Формирование основ религиозного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:40, контрольная работа

Описание

Цель религиоведения сегодня – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире.

Содержание

Введение
Формирование основ религиозного сознания
Тотемизм
Анимизм
Фетишизм
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Религиоведение.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

         3. Анимизм

         Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом. 
В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности 
данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические 
представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и 
доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно. Это  
естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только 
грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и 
молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные 
детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже 
водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и 
т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям 
следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, 
совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии. 
Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего 
покойников, продолжают свое существование главным образом именно в 
бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами.

         Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.

         Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый нерасчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         4.Фетишизм 
         Фетишизм (от португальского feitijo - вещь для колдовства ; некоторые этимологи пытаются возвести это слово к латинскому fatum - судьба) - поклонение вещественным предметам ближайшего окружения человека и приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, 
чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном. 
         Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С 
фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.

         Все это до недавнего времени было характерно для большинства негритянских народов, особенно из числа сравнительно отсталых. Однако выдвижение на передний план какой-либо части комплекса не означает, что 
та или иная группа племен, тот или иной регион не были знакомы с остальными его элементами. Можно найти много различий в деталях, акцентах, предпочтениях, в обрядах и культах, в изображениях и амулетах, но при всем том в принципе комплекс будет одним и тем же, состоящим из тех же элементов: тотемизма, анимизма, магии, фетишизма, мифологических 
преданий. И объясняется это принципиальное единообразие именно безотказным действием механизма культурной диффузии. 
Как известно, эпоха верхнего палеолита с характерными для нее 
первобытными родовыми коллективами охотников и собирателей, умевших лишь присваивать дары природы, пришла к концу около 10-12 тыс. лет назад, когда на смену ей появились вначале мезолит, а затем земледельческий неолит. На протяжении нескольких тысячелетий протекал сложный процесс 
перехода от общества присвоения, когда первобытный человек в суровой борьбе с природой добывал скудные средства для своего существования, к обществу нового типа, основанному на регулярном производстве пищи, т. е. на земледелии и домашнем скотоводстве. Этот процесс именуется неолитической революцией, потому что связанные с ним радикальные 
преобразования сыграли роль революционного переворота в истории общества.
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Культура общинной магии была присуща практически всем ранним племенным религиям периода доклассового развития общества. Этот период характеризовался низким уровнем развития производительных сил и относительно простыми социальными отношениями в общинно-племенной среде. Охватывает этот период много тысячелетий и на его протяжении происходили существенные изменения как в общественной жизни, так и религиозных представлениях людей. В древности в зависимости от географической среды обитания и хозяйственной специализации сверхъестественными свойствами наделялись разнообразные грани окружающей первобытных людей среды. Так, племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, больше совершали культы растений и небесных светил (луны, солнца, звёзд). Охотничьи племена - совершали культы животных и птиц. Но несмотря на огромнейшее разнообразие религиозной символики у разных племён, все они изучали основы религиозного взаимодействия со сверхъестественным с помощью ими же выстроенных моделей и символики сверхъестественных сил, учились управлять своими коллективами с помощью духов - которым были даны разнообразные имена. Таким образом, навыки коллективного управления на базе моделирования связи со сверхъестественным и могущественным (что и является средствами религиозного взаимодействия) вырабатывались и совершенствовались веками и тысячелетиями и прочно вошли в образ жизни и культуру мышления древнего человека. В то же время процесс общения древних с духами обязательно контролировался Свыше и древние могли ощущать (и даже осваивать) не только закономерности эгрегориального управления, но и Божий Промысел. Многотысячелетняя крайне религиозная история древней общинной магии - не пережиток невежественности наших предков. Исторический опыт нескольких тысячелетий показал, что человек -творение, суть которого врождённая религиозность. А извращение религиозной сути человека равносильно самоубийству (вследствие потери качества управления коллективом). Но каждому историческому этапу развития присуще своё понимание религии. Несмотря на примитивность религиозных отношений в раннеклассовом обществе, степень общинности и справедливости этих отношений у древних был наивысшей (более праведной) по сравнению со всеми более поздними религиозными системами толпо-“элитаризма” - вплоть до наших дней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Гордиенко Н.С. Сущность религии и ее исторические формы - СПб., 1995.

2.Зубов А.Б. История религии

3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003

4. Религии мира. История и современность. Ежегодник» М.: главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987

5. Яблокова И.Н.  История религии – М., 2004

Информация о работе Формирование основ религиозного сознания