Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа
Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно. Ибо “даосизм” - понятие весьма многомерное и многозначное.
Введение………………………………………………………………………………….3
История даосизма………………………………………………………………………..6
Основатели даосизма…………………………………………………………………...10
Дао и другие основные понятия даосизма……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………………….21
Лао-цзы, приняв Дао за высшую категорию своей философии, рассматривал ее не только как всеобщий закон, но и как источник формирования мира. Исследователь А.Е.Лукьянов называет Дао “космической ДНК”.
Проще говоря, весь внешний мир рассматривался как определенное количество признаков. Создателем этих признаков является субстанция, не постигаемая органами чувств и находящаяся вне времени и пространства. Эта субстанция называется “Дао”. Дао неограниченно. Оно существует в каждое мгновение и в каждой вещи. Дао породило Небо и Землю, породило императоров и царей, породило все принципы. Откуда же оно вышло само? Оно породило самого себя.
“Дао присущи стремления и искренность. Оно находится в состоянии бездействия и лишено формы. Дао можно проповедовать, но его нельзя коснуться. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао является корнем и основой самого себя. Оно до Неба и Земли с древнейших времен существует извечно. Оно одухотворяет духов и одухотворяет владыку, порождает Небо и Землю. Оно над Великим пределом, но не является высоким; под Шестью пределами, но не является глубоким; прежде Неба и Земли рождается, но не является продолжительно существующим, оно простирается с глубокой древности, но не является старым” (“Дао-дэ дзин”, чжан 16). “Дао есть то, что делает тьму вещей таковой, то, благодаря чему формируется тьма вещей, то, что определяет тьму принципов” (“Чжуан-цзы”, гл. “Тянь Цзыфань”).
Если существует такое Дао, то следует учиться у него и почитать его как учителя. Это и есть “Великий почитаемый учитель”. Это о нем писал Чжуан-цзы: “О мой учитель! Ты даешь всем вещам их свойства, но не считаешь это проявлением справедливости; оказываешь благодеяния всем поколениям, но не считаешь это проявлением гуманности; существуешь с глубокой древности, но не являешься старым; покрываешь Небо и поддерживаешь Землю, очерчиваешь все формы, но не считаешь это проявлением мастерства”. Учиться у дао и слиться с ним в одно целое - в этом, с точки зрения Чжуан-цзы, и заключается смысл человеческой жизни: “Можно освободиться от горя, волнения, тоски и даже от жизни и смерти. Надо отбросить все различия и раствориться в мире. Дао - это и есть я, и по этой причине все существующее является мной. Дао неисчерпаемо и безгранично, оно не рождается и не умирает, и поэтому я также неисчерпаем и безграничен, не рождаюсь и не умираю. Перед смертью я существую, и после смерти я также существую. Скажете, что я умер? Ведь я не умираю. И огонь не сжигает меня, и в воде я не тону. Я превращаюсь в пепел, и все же я существую. Я превращаюсь в лапку бабочки, в печенку мыши, но все же я существую. Сколь же я свободен, сколь долговечен, сколь велик! ... Все различные признаки являются моими признаками, и все различия отбрасываются. Все вещи со странными и необычными признаками - все слилось воедино. Все является дао, все является мной. Это и значит, что “Небо и Земля рождаются со мной, а все вещи составляют единство с я”. (“Чжуан-цзы”, гл. “Циулунь”).
Человек, постигший это, и является “мужем, обладающим дао”. У Чжуан-цзы утверждается, что “такой человек не презирает людей, не занимается самовосхвалением, ссылаясь на свои заслуги, не занимается обманом; упустивши удобный случай, не раскаивается; имея удобный случай, не теряет голову; поднявшись на высокое место, не пугается; упавши в воду, не мокнет;
попавши
в огненную яму, не чувствует жары...
Такой человек спит и не видит
снов, при пробуждении не грустит,
питается чем попало и обладает глубоким
дыханием. Такой человек не цепляется
за жизнь и не боится смерти, ни жизнь,
ни смерть не имеют для него значения,
он свободно приходит, свободно уходит,
получит что-либо - хорошо, потеряет что-либо
- не огорчается. ...Это ... и есть то сбалансированное
состояние, когда дух не отделен от субстанции
и все соответствует своей природе” (“Чжуан-цзы”,
гл. “Дацзунши”.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие от конфуцианцев, бдительно следивших за светилами и использовавших их перемещения и небесные феномены в политической борьбе, даосы видели в астрологии возможности для гаданий и предсказаний. Хорошо зная небосвод, расположение звезд и планет, даосы составили немало астрологических карт, атласов и календарей. Став в средневековом Китае монополистами в области оккультных наук, даосы составляли гороскопы и делали предсказания; причем без совета даосского гадателя никто, обычно, не начинал серьезного дела, а женитьба в Китае всегда начиналась с обмена гороскопами, точнее, с присылки гороскопа невесты в дом жениха.
Одной из популярных оккультных наук была геомантия (фэншуй). Связав небесные явления, звезды и планеты со знаками зодиака и странами света, с космическими силами и символами (Небо, Земля, инь, ян, пять первоэлементов и т.п.), геоманты разработали сложную систему взаимодействия между всеми этими силами и земным рельефом. Только при благоприятном сочетании небесных сил участок земли считался подходящим для строительства, устройства могилы или приобретения в собственность. Показательно, что компас, одно из величайших изобретений китайцев, появился именно в недрах геомантии и для ее нужд, т.е. для ориентировки на местности.
Многое сделали даосы для китайской медицины. Опираясь на практический опыт знахарей-шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с анатомией и функциями человеческого организма. Многие их рекомендации, лечебные средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали положительные результаты.
Практика внутренней алхимии позволила заложить теоретические основы китайской медицины. Согласно им в организме человека циркулирует «жизненная энергия» ци, представляющая собой интегральную функцию всей деятельности организма, его энергии, тонуса жизненности. Другим постулатом китайской и восточной медицины вообще является учение о том, что форма проявления жизненной энергии - взаимодействие и борьба таких «полярных сил», как ян (положительная сила) и инь (отрицательная сила). На принципе ян-инь (он описывает картину мира в религиозно-философском мышлении древних китайцев) восточные ученые основывают взаимоотношение органов между собой и их связи с покровами тела. Регулируя обмен веществ, т.е. противоположно направленные процессы ассимиляции и диссимиляции, явления возбуждения и торможения и т.д. можно повлиять на 44 отдельных органа (или на весь организм) и изменить его энергетические уровни. С этих позиций болезнь - нарушение равновесия в распределении энергии между ян и инь. Измерения в распределении энергии осуществляется посредством воздействия на точки акупунктуры, число которых равно 696.
На
основе этих положений в Китае
были разработаны такие методы традиционной
медицины, как иглоукалывание, прижигание,
массаж и др. Эти методы представляют
собой разновидность
Цивилизация
старого Китая уже ушла в прошлое.
Но ее мудрость, вобравшая в себя
опыт духовных исканий и подвижничества
сотен поколений, не умерла и не может
умереть. Даосизм, как часть и, может быть,
самая важная часть этой мудрости, не потерял
своей жизненности и сегодня. Заветы древних
даосов обращены к каждому, кто желает
познать загадку истоков всего происходящего,
кто не удовлетворяется условностями
цивилизаций, морали, идеологий, но ищет
истинно великое и вечное, кто имеет мужество
отказаться от мелочных приобретений
ради того, чтобы вместить в себя весь
мир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. “Антология даосской философии”. Сост. В.В. Малявин и Б.Б. Виногродский. М., “Товарищество”, 1994.
2. “Дао и даосизм в Китае”. М., Изд-во Института востоковедения, 1982.
3. Журнал “Свободный Китай”. Июль/август 1995г. (№ 4). Московское представительство изд-ва “Гуан Хуа”, Китай
4. “История китайской философии”. М., “Прогресс”, 1989.
5. “История религии. Лекции, прочитанные в СПГУ.” С-Пб., “Лань”, 1997.
6. “Китайская философия”. Энциклопедический справочник. М., “Мысль”, 1994.
7. Лукьянов А.Е. “Истоки Дао: древнекитайский мир”. М., “Инсан”, 1992.
8. Лукьянов А.Е. “Лао-Цзы и философия раннего даосизма”. М., Изд-во Института Дружбы народов, 1991.
9. Лукьянов А.Е. “Дао “Книги перемен”. М., “Инсан”, 1993.
10. “Культурология: история мировой культуры”. Под ред. А.Н.Марковой. М., “Культура и спорт”, “ЮНИТИ”, 1995.