Философия буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание

Религиозная философия представляет собой совокупность различных школ и течений, конкурирующих друг с другом. Философские направления имеются в буддизме, христианстве, исламе и других религиях. Религиозная философия дает своё решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и других проблем. Её теоретическую базу образуют положения и выводы, так или иначе, согласуются с основополагающими идеями Священного Писания, с вероучением.

Содержание

1 Буддийская философия…………………………………………………стр.3
1.1Философия хинаяны ………………………………………………. стр.3
1.2 Философия махаяны………………………………………………. стр.4
2 Православная философия……………………………………………. стр..8
2.1 Академическая философия………………………………………. стр.9
2.2 Метафизика всеединства………………………………………… стр.10
3 Католическая философия……………………………………………. стр.11
3.1Неотомизм………………………………………………………….. стр.11
3.2 Неоавгустинизм……………………………………………………. стр.12
Список литературы……………………………………………………. стр.14

Работа состоит из  1 файл

религиовед.docx

— 37.52 Кб (Скачать документ)

  В  последующие века в византийской  философии усиливаются мистические   и иррационалистические тенденции.  В произведениях Григория Поламы (1296- 1359), Григория Синаита (60-е  гг. 8 в- 40-егг. 14 в.), Николая Кавасилы (ок.1320-1371), названых исихастами (покой,  молчание) единственным средством  познания божественной истины  признаётся молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое  озарение.

  Православная  философия Византии оказала огромное  влияние на все православные  церкви, в том числе и на  русскую.На славянский язык были  переведены основные сочинения  исихастов. Особенно привлекательным  оказалось учение Григория Поламы о двух модусах Бога. Бог как сущность абсолютно непознаваем. Он не может быть определён через атрибуты «бытия», «сущности», «природы», поскольку представляет собой сверхсущность. Но Бог проявляет себя в энергиях, которые доступны человеческому познанию через созерцание. Любая интеллектуальная философия бессильна в раскрытии трансцендентности Бога и восприятия воплотившегося Слова.

2.1 Академическая философия

  Общей  задачей православной философии  её представители считали формирование  христианского мировоззрения посредствам  согласования догматических представлений  с различными способами познания  божественной сущности. Но в отличии  от богословия философия, по  их мнению, может помочь верующим  усвоить христианские принципы  жизни на основе всестороннего  обоснования их разумности и  полезности. Задачей православной философии считалось также изучение особенностей самого религиозного миросозерцания. Оно признавалось истинным только в том случае, если опиралась не на имперические данные, преобретённые в процессе практической деятельности, а на сверхопытное разумное знание о Боге, или, что то же самое, на идеальное знание. Это идеальное знание, по мнению Кудрявцева- Платонова, представляет собой совпадение того, чем должен быть предмет, с тем, что он есть или бывает. Истина содержиться не в материальном мире, а в идее о мире.Бог является основой окружающей действительности, её творцом и движущей силой. Поэтому истинной должно считаться только то, что совпадает с божественной идеей, воплощенной в окружающей человека действительности.

  Сторонники  академической философии оценивают  и процесс познания, считая познание  достоверным только в том случае, если оно наряду с материальным и духовным миром включает мир сверхъестественным. Само познание разделяется на:

- эмпирическое познание объявляется предельно ограниченным;

- рациональное - недостаточное;

-идеальное познание (основное) совокупность представлений о божественной истине, доброте, красоте, об абсолютном и всесовершенном существе, стоящим над миром. Оно достигается не Эмпирическим или рациональным путём, а верой.

2.2 Метафизика  всеединства.

  Исходные  принципы метафизики всеединства  были сформулированы философом-  мистиком, богословом Соловьевым  В.С. (1853-1900).

  Исходным  принципом его философской концепции  явилось учение о всеединстве.  В онтологическом аспекте всеединство  выступает как трехипостасный  Бог, определяющий начало всякого  бытия. Абсолютной формой всеединства  становится вечная божественная  идея, или София, содержащаяся  в божественном Логосе. В качестве универсального божественного элемента всеединство проявляется в неотделимости творца и промыслителя от бессмертной души человека. Всеединство- это единство творца и творения.

  Определяющим  началом действительности В.С.Соловьев  считал сверхъестественное царство божественной идеи, отражением, которой является мир. Материальный мир не представляет законченной статистической картины и развивается благодоря божественной воле. Он эволюционирует от низших форм бытия к высшим. Миниральное царство как начало творческого процесса является основанием рождения растительного царства; в свою очередь, растительное царство служит условием животного царства, затем природного и, наконец, духовного человечества. Переход от низших к высшим формам бытия у В.С.Соловьёва- это целесообразное восстановление утраченного в результате грехопадения единства мира.3

 

 

  3 Католическая философия

В католической философии можно выделить две  тенденции: католический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм своими корнями восходит к иррационализму и мистике древнегреческого философа-идеалиста  Платона и христианского теолога  Аврелия Августина, а неотомизм, тейярдизм и суарезианизм - к рационалистической традиции Аристотеля (384- 322 до н.э.) и  средневекового схоласта Фомы Аквинского (1226- 1274).

3.1Неотомизм

Основным  разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии). Её предмет  и основная категория - бытие - понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и материального миров. Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие для теологов - это «абсолютно первое понятие», о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в неотомистической интерпретации предстаёт как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как Бог. Поэтому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога.

 Идеалистически  понятое бытие состоит из потенции  и акта. Потенция означает возможность изменения, становление чем- то определенным, в то время как акт - реализация потенции. Акт бытия в мире определяется божественной первопричиной посредствам иерархии причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах, последние- вне их. Материальная причина, как и вся материя, лишена качественной и количественной определенности; формальная выступает как принцип обретения материей конкретной определенности; действующая означает определённую субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое- либо движение, а затем и возникновение чего- то нового; целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о направленности Божьего плана.

  Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию, Всё кроме Бога, состоит из сущности, т.е. из того, чем данное бытие является по определению, и из существования, конкретного существования именно этого единичного предмета.

3.2 Неоавгустинизм

  Если неотомисты в учении о бытии исходят из аналогии Бога и мира то, неоавгустинисты полагают, что более правильным будет обозначить отношения Бога и мира термином однородности, тождественности, единосущности. Вводя понятие однородности бытия, неоавгустины снимают границу между Богом и человеком и тем самым пытаются доказать возможность их непосредственного общения.

  Неоавгустины  признают способность разума  познавать действительность, создавать  научную картину мира, однако  устанавливать жесткие границы  применения разума и науки.  Наука объявляется низшей ступенью  познания, её предмет- мир наблюдаемых  явлений, она не возвышается  до постановки вопросов о сущности  бытия. 

  Специфика  познания в экзистенциальном  опыте раскрывается через понятия  «таинство», «вовлечение», «вера».

  Говоря  о познании мира, неоавгустины  фактически имеют в виду интерпритацию  в моральном плане личностного  существования. Таким подходом  располагает только философия,  она представляет собой продукт  индивидуального творчества мыслителя,  посредствам которого он выражает прежде всего свою личность, а не некое объективное содержание, оцениваемое с помощью логических критериев. Каждая личность создаёт свою философию. Сколько личностей столько может быть и философских истин.

  Центральной  проблемой философии неоавгустины  считают отношение Бога и человека. Они утверждают, что погружение  в недра собственного «я» создаёт  пропасть между личностью и  миром, конкретным существованием  человека и бытием в целом.  Чтобы избежать этого дуализма, необходимо, по их мнению, объединяющее начало, которым может быть только Бог.

 
 
 
 

   

                                                                                                                     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Антология  мировой философии. М.-Мысль,1969.

2. Буддизм.  Словарь. М., 1992.

3. Вебер  М. Социология религии. Работы  М.Вебера по социологии, религии  и       

   культа.

4. Основы  религиоведения. Под. Ред. И.Н.  Яблокова М.,2001,

5. Угринович  Д.М. Искусство и религия. Теоретический  очерк. Киев 1982.

Информация о работе Философия буддизма