Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа
Выразителями аскетического и богословского учения Церкви, стали святители Василий Великий (329-379 гг.) и Григорий Богослов (329-390 гг.), которые сумели сформулировать терминологию, раскрывшую православное учение о Триедином Боге. Оба святителя происходили из Каппадокии, которая по мысли Карташева, была «местом жительства земледельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование». Именно поэтому оба Отца Церкви получили блистательное для своего времени образование.
1.Василий Великий……………………………………………………………….....3
1.1.Биография Святого Василия Великого………………………………………...3
1.2.Труды Василия Великого……………………………………………………….6
2.Григорий Богослов……………………………………………………………….13
2.1.Биография Григория Богослова……………………………………………….13
2.2.Труды Григория Богослова……………………………………………………18
Список литературы………………
В изданиях мавринцев 24 беседы
признаны более или менее
По своему содержанию эти беседы могут быть разделены на три группы: догматические, нравоучительные, похвальные в память мучеников.
Догматические беседы
Беседа 15. О вере.
говорит о природе Божества и доказывает божественное достоинство Сына и Святого Духа.
Беседа 16. На слова: «В начале бе Слово» (Ин. 1, 1).
объясняются два первые стиха и раскрывается учение об истинном божестве Сына в отношении его к Отцу.
Беседа 24. Против савеллиан, Ария и аномеев.
опровергаются заблуждения этих еретиков, противопоставляется им точное изложение православной веры.
Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла.
посвящена доказательству того, что Бог не есть виновник зла в мире
Беседы нравоучительного характера
Беседа 1. О посте 1-я.
Беседа 2. О посте 2-я.
св. Василий убеждает не только соблюдать установленный Церковью пост и проводить его богоугодно, но и заранее подготовляться к нему постепенно, а не предаваться в последнее время пред ним пресыщению и неумеренному веселию.
Беседа 3. На слова: «Внемли себе» (Втор. 15, 9).
св. Василий говорит о необходимости постоянного бодрствования человека относительно нечистых помыслов, о пользе тщательного самоизучения, о необходимости всегда помнить о своих обязанностях.
Беседа 4. О благодарении.
даются наставления, как
достигнуть такого состояния, чтобы
выполнить наставление
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…»
(I Фес. 5, 16–18).
Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» (Лк. 12, 18); и о любостяжательности.
Беседа 7. К обогащающимся.
Беседа 8. Говоренная во время голода и засухи.
Эта беседа, по выражению св. Григория Богослова, произвела чудо: побудила богачей отдать свои запасы на пропитание бедным.
Беседа 10. На гневливых.
разъясняет, сколько великих
бед и зол причиняет
Беседа 11. О зависти.
изображает вред страсти,
наиболее пагубной из всех, какие только
рождаются в душах
Беседа 12. На начало книги Притчей (Притч. 1, 1-5).
Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения.
обличаются те, которые откладывают принятие крещения под разными предлогами.
Беседа 14. На упивающихся.
св. Василий весьма энергично восстает против пьянства, указывая на печальные последствия этого порока для души и тела.
Беседа 20. О смиренномудрии.
св. Василий останавливается на добродетели смирения и указывает в ней основу всех других добродетелей, приводит примеры подражания смирению во Христе и в святых, и учит, какими способами человек может усвоить себе эту добродетель.
Беседа 21. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви.
Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений.
св. Василий защищает позволительность для христиан изучения классической литературы и одновременно предостерегает от безусловного доверия к ней. Христианин, подобно пчеле, должен выбирать из произведений языческих авторов лишь полезное для себя и родственное истине и игнорировать остальное.
Затем он приводит образцы поучительных наставлений и добродетельных поступков из классической литературы — поэтических, исторических, ораторских произведений, и снова убеждает не все брать из них, а только полезное.
Беседа 25. О милости и о суде.
Беседа 26. Утешение больному
Похвальные слова в память мучеников:
Беседа 5. На память мученицы Иулиты,
+ продолжение сказанного в предыдущей беседе: о благодарении.
Беседа 17. На день святого мученика Варлаама.
лучшее по своей художественности, но принадлежность его св. Василию не бесспорна, может быть, автором его был св. Иоанн Златоуст.
Беседа 18. На день святого мученика Гордия.
Беседа 19. На день святых четыредесяти мучеников.
Беседа 23. На день святого мученика Маманта.
пастушеские занятия которого дали основания говорить о добрых пастырях церковных и о наемниках.
2.Григорий Богослов
2.1.Биография Григория Богослова
Григо́рий Богосло́в (греч.
Γρηγόριος Ναζιανζηνός — Григо́
Григорий родился около 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна.
Получив начальное домашнее образование, Григорий обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. Осенью 350 года Григорий отправился в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию: «Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго». В Афинах Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что в то время при изучении трудов данных философов больше внимания уделялось их стилю, а не учению, на теологию Григория неоплатонизм оказал сильное влияние. По мнению академика Г. Г. Майорова «Григорий и терминологически, и по существу близок к неоплатоникам». Во время обучения Григорий познакомился в Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. Вместе с Григорием и Василием в Афинах обучался будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник.
После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. В 358 году, когда его отец стал епископом, Григорий вернулся домой и в тридцатилетнем возрасте принял крещение от своего отца. После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис.
В 361 году по настоянию
отца Григорий вновь вернулся домой
и был рукоположен в
Начало его церковной
В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца — он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви». Деятельность Григория в этот период показывает, что он вникал в дела управления епархией и становился постепенно со-епископом назианзской церкви.
Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он около 371 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий колебался, но на епископстве настаивал его отец и в 372 году Григорий был рукоположен в епископа Сасимского. Григорий, нежелавший архиерейства, недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой.
После бегства из Сасима Григорий вновь удалился в пустынь, где проводит около трёх лет.
По просьбе престарелого отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. На похороны отца Григория приехал Василий Великий и произнёс надгробное слово, восхвалявшее заслуги усопшего. Считается, что в это время произошло примирение Григория с Василием. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией, но, не считая себя вправе занять престол своего отца, удалился в Селевкии в надежде, что в его отсутствие будет выбран новый епископ. Однако по просьбе жителей Григорий вернулся в Назанз и продолжил управление церковью.
1 января 379 года скончался Василий Великий. Это потрясло Григория, он писал: «И это выпало на мою скорбную долю — услышать о смерти Василия, об исходе святой души, которым ушла она от нас и преселилась к Господу, всю жизнь свою превратив в заботу об этом!». Впоследствии, будучи уже на покое, Григорий написал на смерть друга Надгробное Слово, ставшее одним из лучших его сочинений.
В начале 379 года византийским императором стал Феодосий, который, в отличие от своего предшественника Валента (умер 9 августа 378 года), покровительствовал никейцам, а не арианам. В этом же году к Григорию, имевшему репутацию блестящего проповедника и защитника никейской веры, из Константинополя прибыла небольшая группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и поддержать их в борьбе против арианства и аполлинарианства.
Григорий принял предложение и приехал в Константинополь. Город в течение сорока лет был в руках ариан, которым принадлежали почти все храмы города, включая Святую Софию и церковь Святых Апостолов.
Григорий остановился в доме своих родственников и в одной из комнат начал совершать богослужения, назвав этот домовой храм Анастасия (греч. Αναστασία — «Воскресение»). В этой церкви летом 380 года Григорий произносит свои знаменитые пять Слов «О Богословии», которые принесли ему славу «Богослова».
С момента приезда в столицу Григорий подвергся преследованию со стороны ариан: его обвинили тритеизме (будто он вместе единого Бога проповедует много богов), а позже начались попытки физической расправы. В Великую субботу 379 года, когда Григорий совершал таинство крещение в своём храме, в него ворвалась толпа ариан, среди которых были константинопольские монахи, и начали требовать изгнания Григория, а потом стали кидать в него камни. Григорий был отведён к городским властям, которые хотя и были неблагосклонны к нему, но не поддержали ариан и Григорий остался в Константинополе.
24 ноября 380 года в Константинополь
прибыл император Феодосий, который
своим приказом передал в руки
православных кафедральный
27 ноября Григорий вошёл в храм, когда он уже скрылся в алтаре, на пасмурном небе появилось солнце, и народ, расценив это как Божий знак, начал требовать вверить Григорию Константинопольскую церковь. Это полностью соответствовало планам императора Феодосия. Григорий согласился, для его утверждения на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был созван церковный собор, получивший название второго Вселенского.
Собор был созван по инициативе императора Феодосия, декрет о его созыве не сохранился, и о целях созыва известно из последующих императорских указов и соборного деяния. Собор был нужен Феодосию для решения практических церковных вопросов на Востоке, начиная в первую очередь с урегулирования вопроса о замещении Григорием Константинопольской кафедры.
Собор открылся в мае 381 года в присутствии императора, председательствовал на нём Мелетий, патриарх Антиохийский. С самого начала Собор решил вопрос о замещении константинопольской кафедры: был осуждён Максим Циник, пытавшийся при поддержке Александрийской церкви захватить константинопольский престол. Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.
После обсуждения Собор в своём первом правиле предал анафеме «ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и апполинариан» и подтвердил Никейский символ веры.
Во время Собора скончался его председатель Милетий и Григорий занял его место. В это время на Соборе возник вопрос о замещении антиохийской кафедры, оставшейся вдовствующей после смерти Милетия. Участники собора разделились, Григорий встал на сторону «западных» и произнёс речь в поддержку их кандидата Павлина. Но победила «восточная» партия и антиохийским патриархом стал пресвитер Флавиан. Приехавшие немного позже на Собор сторонники «западной партии» Асхолий Фессалоникийский и Тимофей Александрийский, будучи обиженными за своего кандидата Павлина, вступили в борьбу с «восточным» епископатом и в том числе выдвинули обвинения против Григория, что он, будучи рукоположен епископом Сасимским, незаконно стал архиепископом Константинопольским. Григорий был обвинён в нарушении 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора, запрещавших самовольное оставление епископами своих кафедр. Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру.