объект
исследования – способы улучшения
памяти человека.
Глава 1. Общее понятие о памяти и ее виды
§1. Общее понятие о памяти
Что же такое память? Ответ на этот вопрос интересовал древних людей, и даже в нынешнем, двадцать первом веке, не утихают споры по определению памяти.
Изучение памяти началось много веков назад. Первую развернутую концепцию памяти дал гениальный древнегреческий ученый Аристотель в трактате “О памяти и воспоминании”. Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же – только человеку. Он утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга.
В настоящее время существует множество определений памяти. Например, по определению Зинченко Татьяны Петровны, память – это “запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.1 Воронин Леонид Григорьевич рассматривает память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения.
Крутецкий Вадим Андреевич памятью называет отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Больше всего придерживаются определения Столяренко Людмилы Дмитриевны, которое гласит, что память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Память - важнейшая познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Физиологической основой памяти является образование временных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, их соотношения, движения, мысли и чувства, как свои, так и других людей. Все это - объекты запоминания. Человек может запоминать эти объекты, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-то заинтересовали. Может запоминать и потому, что это ему нужно для каких-то целей, и тогда он ставит задачу запомнить. Запоминаемый материал может потребоваться ему только для обеспечения выполнения данной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности в другое время. Тогда его необходимо запомнить надолго. Соответственно во всех этих случаях будут иметь место и разные виды памяти.
§2. Виды памяти
Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохая относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Необходимо знать ее специфические качества и особенности.
Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти.
Схема
I
Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, очевидно, должно находиться в долговременной памяти. По словам Р. Солсо, долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем, и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта.
Основной функцией долговременной памяти является предвосхищение, т.е. направленность на будущие события высокой вероятности и перенос благоприятных реакций на один и тот же стимул из прошлого в будущее. Это свойство позволяет организму осуществлять принцип экономии усилий на основе отбора и долговременной фиксации существенных реакций и вызывающих их стимулов. В данном случае процесс отбора и фиксации предполагает способность долговременной памяти “сжимать масштаб времени”, т.е. воспроизводить последовательность событий, развертывающихся за макроинтервалы времени.
Таким образом, долговременная память - это:
отражение процессов длительного порядка;
такая фильтрация событий, детерминантом которой является степень общности, повторяемости событий;
такая фиксация опыта, которая абстрагируется от несущественных признаков и отражает лишь связи, существенные для целенаправленного поведения субъекта.
Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, - это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в долговременной памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее сведений, необходимых в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой деятельности, как чтение, для интерпретации значений символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.
В отличие от долговременной основная функция кратковременной памяти – первичная ориентировка в окружающей среде. Функция первичной ориентировки предполагает отражение пространственно-временной структуры среды в конкретный момент времени и анализ степени многообразия параметров внешнего мира.
Можно выделить следующие
отражение быстро изменяющихся процессов;
фильтрация событий не по существенным взаимосвязям, а по степени качественного многообразия, также существенного для организма;
фиксация такого числа параметров, которое предполагается конечным. Кратковременная память как поставщик материала для долговременной памяти должна реагировать не только на значимость сигнала, но и на его новизну.
Вместо термина «кратковременная память» в литературе нередко употребляются различные его синонимы: «мгновенная», «первичная», «немедленная», «краткосрочная память».
Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Эмоциональная память - память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда и т.п.).
Словесно-логическая память – память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память – это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.