Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:19, реферат
"Человек есть вещь дивная, велия и прекрасная, дивно от предивнаго Бога осуществованная, … от души невещественныя и от плоти вещественныя пречюдне сложенная. Человек – преизрядное Владычне создание, яко всесвятыма и неописанныма рукама Божиима сплесканное, тако всесвятым и животворяшим дуновением Его оживленное. Человек – предизбраннейшее живущее, елико добротою живота, силою двизания и благолепием чювствования изобилно украшенное, толико светлостию словесньства и ясностию разума пребогато сияющее" (Слово о человеце. Рукописные речи при обучении риторике учеников Выговской литературной школы. Начало XVIII века).[1]
Язык – речь
– слово в духовной литературе
(размышления педагога-
Аннушкин В. И.
Слово Божие, лежащее, по словам евангелиста Иоанна, "в начале" всего сущего, явилось инструментом творения и нашло отражение в человеке – создании разумном и словесном. Человек и определяется в духовной литературе как "животное словесное", "тварь словесная" – одушевленное Божие творение, наделенное даром разума и слова:
"Человек есть вещь
дивная, велия и прекрасная, дивно
от предивнаго Бога
Идеями величия человека
как существа, наделенного способностями
мыслить и говорить, начинаются лучшие
отечественные учебники, обучающие
"словесным наукам". Н.Ф.Кошанский,
учитель Пушкина в
Однако подобно тому, как
с первородным грехом человеческая
природа соединяет
Раскрыв "Молитвослов", увидим, что грехи имеют обычно словесную природу, ибо каждое из согрешений либо прямо указывает на "слово" (злословие, прекословие), либо связано с речевым действием (как осуждение или укорение), либо через недолжные страсти соединено со словом (каковы гнев и ненависть):
"Согрешил: осуждением
всех людей – живых и мертвых,
злословием и гневом, памятозлобием,
ненавистью, зло за зло воздаянием,
оклеветанием, укорением, лукавством,
леностью, обманом, лицемерием, пересудами,
спорами, упрямством, нежеланием
уступить и услужить ближнему;
согрешил злорадством,
Насколько ограничен этот пространный ряд? Можно ли привести его в систему? Что противостоит этим "темным" словам? Этот ряд "грехов" реально ограничен текстом, в котором одни понятия встречаются чаще, а другие реже. Он приводится в систему соотносящихся между собой качеств и поступков, иерархия которых выстраивалась не раз в духовной литературе как перечень грехов (пороков, страстей) и добродетелей. Поэтому и всякий практический анализ применения языка и слова, речи и уст будет содержать в себе и гимн языку, и осуждение.
Язык и словесная способность приобретают теперь ту двойственную противоположность, которая будет свойственна всему, что касается до человека. Язык может стать и добром, и злом, и благом, и несчастьем. Антонимические оценки языка (слова, речи, уст) пройдут через все роды, виды и жанры словесности, но содержательные и стилистические качества этих оценок будут существенно различаться в зависимости от философско-этической позиции авторов. Различными будут степень глубины оценки и стилистическое качество попыток рассматривать языковую действительность, но мысль о том, что "язык есть самый благодетельный и самый вредный орган у человека"[5] пронизывает все сентенции о нем.
Этот материал требует не только прояснения, но и систематизации. Ответить необходимо, по крайней мере, на следующие вопросы: где искать материал для раскрытия этой темы? Как организовать словесное обучение, воспитать человека, умеющего пользоваться словом? Какие науки занимаются практическим воплощением идей словесного воспитания, подготовки человека, умеющего владеть словом?
Термины язык, речь, слово, уста
нередко употребляются в
Если Слово Божие есть инструмент творения мира, то слово человеческое есть инструмент организации любой совместной деятельности. Очевидно, что наша жизнь приобретает либо божественную, либо греховную окраску в зависимости от того, каким становится наше слово (язык, речь, уста). Архиепископ Сергий Пражский пишет: "Наше слово ослабляется нашей греховностью и не приходит в жизнь полным звуком. Только отсеянное от греха слово является в полной силе, так как оно соединено тогда со Словом, сотворившим мир. Наше слово, исходя из тайников нашей души, неослабленное в своем исхождении греховностью, в силе потенциального добра, находящегося в нас, попадая во вне, несет в себе добро и свет, поскольку оно соединено с источником света Богом-Словом. Оно воплощается."[6]
Опыт словесного образования
и воспитания лежит в основе формирования
личности. Вот почему так важно
разобраться в опыте, накопленном
тысячелетиями духовного
Созидание мира через активную
словотворческую работу представлено
в опыте теории именования, смысл
которой состоит в создании действительности
посредством правильного и
Сотворенный "по образу Божию" человек "нарекает имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым" (Быт 1, 27; 2, 20) – и его деяния в этот момент совершенны, поскольку сделаны до первородного греха. Падение и изгнание из рая означают для человека и лишение совершенной словесной способности. Слово становится свидетельством и носителем греховности, более того, его основным выразителем.
Материал, касающийся всесторонней оценки слова – языка – уст, требует в педагогических целях не столько прояснения, сколько систематического и выразительного описания. Так, современному педагогу представляется достаточно понятной и ходячей мысль о значении и роли языка, но он не находит (а учебники не дают) греющих и вдохновенных мыслей о Слове. Возникает эта ситуация, конечно, вследствие отсутствия обращения к опыту духовной литературы и духовного образования в целом. Между тем, языковое и духовное образование едины. Язык и формирование языковых способностей человека готовят выражение духовной сущности человека. Духовное образование как взращение в человеке образа Божия, пользуясь средствами языка, обрабатывает и создает в ученике его внутреннюю, религиозную, возвышенную сторону, формирует его дух и душу.
Результат современных педагогических
деяний в сфере воспитания языка
и духа бывает различен. Если при
обучении язык представляет собой механический
набор правил орфографии, орфоэпии
и пунктуации ("выучил - и забыл"),
набор склонений и спряжений,
плохо ассоциируемый с
Начала вульгарного отношения к языку и слову - в непонимании их практической ценности и духовной природы. Практическая ценность языка должна объясняться ученику с позиции всеобщности языка, охватывающего все сферы человеческой деятельности. От того, как человек владеет языком - инструментом организации деятельности - зависит и результат конкретной деятельности, и благополучие существования в целом.
Первоначальные дохристианские
оценки языка и слова имеются
в фольклоре как форме
В фольклоре речь идет о
достижении практического (обычно личного)
успеха. С позиций обыденной морали
это - начало языкового образования,
и каждый человек постигает эти
сведения еще в детстве. Затем (пользуясь
этими правилами ежедневно и
ежечасно!) человек как бы забывает
о правилах речи, хотя именно ими
организуется и проверяется всякая
его деятельность. Общие правила
ведения речи распространяются на все
ситуации обыденной жизни и группируются
в нескольких смысловых группах:
соответствие мысли - слова - дела ("Сначала
подумай - потом говори", "Сказано
- сделано"); правила речевых отношений
(основываются на вежливости: "доброе
слово лучше мягкого пирога";
говорят о соблюдении темы беседы:
"я - про сапоги, а ты - про пироги",
требуют правильного
Фольклорные правила речи
оказываются значимыми и
Возможна систематизация
правил и суждений о языке, зафиксированных
в текстах Священного Писания. Наметим
контуры этой систематизации через
анализ фрагментов Ветхого и Нового
Заветов. Предлагаемый анализ правил речи
считаем возможным назвать
Религиозная этика речи создает свои построения не на основе практической морали, радеющей об интересах личного успеха, а на основе духовной морали, которая предполагает организацию духовного единства всех людей, установления мира, любви, прощения, терпения, великодушия. Взгляды на мир и принципы поведения человека оказываются другими, ценностными оказываются другие категории, которые, может быть, и звучали в практической морали, но были только "лично" выгодны. В религиозной морали все направлено на личность другого человека – "ближнего твоего", которого необходимо чувствовать "как самого себя" в неложном стремлении ко всеобщему союзу любви и всепрощения, единомыслия и единочувствования.
Анализ текстов Ветхого Завета возможно начать с "Книги притчей Соломоновых", где изложена этическая система взглядов на поведение человека вообще и речевое поведение, в частности. При этом сама проблематика "языка" или "уст", встречаясь в трети всего корпуса притч, находится как бы в стороне; отношение к "языку" как инструменту выражения страха Господня, мудрости и истины необходимо разглядеть в общей доктрине религиозного текста. В основе любого рассматриваемого ниже текста будет лежать не самодостаточный взгляд на язык, а православно-философская концепция взглядов на мир, место человека в мире, ценностные качества человека (то, что называется замечательным словом "добродетель"). Только уяснив эти философско-этические позиции, следует переходить к правилам самой речи, словесного убеждения, языковых поступков.
Информация о работе Язык – речь – слово в духовной литературе