Язык и речь по Ф.де Соссюру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:04, реферат

Описание

Свою работу я хотела начать краткой биографией Ф.де Соссюра. Ф.де Соссюра - это швейцарский языковед. Годы жизни 1857 – 1913. Основные работы, «Курс общей лингвистики» и «Мемуар о первоначальной системе гласных…».
В «Курсе общей лингвистики» Ф.де Соссюр писал о различиях между языком и речью. Так каковы основания, которые позволяют выделить язык и речь как противочлены?

Работа состоит из  1 файл

мое-язык.docx

— 22.72 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки российской Федерации

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ННГАСУ) 

Кафедра иностранного языка 

Зачетная  работа

по курсу: “Языкознание ”

на тему:

“Ф.де Соссюр. Речь и язык” 

Выполнил  студент группы П.73.11 В.А. Бабушкина
Проверил Р.А. Варякоене

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нижний Новгород, 2011 г.

     Свою  работу я хотела начать краткой биографией Ф.де Соссюра. Ф.де Соссюра - это швейцарский языковед. Годы жизни 1857 – 1913. Основные работы, «Курс общей лингвистики» и  «Мемуар о первоначальной системе гласных…».

     В «Курсе общей лингвистики» Ф.де Соссюр писал о различиях между языком и речью. Так каковы основания, которые позволяют выделить язык и речь как противочлены?

     Язык  есть то, что объединяет речь значительных масс людей, образующих данный коллектив, т. е. то, что представляет собой узус, обычай, общие навыки, то, что характеризуется  широкой распространенностью. Речь есть то, в чем различается говорение отдельных индивидуумов, образующих данный коллектив, то, что представляет собой случай, происшествие, событие, то, что характеризуется малой распространенностью.

     В настоящее время наиболее популярным является взгляд, согласно которому язык и речь представляют собой разные аспекты лингвистической реальности. Соссюр утверждает, что "язык, обособленный от речи, составляет предмет, доступный обособленному же изучению". Язык и речь по Соссюру - разные предметы разных наук. "Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них имеет предметом язык... другая... индивидуальную речевую деятельность, т. е. речь".

     Предложив рассматривать язык и речь в качестве разных явлений, представляющих собой  предметы разных наук, Соссюр вынужден был пойти по линии поисков  таких особенностей, которые имеются  в языке и отсутствуют в  речи.

     1. В качестве основания противопоставления  языка и речи Ф. де Соссюр  выдвинул разное отношение к  развитию. Речи свойственна эволюция. Язык тоже изменяется, но он не содержит в себе источников необходимости своего развития. Развитие языка определяется речью. "Явлениями речи, - говорит Ф. де Соссюр, - обусловлена эволюция языка".

     Согласно  этой концепции, все изменения в  словарном составе и грамматическом строе возникают и закрепляются в речи. Возникающие в речи новообразования  ломают существующую систему языка, видоизменяют ее, переходят из речи в язык. Таким образом, источником развития языка является речь. Язык - только продукт развития речи.

     2. По словам Соссюра, в процессах  речевого общения индивиды "воспроизводят, - конечно, не вполне одинаково,  приблизительно - те же самые знаки,  связывая их с теми же самыми  понятиями".

     В развитие этой концепции А. Смирницкий, к языку относится то, что имеет  готовый характер и воспроизводится  в акте общения, а к речи - то, что  не имеет готового характера и  производится в акте общения. Согласно этой концепции, слова и формы  слов являются единицами языка, а  свободные словосочетания и предложения - единицами речи.

     "В  качестве единиц языка, - говорит  А. Смирницкий, - не могут быть  выделены свободные сочетания  слов, в том числе и предложения,  возникающие в речи". Конкретные  предложения и свободные сочетания  слов представляют собой произведения  и являются единицами речи, а  не языка. "Характерным свойством  речи, - говорит Ф. де Сосстор, - является свобода комбинаций". Ввиду этого к речи относятся только свободные сочетания слов. Однако имеется огромное количество выражений, относящихся безусловно к языку; это вполне готовые речения, в которых обычай воспрещает что-либо изменять даже в том случае, если можно, поразмыслив, различить в них значимые части (выйти замуж и так далее).

     Если  язык и речь противопоставляются как разные явления, то возникает необходимость отнести одни факты к языку, представляющему собой одно явление, а другие факты - к речи, представляющей собой другое явление.

     С этой точки зрения предметом лексикологии и морфологии является язык, а предметом синтаксиса - речь.

     3. В речи не может быть таких единиц, которые не имели бы места в языке, а в языке нет таких единиц, которые не имели бы места в речи. Язык и речь различаются не по различию явлений, а по различию сущности и ее проявления.

     Язык  представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь. Язык познается  путем анализа, речь - путем восприятия и понимания. В выражении "он читает книги" факт употребления слова  книги относится к проявлению того, что может найти свое проявление в другом слове, например, "он читает журналы". Есть некое тождество, которое сохраняется и в первом, и во втором предложениях и которое по-разному в них проявляется. Эти предложения со стороны своего различия относятся к речи, а со стороны своего тождества - к языку.  

     Рассмотрим  основания противопоставления языка  и речи как разных сторон одного явления.

     1. И язык, и речь имеют общественную, социальную природу. Но в акте  общения социальная природа языка  принимает форму индивидуальной  речи. Язык как социальное явление  противопоставляется речи как индивидуальному явлению. По мнению Соссюра, в речи нет ничего коллективного, а в языке нет ничего индивидуального. Язык социален по своей природе; индивидуальная форма проявления социальной природы языка свидетельствует, что и индивидуальная форма по своей сущности также социальна. Индивидуальное не противоположно социальному, оно является только формой бытия социального.

     Некоторые комментаторы де Соссюра истолковывают  соотношение социального и индивидуального  как соотношение объективного и субъективного: по их мнению, язык объективен, а речь субъективна.

     2. Язык и речь противопоставляются  по основанию общего и единичного, постоянного и переменного. Но  опять-таки общее и единичное,  постоянное и переменное нельзя  рассматривать как отдельные  явления, существующие порознь. 

     Общее и постоянное существует в форме  единичного и переменного, а во всяком единичном и переменном есть общее и постоянное. Поясним это на примерах. В предложении "Он смотрел картину" мы можем заменить слово картина словом фотография. В результате этой операции мы получим новое предложение: "Он смотрел фотографию". Но в том, что находится в отношениях взаимной заменяемости, содержится общее, постоянное. Это общее, постоянное проявляется в отдельных словах, имеющих форму винительного падежа. Язык есть речь, взятая со стороны общего и постоянного. Речь есть язык, взятый со стороны единичного и переменного. Всякая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, а другой - к речи. Каждая лингвистическая единица должна рассматриваться и со стороны языка, и со стороны речи. Противопоставление языка и речи по рассматриваемому основанию исключает возможность относить одни единицы к языку, а другие - к речи.

     3. Язык есть средство общения, а речь как процесс общения с помощью языка. Речь обладает свойством быть громкой или тихой, быстрой или медленной, длинной или краткой; к языку эта характеристика не приложима. Речь может быть монологической, если собеседник только слушает, и диалогической, если в общении принимает участие и собеседник. Язык не может быть ни монологическим, ни диалогическим.

     Речь, согласно Соссюру, имеет три составляющие: физическую (распространение звуковых волн), физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи), психическую (во-первых, акустические образы — психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых — понятия). 
Язык же это система знаков, выражающих понятия. Языковой знак - это не связь вещи и ее названия, а совокупность понятия и акустического образа. Понятие - это обобщенный, схематичный образ предмета в нашем сознании, наиболее важные и характерные черты данного объекта, как бы определение предмета. Например, стул - это сидение с опорой (ножками или ножкой) и спинкой. Акустический образ - это звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании. Когда мы произносим слово про себя, не двигая губами и языком, мы воспроизводим акустический образ реального звука.

     Речь  и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

     Под влиянием теории Ф. де Соссюра в языкознании XX века сформировалось новое лингвистическое  направление, которое получило название структурализма. Структурная лингвистика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

     Ученики и последователи Соссюра не образуют единства, так как многие положения  его концепции противоречивы  и допускают неоднозначное толкование. Непосредственно развивали взгляды  своего учителя Ш. Балли, А. Сеше, русский языковед О. Карцевский (Женевская школа). Учёные, работавшие с методом сравнительно-исторического языкознания (А. Мейе, А. Соммерсфельт и др.) также взяли некоторые социологические положения концепции Соссюра. Но главный его вклад в мировую лингвистику заключается в том, что многие его идеи стали основой наиболее влиятельных лингвистических учений настоящего времени – структурализма (пражская школа, глоссематики – датский структурализм) и отчасти дескриптивная лингвистика США.

     Свою  работу я хотела бы закончить тем, что язык, наша речь-это достояние человечества. И мы это должны беречь. 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. http://www.langust.ru/review/lang_h03.shtml
  2. http://shpora07.narod.ru/all_q/language.htm
  3. http://slovar.lib.ru/dictionary/yazykrech.htm
  4. http://www.philology.ru/linguistics1.htm
  5. http://www.coolreferat.com/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C
  6. Фердинанд де Соссюр Курс общей лингвистики. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 256 с.
  7. Кацнельсон С.Д. Ф. де Соссюр о членораздельности языка (1978)

Информация о работе Язык и речь по Ф.де Соссюру