Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:25, контрольная работа
К концу II – началу I тысячелетия до н.э. в Индии установилась жесткая социальная структура – разделение людей на касты («варны»): брахманы – жрецы, монополизировавшие умственный труд; кшатрии – военная аристократия, правители; вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы; шудры – слуги, зависимые люди. Основная масса населения, вайшьи-земледельцы, были объединены в общины. Принадлежность к касте определялась рождением, передавалась по наследству.
1. Введение. . . . . . . . . . 3
2. Основные направления буддизма:
2.1. Хинаяна и махаяна. . . . . . . . 4
2.2. Школа Чань (Дзен – буддизм). . . . . . . 8
2.3. Ламаизм. Тантризм. . . . . . . . 11
3. Заключение . . . . . . . . . 19
4. Список использованной литературы. . . . . 22
Главой
ламаизма сегодня является Далай-лама
XIV. До 1959 г. его резиденции находилась
в Лхасе, столице Тибета. Но после вспыхнувшего
в тибетском районе КНР восстания, имевшего
национально-религиозную окраску, Далай-ламе
пришлось покинуть Тибет. Сейчас он проживает
в Индии, в монастыре, находящимся в 500
км от Дели. Сегодняшний Панчен-лама –
одиннадцатый. В 1989 г., когда умер Панчен-лама
X, комиссия, назначенная Далай-ламой XIV
в 1995 г., нашла нового Панчен-ламу того
же 1989 г. рождения, который с шести лет
воспитывался в монастыре в Лахасе.
Заключение
В заключение данной работы, хочется привести слова А. Говинды, из которых можно получить целостное представление о взгляде буддизма на мир: «Мир представляет собой исключительно процесс действования. Нигде нет застоя, нет ограничения. Ничто не существует само по себе или отдельно в самом себе. Не существует ничего постоянного; и вместо мира, заполненного мертвыми вещами, существует живой космос, который находит свое подобие в сознании каждого индивидуума и свой фокус в каждом атоме, так же как и каждое мгновение, рассматриваемое с точки зрения бесконечной делимости, содержит безграничность времени. Таким образом, мы обнаруживаем присутствие внутри нас самих вечности и полноты, которые недоступны нам до тех пор, пока мы ищем их в фантасмагории внешнего мира или отдельного маленького эго. Тот, кто вступает на Путь Будды, должен отбросить любые мысли о «я» и «мое». Но это отбрасывание не обедняет нас, а напротив, обогащает, ибо отбрасываем и разрушаем мы стены нашего заточения, обретая взамен высшую свободу, которую не следует понимать просто как растворение в целом или как чувство идентичности с другими, но как восприятие бесчисленных и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что есть, вмещая таким образом в своем сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании, разделяя их страдание и радость».
Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.
Распространившись на юг и на север, буддизм разделился на два направления. Южное получило название хинаяа, что означает узкая колесница или узкий путь спасения. Другое название хинаяны – тхеравада (учение старейших). Северное направление буддизма получило название махаяна – широкая, или великая колесница или широкий путь спасения.
На Дальнем Востоке, в Китае и Японии получила распространение возникшая на основе хинаяны школа Чань, или Дзен – буддизм. Слово чань, сокращенное от чаньна, - это китайский перевод (запись иероглифами) санскритского слова дхьяна, что означает «созерцание, медитация». В японском языке дхьяна передается словом дзен. Школа Чань возникла в V в. н.э., явившись результатом праповеднической деятельности монаха Бодхидхармы, приехавшего из Индии. В конце VIII в. эта школа буддизма проникла в Японию, где и получила название дзен-буддизма.
В основе школы Чань лежит вероучительное положение о наличии природы Будды во всем сущем, в том числе и каждом человеке, хотя сам он этого не сознает. Отсюда возникает цель – постичь Будду в самом себе, т.е. достичь состояния Будды уже в этом рождении. Таким образом, речь идет о «внезапном пробуждении», об одномоментном приближении к Будде.
Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект или школ. К XVII в. распространился среди монголов, бурят, тувинцев и калмыков. В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам.
Тантризм
– это форма буддизма, которая
сложилась в Индии в середине
I тысячелетия н.э. Слово тантризм,
как и ламаизм, западного происхождения
и связано с названием священных текстов
– тантр («нить, на которую что-то нанизывается»).
В самой Индии это направление получило
название Ваджраяна (Алмазная
или Громовая лестница). Оно возникло
на основе буддизма махаяны, но своей центральной
идеей поразительно напоминает школу
Чань (дзэн). Как и в чаньском буддизме,
основная цель тантризма – возможность
достижения состояния Будды в течение
одной жизни. Средствами достижения состояния
Будды в тантризме выступает тщательно
разработанные приемы психотехники: повторение
специальных молитв – мантр, созерцание
круга (мандала), который является символом
вселенной, практика вызывания в воображении
образа божества и т.д. В тантризме активно
используется сексуальная символика,
выражающая акт слияния мудрости с силой
божеств, результатом чего и является
пробуждение. Тантризм возник как тайное,
эзотерическое учение, предназначенное
только для посвященных.
Список использованной литературы