Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:03, творческая работа
«Слава отцу и сыну…» текст этого произведения библейский, входит в литургию оглашенных. Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови Владыко». В ответ на возглас диакона, священник возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Дмитрий Бортнянский родился 26 (28) октября 1751 года в Глухове, Черниговское наместничество. Его отец, Стефан Шкурат принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни). Дмитрий Бортнянский ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии. Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения.
После возвращения в Россию
Дмитрий Бортнянский был
Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском кладбище
Слушая произведения Бортнянского, нельзя не узнать время и место их создания. Бортнянский получил должность капельмейстера. Придворного певческого хора. Началом нового этапа в творчестве Бортнянского, полностью посвященного созданию хоровой музыки, можно считать 1779—1780. Так в 1779г. он написал произведение «Слава Отцу и Сыну…». Наибольшей известностью пользуются и такие концерты: "Гласом моим ко Господу воззвах"; "Скажи ми Господи кончину мою"; "Вскую прискорбна еси, душа моя"; "Да воскреснет Бог и расточатся врази его"; "Коль возлюбленна селение твоя, Господи"; великопостные песнопения - "Да исправится молитва моя", "Ныне силы небесные", пасхальные песнопения - "Ангел вопияше", "Светися, светися"; гимн - "Коль славен наш Господь в Сионе".
«Слава отцу и сыну…» текст этого произведения библейский, входит в литургию оглашенных. Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови Владыко». В ответ на возглас диакона, священник возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Литургия оглашенных заключает в себе следующие части:
«Слава Отцу и Сыну…» хор a cappella, прославляет Бога, который «бессмертен», который «был воспят», а потом «воскрес».
«Слава Отцу и Сыну и Святому духу
И ныне и присно и во веки веко.
Во веки веков. Аминь.
Единородный Сыне и Слове Божий,
Бессмертен сый.
И изволивый спасения, спасения нашего ради
Воплотитеся о Святыя Богородицы
И Присно Девы,
Присно Девы Марии
не преложного человечивыйся,
распныйся же, Христе Боже
смертию смерть поправый,
един сый Святыя Тройцы,
спрославляемый Отцу и Святому,
Святому духу.
Спаси, спаси, спаси нас
Спаси, спаси нас».
«Слава Отцу и Сыну» написано в 1779г.
Основная тональность произведения С - dur. Встречается отклонение в тональность g moll, в тональность доминанты. Написано для женского или детского хора а capella. В хоре три партии: альт, сопрано-1, сопрано-2. Общий диапазон партий:
Диапазон 1 сопрано:
Диапазон 2 сопрано:
Диапазон альтого голоса:
Между партиями интервалы терция, кварта, квинта, секста. Секста как в романсах, а терция как в народной песне.
Дыхание брать либо в репризах, либо работать на цепном дыхании.
Бортнянский использует для выразительности произведения, разные динамические оттенки: forte, mf. Темп moderato, что означает умеренно, но умеренно данное произведение должно звучать энергично, величественно восторженно, приподнято, так как идет славнение Господа нашего Иисуса Христа.
Произведение в сложной 2-х частной форме, где I часть 2 периода по 10 тактов. После чего идет связка сопрано 1,2 со слов «Вооплотитеся о Святые Богородицы» 4 такта. II часть из 7+12 тактов. В конце произведения кода состоящая из 7 тактов.
Размер делает произведение гимническим, жизнеутверждающим, оно звучит с достоинством.
В целом мелодия запоминающаяся,
но при разборе возникают
Ритм данного произведения очень разнообразный: четвертные длительности, восьмые, половинные. Кроме этого много пунктирного ритма: восьмая с точкой шестнадцатая или четвертная с точкой восьмая, что придает произведению решительное, настойчивое, ликующее звучание.
При разучивании возникают вокально хоровые трудности. Например партия альта, трудна в интонационном отношении, встречаются скачки на ч4, ч5, м6, ч8
Также очень много хроматизмов. Что обусловлено отклонением в другие тональности: e-moll, D-dur, B-dur.
В партии 2 сопрано возникают свои трудности. В переходе B-dur следует обратить внимание на си ь, которого до этого не было. На хроматические ходы, которые украшают мелодию, но заставляют быть внимательными и исполнять полутоновые ходы близко друг к другу, слыша основную гармонию.
Часто у 2 сопрано звучит звук ми что является терцией С – dur аккорда, а терция исполняется высоко в мажоре. Так же в тональности ре мажор сопрано 2 поют звук фа диез, что снова является терцией. В реплике «Воплотитеся о Святыя Богородицы…» 2 сопрано должны хорошо слышать звук соль (тоника соль минора) и петь все хроматизмы очень тесно и аккуратно.
Штрихи non legato заменяются legato.
Склад изложения гомофонно-
Кроме трезвучий встречаются неполные септаккорды, секстаккорды.
Немало важное значение имеет текст. Манера академическая, строгая, связанная с церковным текстом все округло, собранно, прикрыто.
Поскольку произведение звучит энергично, дирижер должен проникнуться этим состоянием возвышенности, гимничности. Перед дирижером встают трудности точности снятия, точности ауфтакта, точности метро-темпо-ритмики. Выявить кульминацию в коде. Показать четкость 1 доли, ударных слогов. Показать динамическую выразительность произведения. Все окончания снимать аккуратно, на пиано. В конце дать точное снятие всему хору.
Информация о работе Аннотация на хоровое произведение "Слава Отцу и Сыну"