Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:45, реферат

Описание

Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Пред­ставим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель чи­тает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности.
Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением.
Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит пре­подаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием.
В-третьих, с помощью графических знаков студенты фикси­руют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом.

Работа состоит из  1 файл

Виды речевой деятельности все подряд.docx

— 16.13 Кб (Скачать документ)

Виды  речевой деятельности

Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Пред­ставим  себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель  чи­тает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности.

Во-первых, преподаватель  использует язык, чтобы высказать  то, что он считает необходимым  сообщить студентам. Такой вид речевой  деятельности называется говорением.

Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит  пре­подаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой  деятельности называется слушанием.

В-третьих, с помощью  графических знаков студенты фикси­руют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом.

Можно представить  себе и то, как впоследствии студенты об­ратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там ин­формацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называет­ся чтением.

Разумеется, говорение  и слушание – гораздо более  древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда  как письменность была изобретена человечеством  гораздо позднее.

Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех  прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение» и «письмо».

Речевая деятельность аналогична всем другим видам челове­ческой деятельности. Для того чтобы убедиться в этом, проана­лизируем, каким образом вы выполняли только что предложенное вам задание: ведь оно требовало от вас не только одного из видов речевой деятельности – письма, но и деятельности нере­чевой – черчения.

Вполне возможно, что вначале, используя карандаш и линей­ку, вы, не задумываясь, подчеркнули название своей схемы – «Виды речевой деятельности». Однако в дальнейшем вам, по-ви­димому, пришлось немного подумать. Как лучше расположить на схеме прямоугольники? Вертикально: один над дру­гим? Горизонтально: каж­дый следующий левее предыдущего? Лесенкой? Скорее всего, вы выбрали иной вариант, например такой: прямоугольник «письмо» правее прямоугольника «говоре­ние», прямоугольник «слушание» – под «говорением», а прямо­угольник «чтение» – под «письмом».

В этом случае ваша схема  оказалась гораздо нагляднее. Вы­полнив задание, вы, очевидно, проверили, хорошо ли получилась схема.

Откроем секрет: в  данном случае дело было совсем не в  схеме, а в том, что работа над  ней позволила вам увидеть, из каких этапов складывается любая, в  том числе и речевая, дея­тельность. В вашей работе по построению схемы можно выде­лить четыре этапа:

ориентировка в  ситуации,

планирование действия,

осуществление действия,

контроль результатов.

Те же самые этапы  можно увидеть и во всех речевых  действиях: внача­ле мы ориентируемся в речевой ситуации и планируем свое рече­вое действие, потом его выполняем, а затем непременно должны проверить, достигнут ли запланированный нами результат. Разу­меется, строя простые и привычные высказывания, например здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. Именно так, напо­ловину автоматически, вы, возможно, подчеркнули заглавие схемы «Виды речевой деятельности», когда чертили ее. Однако, порождая сложные и важные высказывания, вы должны отдавать себе отчет о каждом из названных этапов речевой деятельности, которые только что были нами описаны.

Рассмотрим виды речевой деятельности в соответствии с общей схемой выполнения любого действия, производимого разумным существом.

Виды речевой деятельности 

Речевая деятельность — использование языка в речи. 

Речевая деятельность имеет два противоположных направления:

восприятие чужой  речи;

создание собственного высказывания. 

Поскольку речь существует в письменной и устной форме, для  ее восприятия мы используем слуховой или зрительный канал восприятия, то есть чужую речь мы либо слушаем, либо читаем, а для создания собственного высказывания мы применяем письмо и  говорение. 

Для успешного понимания  чужих и создания собственных  высказываний необходимо овладеть такими видами речевой деятельности, как 

аудирование,

чтение,

говорение,

письмо. 

Каждый из них  имеет свои особенности. У каждого  есть свои критерии качества. Для каждого  разработаны методики формирования и развития.  
 

Виды речевой деятельности

↓  

                     ↓

связанные с восприятием  чужой речи

связанные с созданием  собственного высказывания

на слух

зрительно

устно

письменно

слушание

(аудирование)

чтение

говорение

письмо

Информация о работе Виды речевой деятельности