Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:40, контрольная работа
Цель религиоведения сегодня – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире.
Введение
Формирование основ религиозного сознания
Тотемизм
Анимизм
Фетишизм
Заключение
Список использованной литературы
3. Анимизм
Анимизм - это вера в существование духов,
одухотворение сил природы, животных,
растений и неодушевленных предметов,
приписывание им разума, дееспособности
и сверхъестественного могущества. Зачатки
анимистических представлений возникли
в глубокой древности, возможно, еще до
появления тотемистических воззрений,
до формирования родовых коллективов,
т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как
система достаточно осознанных и устойчивых
взглядов религиозного характера анимизм
формировался позже, практически параллельно
с тотемизмом.
В отличие от тотемизма, ориентированного
на внутренние потребности
данной родовой группы, на отличия ее от
других, анимистические
представления имели более широкий и всеобщий
характер, были понятны и
доступны всем и каждому, причем воспринимались
вполне однозначно. Это
естественно: первобытные люди обожествляли
и одухотворяли не только
грозные силы природы (небо и землю, солнце
и луну, дождь и ветер, гром и
молнию), от которых зависело их существование,
но и отдельные заметные
детали рельефа (горы и реки, холмы и леса),
где, как они считали, тоже
водились духи, которых следовало задобрить,
привлечь на свою сторону и
т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный
камень-валун, небольшой пруд - все это
в представлении первобытного дикаря
имело душу, разум, могло чувствовать и
действовать, приносить пользу или вред.
А раз так, то ко всем этим явлениям природы,
горам и рекам, камням и деревьям
следовало относиться со вниманием, т.
е. приносить определенные жертвы,
совершать в их честь молитвенные обряды,
культовые церемонии.
Восходящая к анимизму вера в то, что души
людей, прежде всего
покойников, продолжают свое существование
главным образом именно в
бестелесной форме, служила как бы соединяющим
звеном между групповыми тотемистическими
и всеобщими анимистическими верованиями
и обрядами.
Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
Таким образом, анимистические и тотемистические
верования и обряды сливались в практике
первобытного коллектива в единый нерасчленяемый
комплекс, в рамках которого суровые реалии
повседневного быта и нелегкой борьбы
коллектива за существование находили
свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим,
причем функция приведения его в соответствие
с реальной жизнью выпадала на долю магии.
4.Фетишизм
Фетишизм (от
португальского feitijo - вещь для колдовства
; некоторые этимологи пытаются возвести
это слово к латинскому fatum - судьба) - поклонение
вещественным предметам ближайшего окружения
человека и приписывание отдельным предметам
магической силы, способной влиять на
ход событий и получение желаемого результата.
Возникло представление о фетише как вредоносном
(таковым считался труп,
чем и были вызваны заботы о захоронении,
табуирование трупа, обряд очищения после
обряда похорон и т. п.), так и полезном.
Фетишизм проявился
в создании идолов - предметов из дерева,
глины и иных материалов и различного
рода амулетов, талисманов. В идолах и
амулетах видели опредмеченных носителей
частицы того сверхъестественного могущества,
которое приписывалось миру духов, предков
и тотемов. С
фетишами такого рода нередко имели дело
колдуны-шаманы, когда они воздействовали
на подобие объекта согласно приемам контактной
и имитативной магии.
Все это до недавнего времени было характерно
для большинства негритянских народов,
особенно из числа сравнительно отсталых.
Однако выдвижение на передний план какой-либо
части комплекса не означает, что
та или иная группа племен, тот или иной
регион не были знакомы с остальными его
элементами. Можно найти много различий
в деталях, акцентах, предпочтениях, в
обрядах и культах, в изображениях и амулетах,
но при всем том в принципе комплекс будет
одним и тем же, состоящим из тех же элементов:
тотемизма, анимизма, магии, фетишизма,
мифологических
преданий. И объясняется это принципиальное
единообразие именно безотказным действием
механизма культурной диффузии.
Как известно, эпоха верхнего палеолита
с характерными для нее
первобытными родовыми коллективами охотников
и собирателей, умевших лишь присваивать
дары природы, пришла к концу около 10-12
тыс. лет назад, когда на смену ей появились
вначале мезолит, а затем земледельческий
неолит. На протяжении нескольких тысячелетий
протекал сложный процесс
перехода от общества присвоения, когда
первобытный человек в суровой борьбе
с природой добывал скудные средства для
своего существования, к обществу нового
типа, основанному на регулярном производстве
пищи, т. е. на земледелии и домашнем скотоводстве.
Этот процесс именуется неолитической
революцией, потому что связанные с ним
радикальные
преобразования сыграли роль революционного
переворота в истории общества.
Заключение
Культура общинной магии была присуща
практически всем ранним племенным религиям
периода доклассового развития общества.
Этот период характеризовался низким
уровнем развития производительных сил
и относительно простыми социальными
отношениями в общинно-племенной среде.
Охватывает этот период много тысячелетий
и на его протяжении происходили существенные
изменения как в общественной жизни, так
и религиозных представлениях людей. В
древности в зависимости от географической
среды обитания и хозяйственной специализации
сверхъестественными свойствами наделялись
разнообразные грани окружающей первобытных
людей среды. Так, племена, занимавшиеся
собирательством и примитивным земледелием,
больше совершали культы растений и небесных
светил (луны, солнца, звёзд). Охотничьи
племена - совершали культы животных и
птиц. Но несмотря на огромнейшее разнообразие
религиозной символики у разных племён,
все они изучали основы религиозного взаимодействия
со сверхъестественным с помощью ими же
выстроенных моделей и символики сверхъестественных
сил, учились управлять своими коллективами
с помощью духов - которым были даны разнообразные
имена. Таким образом, навыки коллективного
управления на базе моделирования связи
со сверхъестественным и могущественным
(что и является средствами религиозного
взаимодействия) вырабатывались и совершенствовались
веками и тысячелетиями и прочно вошли
в образ жизни и культуру мышления древнего
человека. В то же время процесс общения
древних с духами обязательно контролировался
Свыше и древние могли ощущать (и даже
осваивать) не только закономерности эгрегориального
управления, но и Божий Промысел. Многотысячелетняя
крайне религиозная история древней общинной
магии - не пережиток невежественности
наших предков. Исторический опыт нескольких
тысячелетий показал, что человек -творение,
суть которого врождённая религиозность.
А извращение религиозной сути человека
равносильно самоубийству (вследствие
потери качества управления коллективом).
Но каждому историческому этапу развития
присуще своё понимание религии. Несмотря
на примитивность религиозных отношений
в раннеклассовом обществе, степень общинности
и справедливости этих отношений у древних
был наивысшей (более праведной) по сравнению
со всеми более поздними религиозными
системами толпо-“элитаризма” - вплоть
до наших дней.
Список
использованной литературы
1. Гордиенко Н.С. Сущность религии и ее исторические формы - СПб., 1995.
2.Зубов А.Б. История религии
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003
4. Религии мира. История и современность. Ежегодник» М.: главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987
5. Яблокова И.Н. История религии – М., 2004
Информация о работе Формирование основ религиозного сознания