В
последующие века в византийской
философии усиливаются мистические
и иррационалистические тенденции.
В произведениях Григория Поламы
(1296- 1359), Григория Синаита (60-е
гг. 8 в- 40-егг. 14 в.), Николая Кавасилы
(ок.1320-1371), названых исихастами (покой,
молчание) единственным средством
познания божественной истины
признаётся молитвенное созерцание,
аскетический подвиг, мистическое
озарение.
Православная
философия Византии оказала огромное
влияние на все православные
церкви, в том числе и на
русскую.На славянский язык были
переведены основные сочинения
исихастов. Особенно привлекательным
оказалось учение Григория Поламы о двух
модусах Бога. Бог как сущность абсолютно
непознаваем. Он не может быть определён
через атрибуты «бытия», «сущности», «природы»,
поскольку представляет собой сверхсущность.
Но Бог проявляет себя в энергиях, которые
доступны человеческому познанию через
созерцание. Любая интеллектуальная философия
бессильна в раскрытии трансцендентности
Бога и восприятия воплотившегося Слова.
2.1 Академическая
философия
Общей
задачей православной философии
её представители считали формирование
христианского мировоззрения посредствам
согласования догматических представлений
с различными способами познания
божественной сущности. Но в отличии
от богословия философия, по
их мнению, может помочь верующим
усвоить христианские принципы
жизни на основе всестороннего
обоснования их разумности и
полезности. Задачей православной философии
считалось также изучение особенностей
самого религиозного миросозерцания.
Оно признавалось истинным только в том
случае, если опиралась не на имперические
данные, преобретённые в процессе практической
деятельности, а на сверхопытное разумное
знание о Боге, или, что то же самое, на
идеальное знание. Это идеальное знание,
по мнению Кудрявцева- Платонова, представляет
собой совпадение того, чем должен быть
предмет, с тем, что он есть или бывает.
Истина содержиться не в материальном
мире, а в идее о мире.Бог является основой
окружающей действительности, её творцом
и движущей силой. Поэтому истинной должно
считаться только то, что совпадает с божественной
идеей, воплощенной в окружающей человека
действительности.
Сторонники
академической философии оценивают
и процесс познания, считая познание
достоверным только в том случае, если
оно наряду с материальным и духовным
миром включает мир сверхъестественным.
Само познание разделяется на:
- эмпирическое
познание объявляется предельно ограниченным;
- рациональное
- недостаточное;
-идеальное
познание (основное) совокупность представлений
о божественной истине, доброте, красоте,
об абсолютном и всесовершенном существе,
стоящим над миром. Оно достигается не
Эмпирическим или рациональным путём,
а верой.
2.2 Метафизика
всеединства.
Исходные
принципы метафизики всеединства
были сформулированы философом-
мистиком, богословом Соловьевым
В.С. (1853-1900).
Исходным
принципом его философской концепции
явилось учение о всеединстве.
В онтологическом аспекте всеединство
выступает как трехипостасный
Бог, определяющий начало всякого
бытия. Абсолютной формой всеединства
становится вечная божественная
идея, или София, содержащаяся
в божественном Логосе. В качестве
универсального божественного элемента
всеединство проявляется в неотделимости
творца и промыслителя от бессмертной
души человека. Всеединство- это единство
творца и творения.
Определяющим
началом действительности В.С.Соловьев
считал сверхъестественное царство божественной
идеи, отражением, которой является мир.
Материальный мир не представляет законченной
статистической картины и развивается
благодоря божественной воле. Он эволюционирует
от низших форм бытия к высшим. Миниральное
царство как начало творческого процесса
является основанием рождения растительного
царства; в свою очередь, растительное
царство служит условием животного царства,
затем природного и, наконец, духовного
человечества. Переход от низших к высшим
формам бытия у В.С.Соловьёва- это целесообразное
восстановление утраченного в результате
грехопадения единства мира.3
3
Католическая философия
В католической
философии можно выделить две
тенденции: католический спиритуализм,
персонализм, экзистенциализм своими
корнями восходит к иррационализму
и мистике древнегреческого философа-идеалиста
Платона и христианского теолога
Аврелия Августина, а неотомизм,
тейярдизм и суарезианизм - к рационалистической
традиции Аристотеля (384- 322 до н.э.) и
средневекового схоласта Фомы Аквинского
(1226- 1274).
3.1Неотомизм
Основным
разделом философии неотомизма является
онтология (учение о бытии). Её предмет
и основная категория - бытие - понимается
неоднозначно, поскольку неотомизм исходит
из признания сверхъестественного и материального
миров. Дать определение бытия, согласно
неотомизму, невозможно. Бытие для теологов
- это «абсолютно первое понятие», о котором
лишь можно сказать, что оно обладает существованием.
С одной стороны, бытие в неотомистической
интерпретации предстаёт как абстракция
общих свойств материальных и нематериальных
объектов, с другой - как Бог. Поэтому онтология
неотомизма выступает и как учение о свойствах
явлений природы, и как учение о бытии
Бога.
Идеалистически
понятое бытие состоит из потенции
и акта. Потенция означает возможность
изменения, становление чем- то определенным,
в то время как акт - реализация потенции.
Акт бытия в мире определяется божественной
первопричиной посредствам иерархии причин:
материальной, формальной, действующей
и целевой. Первые две причины находятся
в самих вещах, последние- вне их. Материальная
причина, как и вся материя, лишена качественной
и количественной определенности; формальная
выступает как принцип обретения материей
конкретной определенности; действующая
означает определённую субстанцию в виде
материи и формы, вызывающую какое- либо
движение, а затем и возникновение чего-
то нового; целевая определяет способ
реализации действующей причины, она свидетельствует
о направленности Божьего плана.
Вещи,
созданные Богом, рассматриваются как
субстанции, о которых можно судить по
их сущности и существованию, Всё кроме
Бога, состоит из сущности, т.е. из того,
чем данное бытие является по определению,
и из существования, конкретного существования
именно этого единичного предмета.
3.2 Неоавгустинизм
Если
неотомисты в учении о бытии исходят из
аналогии Бога и мира то, неоавгустинисты
полагают, что более правильным будет
обозначить отношения Бога и мира термином
однородности, тождественности, единосущности.
Вводя понятие однородности бытия, неоавгустины
снимают границу между Богом и человеком
и тем самым пытаются доказать возможность
их непосредственного общения.
Неоавгустины
признают способность разума
познавать действительность, создавать
научную картину мира, однако
устанавливать жесткие границы
применения разума и науки.
Наука объявляется низшей ступенью
познания, её предмет- мир наблюдаемых
явлений, она не возвышается
до постановки вопросов о сущности
бытия.
Специфика
познания в экзистенциальном
опыте раскрывается через понятия
«таинство», «вовлечение», «вера».
Говоря
о познании мира, неоавгустины
фактически имеют в виду интерпритацию
в моральном плане личностного
существования. Таким подходом
располагает только философия,
она представляет собой продукт
индивидуального творчества мыслителя,
посредствам которого он выражает
прежде всего свою личность, а не некое
объективное содержание, оцениваемое
с помощью логических критериев. Каждая
личность создаёт свою философию. Сколько
личностей столько может быть и философских
истин.
Центральной
проблемой философии неоавгустины
считают отношение Бога и человека.
Они утверждают, что погружение
в недра собственного «я» создаёт
пропасть между личностью и
миром, конкретным существованием
человека и бытием в целом.
Чтобы избежать этого дуализма,
необходимо, по их мнению, объединяющее
начало, которым может быть только Бог.
Список
используемой литературы:
1. Антология
мировой философии. М.-Мысль,1969.
2. Буддизм.
Словарь. М., 1992.
3. Вебер
М. Социология религии. Работы
М.Вебера по социологии, религии
и
культа.
4. Основы
религиоведения. Под. Ред. И.Н.
Яблокова М.,2001,
5. Угринович
Д.М. Искусство и религия. Теоретический
очерк. Киев 1982.