Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:05, контрольная работа
Весьма символично, что будущий святитель родился в трагический для Церкви 1596 год. В этом году была принята Брестская уния, согласно которой часть Западно-Русской Православной Церкви на территории, находившейся под польским владычеством, отпала от Матери Церкви и насильственно присоединилась к Римо-Католичеству. И в этом же году фамилия Мовиле официально вступила на молдавский престол, на котором она смогла удержаться с перерывами не многим более 15 лет.
Введение
Биография
Издательская, дипломатическая, просветительская деятельность
На посту митрополита
Заключение
Использованная литература
Деятельность Митрополита Петра Могилы
План
Введение
Заключение
Использованная литература
Введение.
За несколько дней до Рождества Христова (по старому стилю), 21 декабря 1596 года, в благочестивом семействе молдавских бояр Мовиле родился мальчик. Надежда знаменитого рода, третий сын, на которого годы спустя будут смотреть как на достойного наследника Молдавского престола.
Его назвали Петром (Петру) — в честь Московского митрополита Петра, поскольку день рождения первого совпал с днем памяти второго. Вряд ли тогда кто-то подозревал, что новокрещенный младенец и сам станет впоследствии митрополитом Киевским.
Весьма символично, что будущий
святитель родился в
Сохранилось две легенды о том, как возникла фамилия Мовиле. Согласно одной из них, сохранившейся в молдавских хрониках, возвышение фамилии относится к XV веку — ко времени княжения Штефана IV, которого современники и потомки назвали Великим, как основателя Молдавского княжества. Однако великий господарь был маленького роста. Во время одной из битв с венгерцами (по другой версии с турками) в 1486 году под Штефаном была убита лошадь. Воин Герольд Пуриг, находившийся рядом со своим воеводой, отдал ему своего коня и, опустившись на колено, сказал: «Позвольте, господарь, служить мне вам вместо горки». Господарь с помощью Пурига вскочил на его коня и ответил: «Из горки я сделаю тебя холмом (по-молдавски Мовиле, русский вариант — Могила)». Так по легенде возникла знаменитая молдавская фамилия.
Биография
Петр Могила был выходцем из древнего молдавского боярского рода. Он родился в семье валашского и молдавского господаря Симеона Могилы и княжны Маргарет. В 1607 году в результате борьбы за власть отец погиб. После смерти Симеона Могилы и после захвата в 1612 году Кантемиром Мурзой молдавско-валахийских владений, княжна Маргарет вместе с сыном вынуждены были покинуть Молдавию и переехать на украинские земли Речи Посполитой, где их приняли родственники - князья Стефан Потоцкий, Самуил Корецкий и Михаил Вишневецкий.
Начальное образование Петр Могила получил во Львовской братской школе, организованной в1586 году для защиты и сохранения православной веры. Семейство Могил придерживалось православия и имело тесные связи с Львовским братством, постоянно помогая ему средствами и услугами в строительстве. Львов был неподалеку от тогдашних молдавско-валахийських владений, и Львовское братство, испытывая потребность в средствах, часто обращалось к вере молдавских хозяев с просьбами о материальной помощи.
Дальнейшее образование Петр Могила получил в европейских университетах. Сначала он получил образование в Польской академии в Замостье, а затем учился в разных учебных заведениях Голландии и в Париже.
Петр Могила свободно владел греческим и латинским языками и довольно быстро овладел богословской наукой. По возвращении в Речь Посполитую он пошел на военную службу, участвовал в Цецорской битве 1620 и Хотинской битве 1621 года.
Мало известно о периоде жизни Петра Могилы, начиная от его участия в Хотинской битве и до посвящения в сан киево-печерского архимандрита. Могила начал часто посещать Киев, активно участвовать в делах православной веры. Киевский историк С. Голубев считает, что кроме православного воспитания этому способствовали и частые встречи Петра Могилы с митрополитом Иовом Борецким, его наставником еще во времена учебы в Львовской братской школе. Общение с Иовом окончательно завершило формирование взглядов Петра Могилы и, по сути, определило направление его дальнейшей жизненной деятельности. В 1625 году он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре.
После смерти 21 марта 1627 архимандрита Печерской лавры Захария Копыстенского, в декабре 1627 на эту должность был посвящен Петр Могила [2]. В это время ему исполнилось тридцать лет. В этом возрасте избрание на такую высокую церковную должность осуществлялось чуть ли не впервые. Очевидно, этому поспособствовала поддержка Борецкого и других влиятельных благородных семей, исповедовавших православную веру, предыдущее иночество Петра Могилы и его личное богатство.В 1628 году польский король Сигизмунд III утвердил Могилу на этом посту.
Издательская, дипломатическая, просветительская деятельность
Петр Могила прилагал все усилия, чтобы за время его архимандритства Киево-Печерская типография заняла выдающееся место как среди других типографий Украины и Беларуси, так и в общественной жизни в целом. За пять с половиной лет его настоятельства с лаврской типографии вышло 15 названий изданий. Среди них были и книги самого Петра Могилы. В 1628 году в Лавре были напечатаны переведенные Петром Могилой из греческого «Агапита диакона главизны поучительны» и «Триодь цветная», в которых объяснялись важность и значение церковных гимнов.
В 1629 году на Киевском поместном Соборе был одобрен к изданию «Литургиарион» Петра Могилы. Он представлял собой служебник, исправленный архимандритом по греческим источникам и с его собственными догматическими и обрядовыми разъяснениями литургии. Это один из самых значительных трудов Могилы, который в течение более двухсот лет не терял своего значения.
Кроме этого в собственноручных записях Могилы сохранился ряд канонов и церковных песнопений, которые частично вошли в будущие лаврские издания: это канон на причащения священников, канон на исход души, канон на создание мира и плач изгнанных из рая прародителей, канон покаянный и другие. Эти небольшие произведения, написанные на церковно-славянском языке, свидетельствуют о незаурядном литературном даровании Петра Могилы.
Жизнь и церковная служба Петра Могилы пришлись на сложное время в истории православной церкви в Украине. В 1596 году была подписана Брестская уния, в результате которой большинство православных епископов признало верховенство Папы Римского. Те православные иерархи и священники, которые не признали унии, фактически оказались вне закона. Православные и большинство монастырей также выступили против унии. Однако, в осуществлении ее положений была заинтересована светская власть, поэтому притеснения православных, которые не хотели признавать превосходство Рима, стали обычным явлением. Петр Могила считал чрезвычайно важным делом примирения всех православных - тех, которые признали унию, и тех, которые выступали против нее. Однако, его действия, направленные на это примирение, вызвали неоднозначные оценки современников. Одни считали Могилу искренним поборником единства православия, другие - рукой королевской власти, которая стремится обратить православных в униатов и разорвать связи с восточными патриархами и Москвой [3].
29 июня 1629 в Киеве должен быть созван поместный собор, предметом обсуждения которого должен был стать вопрос примирения униатов и православных. Но положительных последствий собор не дал.
Не оправдались надежды Петра Могилы на примирение церквей и на Львовском соборе. Удар по его надеждах нанесла смерть Иова Борецкого. Весть о смерти своего наставника Петр Могила получил 16 января 1631, возвращаясь в Киев с освящения Ставропигийской церкви во Львове. Церковь была построена Львовским братством с немалыми пожертвованиями Могилы.
Неудачи всех попыток по
примирению церквей породили растерянность
и безнадежность среди
Петр Могила, будучи архимандритом, сплотил вокруг себя образованных людей. Осенью 1631 года на территории Киево-Печерской лавры он открыл первую школу. Преподавание в Лаврской школе велось на латинском и польском языках, и создавалось оно по образцу ведущих школ того времени - иезуитских коллегий. Всего в ней обучалось более ста учеников. Петр Могила хорошо понимал значение образования в развитии общества и стремился основать в Киеве такие школы, которые отвечали бы потребностям времени и ни в чем не уступали бы подобным европейским учебным заведениям. Еще задолго до открытия школы, заботясь об опытных преподавателей, Петр Могила подбирал способных молодых людей и за свои средства отправлял их за границу на учебу.
Однако школьные дела не давались Петру Могиле легко. Сначала Печерско-лаврские иноки выступили против предоставления школе помещений. Могиле удалось уладить эту проблему, но, как только началось обучение, противники Могилы стали видеть в лаврской школе конкурента Киевской братской школе. Киевское братство и казачество подняли вопрос об объединении Киевской братской школы и лаврской. Их поддержал и новый митрополит Исаия Копинский. Петр Могила согласился объединить лаврскую школу с братской, при условии, что будет блюстителем и опекуном объединенного учреждения.
Лаврская школа, объединенная в 1632 году с братской, впоследствии была преобразована в Киево-Могилянскую коллегию. Это была первая высшая православная школа в Восточной Европе. Коллегия была организована по образцам иезуитских учебных заведений. Студенты изучали здесь три языка: греческий, латинский и церковно-славянский, изучали богословие и светские науки. Среди выпускников этой коллегии была немало представителей элиты тогдашней Украины и Белоруссии [5]
На содержание коллегии и монастыря Могила записал две лаврские волости и подарил собственное село Познякивку, кроме того, оказывал денежную помощь как коллегии, так и учителям и ученикам. Учитывая быстрый рост числа учащихся, в 1634 года был открыт филиал коллегии в Виннице, которую позже перенесли в Гощу на Волынь, где она просуществовала до конца 17 века. В 1636 году Могилой была основана коллегия и в Кременце. С именем Петра Могилы связано развертывание православной системы высшего и среднего образования в Украине, которая копировала католические школы, пытаясь конкурировать с ними.
В апреля 1632 года умер король Сигизмунд III. По польским обычаям после смерти короля собирался так называемый конвокацийний сейм, на котором делался обзор деятельности предыдущего короля, обсуждались различные мнения и предложения относительно будущего королевства. Затем собирался елекцийний сейм, на котором избирался новый король.
В Прилуках была созвана большая казацкая Рада, которая избрала на сейм делегацию. Петр Могила был делегирован на сейм от имени митрополита Исаии Копинского и всего православного духовенства. На сейме он должен был потребовать отмены всевозможных актов, запрещавших православным строить церкви, открывать коллегии, типографии, возвращения епархий, церковных имений.
Польский королевич Владислав, чтобы обеспечить себе большинство при голосовании, составил специальный мемориал, в котором предлагалось решить казацкие вопросы, отдать православным Киевскую митрополию, вернуть все ее имения, монастыри и даже львовское епископство. 8 ноября 1632 Владислав был избран королем и, учитывая ситуацию, удовлетворил просьбу православного духовенства, выдав диплом, которым гарантировал православным большие права и выгоды, чем те, которые были указаны в «Статьях для успокоения русского народа». Этим документом предоставлялась свобода перехода как из православия в унию, так и из унии в православие. Киевский митрополит должен, по-прежнему, рукополагаться от Константинопольского патриарха. Православным митрополитам возвращалась Луцкая епархия, вводилась новая в Мстиславе, а также запрещалось оказывать всевозможные обиды православным людям.
Петр Могила поблагодарил Владислава за «разумное и справедливое решение». Между тем, казаки и православное духовенство в один из последних дней сейма приняли решение отстранить от митрополии Исаию Копинского, как человека престарелого и болезненного. Здесь же, в Варшаве, митрополитом был избран Петр Могила.
12 марта 1633 Владислав утвердил митрополитом Петра Могилу. Королевской грамотой Могиле отдавалось Киево-Софийская церковь, оставалась за ним и Киево-Печерская архимандрия, поручался надзор за Пустынно-Никольским монастырем. Вскоре было получено благословение и Патриарха Константинопольского, причем Патриарх оказывал новому митрополиту звание «экзарха святого константинопольского трона».
В апреле 1633 Петр Могила разослал верным православным грамоты, приглашая ведущих представителей общин прибыть во Львов на его рукоположение в чин митрополита. Город этот был выбран не случайно, ведь здесь его хорошо знали и уважали. После двухмесячного пребывания во Львове Петр Могила в конце июня отправился в Киев. Однако, Исаия Копинский не считал избрание Могилы законным и подал жалобу королю. Тяжба длилась не один год. В феврале 1637 Петр Могила пригласил Исаию в Луцк и там в присутствии многочисленного духовенства примирился с ним. Но Исайя вновь выступил против Могилы, заявив, что тот силой заставил его к примирению. До самой своей смерти Копинский не давал покоя Могиле.
На посту митрополита
После возведения в сан митрополита Петр Могила с новой силой развернул работу в церковной, образовательной, строительной отраслях и книгопечатании. Вся его деятельность была направлена на восстановление полнокровной жизни Православной Церкви. Новый митрополит выдвинул перед пастырями строгие, но справедливые требования: обязательное общее и богословское образование, тщательное соблюдение канонических правил. В своих грамотах и посланиях Петр Могила каждый раз концентрировал внимание священнослужителей на необходимость своей жизнью и деятельностью служить примером для мирян, выполняя заповеди Божии, неутомимо заботиться о пастве, добросовестно оберегая свое достоинство от малейших проступков.
В ведомство православного митрополита Могилы перешли Софийский кафедральный собор в Киеве и приписанные к нему храмы: Выдубицкий, Михайловский, Пустынно-Николаевский монастырь и другие монастыри и храмы. В 1634 году началось восстановление Софийского собора, которое продолжалось в течение десяти лет. Митрополит приказал также расчистить из-под наслоений земли остатки Десятинной церкви, под руинами которой были найдены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира. Петр Могила за свои средства восстановил и старую церковь Спаса в Берестове, для росписи которого пригласил художников из Крита. Ими были восстановлены также Трехсвятительская и Михайловская церкви Выдубицкого монастыря.