Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:02, реферат
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1]) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Буддизм.
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म,
buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1])
— религиозно-философское учение (дхарма)
о духовном пробуждении (бодхи), возникшее
около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем
учения считается Сиддхартха Гаутама,
впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи
этого Учения называли его «Дхармой» (Закон,
Учение) или «Буддхадхармой» (Учением
Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами
в XIX веке[2].
Считается, что
это древнейшая мировая религия, признанная
самыми различными народами с совершенно
разными традициями. «Без понимания буддизма
невозможно понять и великие культуры
Востока — индийскую, китайскую, не говоря
уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных
духом буддизма до их последних оснований»[2].
Оценка количества
последователей буддизма во всём мире
значительно колеблется в зависимости
от способа подсчёта, однако самые минимальные
цифры колеблются в районе 350-500 миллионов
человек[3]. Основное число буддистов живет
в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной
Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже,
Китае (а также китайское население Сингапура
и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме,
Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии.
В России буддизм традиционно исповедуют
жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние
годы буддийские общины возникли в Москве,
Санкт-Петербурге и других крупных городах
России.
Основы
учения. После нескольких лет наблюдения
за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл
к выводу, что причиной страдания людей
являются их собственные действия и прекратить
страдания, достичь нирваны, можно практикой
самоограничения и медитацией. Будда утверждал,
что его Учение не является божественным
откровением, а получено им через медитативное
созерцание собственного духа и всех вещей.
Учение не является догматом, и результаты
зависят от самого человека.
За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»[5]. Но все они базируются на следующих доктринах[5]:
Четыре Благородные Истины,
учение о причинно-зависимом происхождении и карме,
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»)
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
буддийская космология.
Все буддисты верят,
что эти принципы были провозглашены
самим Буддой, однако трактовки их
могут быть весьма различными.
Течение
буддизма. Традиционно буддизм делят
на Махаяну (Великую колесницу) и Тхераваду
(Учение старейших). Выделяется также направление
«ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический
буддизм), которое в некоторых регионах
считается разновидностью Махаяны, а в
некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным
направлением.
Отличительной
чертой Махаяны является учение о
Бодхичитте — стремлении к спасению всех
без исключения живых существ, подразумевающем
безграничное сострадание и любовь к ним;
и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы
— существа, готового отказаться от индивидуального
достижения Нирваны с целью спасения всех
живых существ.
К Махаяне относится
тибетский буддизм, китайский буддизм
и несколько отдельных
Последователи
Махаяны подразделяют буддизм на
Великую Колесницу (собственно махаяну)
и Малую Колесницу («хинаяну»), которую
называют также Колесницей шраваков
и Пратьекабудд. Само название «хинаяна»
(санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая
колесница») было введено методически
для обозначения буддистов, ограниченных
только стремлением к индивидуальному
просветлению, и применялось в исторической
полемике с другими, ныне не существующими,
школами раннего буддизма и с целью объяснения
понятия Бодхичитты.
Тхеравада — единственная
сохранившаяся из школ Никая (раннего
буддизма). Применение по отношению к ней
термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада
активно использует понятие метта-бхавана,
аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне,
и под определение Хинаяны не подпадает.
Ваджраяна распространена
в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из
Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию,
Туву и Калмыкию.
Подробная схема школ и ответвлений буддизма собрана в разделе Школы буддизма. Наиболее известные течения классифицируются следующим образом:
Тхеравада
Школы раннего буддизма
Вайбхашика
Саутрантика
Махаяна
Чань (Дзэн)
Йогачара
Мадхъямика
Тяньтай/Тэндай и Нитирэнизм
Амитоизм и Амидаизм
Хуаянь/Кэгон
Ваджраяна
Тибетские школы
Ньингма
Сакья
Кагью
Джонанг
Гэлуг
Сингон (японская
школа)
Буддизм, распространенный
среди мирян и значительно отличающийся
от буддизма, проповедуемого в монашеской
образованной среде, носит название простонародного
или вульгарного.
В отличие от монотеистических религий (иудейство, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога, ни вечной души. Эти же положения и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя он признает учение о карме.