Буддизм
Буддизм является в настоящие
время одной из основных и
самых распространенных мировых
религий. Приверженцы этой религии
населяют преимущественно регионы
Центральной, Южной и Юго-Восточной
Азии. Однако сфера влияния Буддизма
выходит за пределы указанного района
земного шара: его последователи имеются
и на других континентах, хотя и в меньшем
количестве. Велико число буддистов и
в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии
и Туве.
Буддизм,
наряду с Христианством и Исламом,
относиться к так называемым мировым
религиям, которые в отличии от национальных
религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют
межнациональных характер. Возникновение
мировых религий - результат длительного
развития политических, экономических
и культурных контактов между различными
странами и народами. Космополитический
характер Буддизма, Христианства и Ислама
позволил им перешагнуть национальные
границы, широко распространиться по земному
шару. Мировым религиям в большей или меньшей
степени свойственна вера в единого, всемогущего,
вездесущего, всеведущего Бога, он как
бы соединяет в одном образе все те качества
и свойства, которые были присущи многочисленным
богам политеизма.
Каждая из трех мировых религий
складывалась в конкретной исторической
среде, в условиях определенной
культурно-исторической общности народов.
Этим обстоятельством объясняются многие
их характерные особенности. К ним мы и
обратимся в данном реферате, где будет
подробно рассмотрен Буддизм, его происхождение
и философия.
Буддизм возник в VI в. до н. э. в
Индии, где в то время шел процесс формирования
рабовладельческих государств. Отправной
точкой буддизма является легенда об индийском
царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно
этой легенде Гаутама на тридцатом году
жизни оставил семью, стал отшельником
и предпринял поиски путей избавления
человечества от страданий. После семилетнего
отшельничества он достигает пробуждения
и постигает правильный жизненный путь.
и он становиться Буддой (“пробужденный”,
“достигшим прозрения”), проповедуя свой
учения на протяжении сорока лет. Центром
учения становиться четыре истины. Согласно
им, существование человека неразрывно
связано со страданием. Реальный мир есть
сансара - круговорот рождений, смертей
и новых рождений. Сущность этого круговорота
является страдание. Путь спасения от
страданий, в выходе из “колеса” сансары,
путем достижения нирваны(“угасание”),
состояния отрешенности от жизни, высшее
состояние духа человека, освобожденного
от желаний и страданий. Постичь нирвану
может только праведник победивший желания.
Вероучение
и обрядность раннего Буддизма
изложены в Трип Итаке (“тройной
корзине”) - своде произведений, основанных
на откровениях Будды. В нем
в частности описаны принципы
устройства мира и вселенной,
учение о душе и ее спасение.
Вселенная в буддийской догматике имеет
многослойное строение. Можно насчитать
десятки небес, упоминаемых в различных
канонических и неканонических сочинениях
Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31
сфера бытия, расположенные друг над другом,
снизу вверх по степени своей возвышенности
и одухотворенности. Они делятся на три
разряда: кармолока, рупалока и арупалока.
В
кармалоку входят 11 ступеней или
уровней сознания. Это низшая
область бытия. Здесь полностью
действует карма. Это полностью
телесная материальная сфера бытия,
лишь на высших своих уровнях начинающая
переходить в более возвышенные стадии.
Уровни
с 12-го по 27-й относятся к
более высокой сфере созерцания
- рупалоке. Здесь уже действительно
не прямое грубое созерцание,
а воображение, но оно еще
связано с телесным миром, с формами вещей.
И
наконец, последний уровень - арупалока
- отрешен от формы и от телесного
материального начала.
В Буддизме оно из важнейших
мест занимает так называемое
отрицание единства личности. Каждая
личность представлена, как скопление
“изменчивых” форм. Согласно высказываниям
Будды личностью, состоит из пяти элементов:
телесности, ощущения, желания, представления
и познания. Так же велико значение учения
о спасение души, обретение ею покоя, в
первоначальном Буддизме. Душа распадается,
по учению Буддизма, на отдельные элементы
(сканды), но чтобы в новом рождение оказалась
воплотившийся та же личность, необходимо,
чтобы сканды соединились тем образом,
как они были соединены в прежнем воплощении.
Прекращение круговорота перевоплощений,
выход из сансары, окончательный и вечный
покой - это важный элемент трактовки спасения
в Буддизме. Душа, в буддистском представлении,
- индивидуальное сознание, которое несет
в себе весь духовный мир человека, трансформируется
в процессе личных перерождений и стремящиеся
к успокоению в нирване. При этом достижение
нирваны невозможно без подавления желаний,
что достигается по средствам контроля
над взглядами, речью, поведением, над
образом жизни, над усилие, внимание, и
полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма всех поступков и помыслов
во всех предыдущих перерождениях,
что лишь приблизительно можно
охарактеризовать словом “судьба”,
а буквально означает закон
возмездия - это сила, которая
определяет конкретный вид перерождения
и называется кармой. Все поступки в жизни
определяются кармой, но человек имеет
определенную свободу выбора в поступках,
помыслах, действиях, что делает возможным
путь к спасению, выходу из круга превращений
в просветленное состояние. Социальная
роль Буддизма определяется идеей равенства
людей в страдание и в праве на спасение.
Еще при жизни человек мог добровольно
встать на праведный путь, вступив в монашескую
общину (сангхая), что означает отказ от
касты, семьи, собственности, приобщение
к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета),
пять из которых обязательны для каждого
буддиста: отказ от убийства живых существ,
от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение
супружеской верности.
Буддизм обогатил религиозную
практику приемом, относящимся
к области индивидуального культа.
Имеется ввиду такая форма
религиозного поведения, как бхавана
- углубление в самого себя, в свой внутренний
мир с целью сосредоточенного размышления
об истинах веры, что получило дальнейшее
распространение в таких направлениях
буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие
исследователи считают, что этика в Буддизме
занимает центральное место и это делает
его в большей степени этическим, философским
учением, а не религией. Большинство понятий
в Буддизме носит расплывчатый, многозначный
характер, что делает его более гибким
и хорошо адаптируемым к местным культам
и верованиям, способным к трансформации.
Так последователи Будды образовали многочисленные
монашеские общины, ставшие главными очагами
распространения религии.
В I в. н. э. в Буддизме образовалось
две ветви: Хинаяна (“малая
повозка”) и Махаяна (“большая повозка”).
Это разделение было вызвано прежде всего
различиями в социально-политических
условиях жизни в отдельных частях Индии.
Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом,
признает Будду человеком, нашедшим путь
к спасению, которое считается достижимым
только через уход от мира - монашество.
Махаяна исходит из возможности спасения
не только для отшельников-монахов, но
и для мирян, причем упор сделан на активную
проповедническую деятельность, на вмешательство
в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась
к распространению за пределы Индии, породив
множество толков и течений, Будда постепенно
становится высшим божеством, в честь
него сооружаются храмы, совершаются культовые
действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной
заключается в том, что Хинаяна полностью
отвергает путь к спасению для не монахов,
которые добровольно отвергли мирскую
жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав
- индивидов, уже способных войти в нирвану,
но окрадывающих достижение конечной
цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении
и другим, необязательно монахам, заменив
тем самым требование ухода от мир призывом
к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой
обрядности Ее главным элементом
является: культ Будды, проповедь, почитание
святых мест, связанных с рождением, просветлением
и смертью Гаутамы, поклонение ступам
- культовым сооружениям, где хранятся
реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды
добавила почитание бодистав, тем самым
усложнилась обрядность: были введены
молитвы и разного рода заклинания, стали
практиковаться жертвоприношения, возник
пышный ритуал.
В VI - VII вв. н. э. начался упадок
Буддизма в Индии, обусловленный
упадком рабовладельческого строя
и ростом феодальной раздробленности,
к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции
в стране своего возникновения, переместившись
в другие районы Азии, где трансформировался
с учетом местных условий. Одной из таких
разновидностей Буддизма, утвердившийся
в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся
в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит
от тибетского слова лама (высший, небесных)
- монах в ламаизм. Для ламаизма характерен
культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений
Будды, живых богов, к которым причисляются
главным образом высшие ламы. Ламаизму
присуще массовое распространение монашества,
при этом существенно упростился процесс
общения с Богом: верующему достаточно
было прикрепить к шесту листок с молитвой,
чтобы его колебал ветер, или вложить его
в специальный барабан. Если в классическом
Буддизме не было образа верховного Бога
- творца, то здесь он появляется в лице
Адибузды, представляющегося первичны
эвеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване,
но место нирваны в ламаизме занял рай.
Если верующий будет выполнять все требования
ламаистской морали, то после страданий
и лишений сансары его ждут успокоение
и блаженная жизнь в раю. Для характеристики
ламаистской картины мира имеет известное
значение верование в существование неведомового
идеального государства (Шамбалы), которому
предстоит сыграть когда-нибудь решающую
роль в истории Вселенной и Земли.
В
многие годы своего существования
Буддизм распространился в азиатском
регионе, где во многих государствах
оказывает сильное влияние на общественную
и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже
и Таиланде руководство церковью принадлежит
главам государств. В странах, где сильно
влияние Буддизма, сохраняется множество
монахов: достаточно сказать, что в Камбодже
монахом является каждый двадцатый мужчина.
Буддийский монастыри выступают в качестве
крупных учебных заведений, которые являются
центрами просвещения и искусства.
В
нашей стране Буддизм представлен
в основном в качестве Ламаизма.
Буддийской религии придерживаются
многие народы, населяющие Сибирь.. Деятельность
ламаистского духовенства возглавляется
Центральным Духовным Управление Буддистов,
учрежденным собором 1946 г. Председатель
управления носит сан бандидо-хамболабы
и находиться в Иволгинском дацане (монастыре),
расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.