Характеристика современных религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:51, реферат

Описание

В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для России. Основных мировых религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно, в XIX - XX вв..

Содержание

Введение………………………………………………………………...………. 3
1. Характеристика мировых религии…………..…….....………………………5
2. Распространение религии в России………………………………………... 13
3. Новые религии………………………………………………………...…… 17
Заключение……………………………………………………………………...22 Список литературы …………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.12 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

                                                                                                                             Кафедра СНиП

 

 

Реферативная работа по дисциплине «Социология» на тему

ХАРАКТЕРИСТИКА  СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ

 

 

 

Выполнила:

студентка группы БУА-21

Зиганшина Ф. И.

Научный руководитель:

ассистент каф. СНиТ

Пономарёва С.А.

 

 

 

Йошкар-Ола

2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………...………. 3

1. Характеристика мировых религии…………..…….....………………………5

2. Распространение религии в России………………………………………... 13

3. Новые религии………………………………………………………...……   17

Заключение……………………………………………………………………...22 Список литературы …………………………………………………………….23

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для России. Основных мировых религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно, в XIX - XX вв..  Впрочем, далеко не все указанные “старые” религии безоговорочно признаются в качестве самостоятельных, не сводимых к образованиям более высокого иерархического уровня. Так, мандеизм считается некоторыми исследователями либо иудаистской, либо раннехристианской сектой, йезидизм - ответвлением зороастризма или даже мусульманской сектой (последнее, конечно, явно ошибочно), сикхизм - индуистской сектой. Отвергается иногда и “самостоятельность” новых религий, например, бахаизм, порой называется одной из сект шиитского ислама.

       Из   истории социологии видно, что такие крупнейшие ученые, как Э.  Дюркгейм,  М.  Вебер, Г. Зиммель, Б. Малиновский, выступили в своих  работах не только как основоположники  социологии  в  целом,  и  как  родоначальники и классики социологии религии. В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 80-х гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.

    В связи с этим, как в отечественной, так и в зарубежной литературе возникает большое разнообразие подходов к изучению данного явления, в которых обобщаются фундаментальные закономерности развития религии и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.

       С учетом  актуальности проблемы была определена  цель исследования, которая заключается в выявлении характеристик современных религии, анализе распространения новых религии в России.

        Данная цель  обусловила необходимость решения  следующих взаимосвязанных задач: охарактеризовать современные религии, определить базовые характеристики данного феномена в социокультурном контексте; проанализировать мировые религии.

      Структура реферата определена его целью и задачами. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из десяти наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика мировых религий

 

     Существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К современным мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

     Буддизм - древнейшая  из мировых религий, получившая  название от имени, а точнее  от почётного титула, её основателя  Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V- IV вв. до н. э.

    Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Корее, Вьетнаме, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

     Буддизм был  и остаётся религией, принимающей  разные формы в зависимости  от того, где она распространяется. Китайский буддизм - то религия,  которая говорит с верующими  на языке китайской культуры  и национальных представлений  о самых важных ценностях жизни.  Японский буддизм - синтез буддийских  идей, мифологии синто, японской  культуры и т. п.

     Как и другие  религии, буддизм обещает людям  избавление от самых тягостных  сторон человеческого существования  - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

     Высшую цель  религиозной жизни буддизм видит  в освобождении от кармы и  выходе из круга сансары. В  индуизме состояние человека, достигшего  освобождения, называется мокшей, а  в буддизме - нирваной. Люди, поверхностно  знакомые с буддизмом, считают,  что нирвана - это смерть. Неверно.  Нирвана - это покой, мудрость  и блаженство, угасание жизненного  огня, а вместе с ним и значительной  части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь  обычного человека. И всё же  это не смерть, а жизнь, но  только в ином качестве, жизнь  совершенного, свободного духа.

     Хотелось бы  отметить, что буддизм не относится  ни к монотеистическим (признающим  единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих  богов) религиям. Будда не отрицает  существования богов и других  сверхъестественных существ, но  считает, что они тоже подчинены  действию кармы и, несмотря  на все свои сверхъестественные  силы, не могут самого главного - избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать  на путь” и, последовательно  меняя себя, искоренить причину  перерождений, достичь нирваны. Только  среди людей могут появиться  высшие духовные существа: Будды  - люди, достигшие Просветления и  нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы - те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

     В отличие  от других мировых религий  количество миров в буддизме  практически бесконечно. Важнейшим  для буддистов является понятие  дхармы - оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего - это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы - это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

     Проповедь  своего учения Будда начал  с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование  человека есть страдание, неудовлетворённость,  разочарование. Хотя страдание  универсально, оно не является  изначальным и неизбежным состоянием  человека, поскольку имеет свою  причину - желание или жажду  удовольствий, лежит в основе  привязанности людей к существованию  в этом мире. Такова вторая  благородная истина.

     Пессимизм  первых двух благородных истин  преодолевается благодаря следующим  двум. Третья истина гласит, что  причина страдания, поскольку  она порождена самим человеком,  подвластна его воле и может  быть им же и устранена - чтобы положить конец страданиям  и разочарованиям, надо прекратить  испытывать желания.

     О том, как  достичь этого, говорит четвёртая  истина, указывающая восьмеричный  благородный путь: “Этот благой  восьмеричный путь таков: правильные  взгляды, правильные намерения,  правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные  усилия, правильное осознание и  правильное сосредоточение”. Четыре  благородные истины во многом  напоминают принципы лечения:  история болезни, диагноз, признание  возможности выздоровления, рецепт  лечения. 

     В буддизме  в отличие от христианства  и ислама, нет церкви, но есть  община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. [1;с.46].

    Христианство (от греч. christos - "помазанник", "Мессия") является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга, как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. - «благовестие») - «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) - 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 - другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова Библия. Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.

     Основу христианства  составляет тезис о том, что  после грехопадения люди сами  не могли вернуться к общению  с Богом. Теперь только сам  Бог мог выйти им навстречу.  Господь выходит на поиски  человека, чтобы вернуть нам себя. Чтобы искупить человеческие  грехи, Иисус Христос добровольно  принял смерть на кресте, был  погребен и воскрес на третий  день, предвозвестив будущее воскресение  всех христиан.

     Начиная с  IV века христианская церковь периодически  собирает высшее духовенство  на так называемые вселенские  соборы. На этих соборах разрабатывалась  и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы  и богослужебные правила, определялись  способы борьбы с ересями. Первый  вселенский собор, состоявшийся  в Никее в 325 году, принял христианский  символ веры - краткий свод главных  догматов, составляющих основу вероучения.

      Христианство  развивает созревшую в иудаизме  идею единого Бога, обладателя  абсолютной благости, абсолютного  знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются  его творениями, все создано свободным  актом Божественной воли. Два  центральных догмата христианства  говорят о триединстве Бога  и Боговоплощении. Согласно первому,  внутренняя жизнь божества есть  отношение трех "ипостасей", или  лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и  оформляющего принципа), и святого  Духа (животворящего принципа). Сын  "рождается" от Отца, святой  Дух "исходит" от Отца. При  этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени,  так как все лица христианской  Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

     Христианство - это религия искупления и  спасения. В отличие от религий,  где Бог рассматривается как  грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную  любовь Бога к согрешившему  человечеству. Как  уже отмечалось, в христианстве человек создан  «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама  «повредил» природу человека - «повредил»  настолько, что потребовалась  искупительная жертва Бога. Вера  в христианстве неразрывно связана  с любовью к Богу, настолько  возлюбившего человека, что ради  него он претерпел крестные  муки. [10;с.369].

  Христианство - самая  распространенная религия на  земном шаре. В ней выделяются  три основных течения: католичество, православие и протестантизм. 

     Третьей (самой  поздней по времени возникновения)  мировой религией является ислам,  или мусульманство. Это одна  из самых распространенных религий:  приверженцев ее насчитывается  около 900 миллионов, преимущественно  в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные  народы почти поголовно исповедуют  ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Информация о работе Характеристика современных религии