Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:10, реферат
История христианства на территории современного Казахстана уходит своими корнями в далекое прошлое, о чем говорят археологические данные и исторические свидетельства. Развивая данную тему, мы можем предоставить ряд исторических доказательств, связанных с христианским прошлым населения Казахстана.
ДОКЛАД
На тему: Христианство в Казахстане
Алматы, 2012
Христианство в Казахстане
История христианства на территории Казахстана
История христианства на территории современного Казахстана уходит своими корнями в далекое прошлое, о чем говорят археологические данные и исторические свидетельства. Развивая данную тему, мы можем предоставить ряд исторических доказательств, связанных с христианским прошлым населения Казахстана.
Его христианское прошлое,
Наиболее ранним считаются сообщения о христианах Мерва. По свидетельству Бируни, христиане появились в Мерве уже через 200 лет после рождения Христа. А к 334 г. относится первое упоминание о Мервском епископии, которая позднее была преобразована в митрополию. Здесь имелся мужской монастырь и мастерские по изготовлению богослужебной утвари. Предполагается, что небольшой монастырь, раскопанный там же, построен в IV веке, принадлежал мелькитам (т. е. православным), покинувшим его в середине VI века возможно под напором несториан. Именно отсюда, т. е. из Мерва, в VII-VIII вв несторианство распространяется по городам Южного Казахстана и Семиречья.
Древнейшие следы христианства в Семиречье предшествуют первому упоминанию о прибытии в этот район миссионеров несторианской церкви. Оформление же церковной организации Семиречья завершилось на рубеже VIII и IX вв. К этому времени относится также упоминание в одном из посланий несторианского патриарха Тимофея I об обращении в христианство тюркских народов, вероятнее всего карлуков. Это подтверждается и тем, что на рубеже IX—Х вв. упоминается особая карлукская митрополия, о чем свидетельствует сводный список несторианских митрополий, составленный в середине XIV в. Амром Бен Матом . Карлуков, очевидно, посетил на своем пути на Восток один из самых прославленных несторианких миссионеров рубежа VIII и IX вв. – Шубхалишо, проповедовавший во всех районах Центральной Азии – от Прикаспия до границ Китая . Ему приписывается обращение в христианство не только язычников, но и манихеев, маркионитов.
К числу памятников
Город Навакент был одной из столиц Тюркского каганата. Навакентская митрополия окормляла общины Семиречья. В XI веке влияние Навакенской митрополии распространилось уже на громадную территорию, позже вобравшую в себя земли Казахстана, Восточный Туркестан и отдельные районы Сибири; митрополит носил титул «Навакенской и Кашгарский». Кроме того, в некоторых городах имелись хорепископы (викарии), о чем свидетельствуют обнаруженные на кайраках надписи .
О многочисленных церквах у бактрийцев, гуннов, персов и индиццев упоминает в середине VI в. Козьма Индикоплов . Когда в 591 г. был разбит отложивший от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен были взяты воевавшие на его стороне тюрки – войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них имели на лбу знак креста – по их словам, такой знак они рисовали на лбах своих новорожденных . Честь обращения в христианство каких-то тюркских племен, а также тюркского кагана со всем его войском приписывается митрополиту Мерва Илии (середина VII в.) . В 1009 году принимает христианство самый культурный и сильный из степных монгольских народов – кераиты. По преданию кераискому хану, заблудившемуся в пустыне явился святой мученик Сергий и указал ему путь, что и явилось причиною его крещения по имени Маргуз (Марк). Он привел к вере весь свой четырехсоттысячный народ . А в XII в. принимают крещения найманы, а также тюркские народы – онгуты, гузы, чигили . Среднеазиатские христиане продолжали совершать погребения в оссуариях, украшенных вместо прежних языческих изображений и символов изображениями крестов . Такие оссуарии найдены в Согде, на Афрасиабе и в Хорезме, на некрополе древнего Миздакхана
Погребение костей в сосудах, на ряду с обычными захоронениями по христианскому обряду, практиковались также христианами Семиречья.
Христианская церковь VIII в. и некрополь с погребениями VI-VII вв. были обследованы на городище Ак-Бешим . Большая часть погребений в этом городе совершена по христианскому обряду. В этом же городище найдено погребение VII-VIII вв. предварительно очищенных костей в хуме с процарапанным на нем несторианским крестом. Христианские погребения более позднего времени известны по результатам обследования некрополя древнего Тараза – захоронения в хумах и в маленьких склепах из обожженного кирпича . Они датируются IX-X вв.. При раскопках древних городищ: Тараза и Сарыга (Краснореченское городище), в слоях VII-VIII вв. были найдены обломки сосудов с надписями христианского содержания на сирийском и согдийском языках . Также при раскопках города Тараза в слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и Гавриил». А.Я. Борисов считал принадлежавшей христианам-яковитам, основываясь на манере письма, характерной для западной, яковитской школы. Это говорит нам в подтверждение, что на территории современного г. Тараза и г. Мерке действовали христианские церкви.
Православие в Казахстане
Православие в Казахстане по численности верующих является вторым после Ислама религиозным направлением, представленным в основном приходами Русской православной церкви, а также старообрядческими общинами.
История
появления православия в
В 1872 году на кафедру созданной Верненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанских архиереев - архиепископ Софония (Сокольский С.В.), который управлял епархией по 1877 год.
До революции 1917 года православная церковь являлась государственной религией царской России и на основе этого пользовалась значительными преимуществами по сравнению с другими религиями.
Первые послереволюционные годы характеризовались жесточайшим преследованием Русской православной церкви. Практически к концу 30-х годов в Казахстане остались единицы действующих храмов, многие церковные здания были разрушены, переделаны под склады и т.п. Восстановление церковной жизни на территории республики началось лишь в 1945 году с образованием Казахстанской епархии и назначением её правящим архиереем (1945-1955гг.) архиепископа Николая (Могилевского), ставшего впоследствии митрополитом и причисленного Юбилейным Собором 2000 года к лику святых. Именно благодаря его деятельности в республике восстанавливались и открывались церкви.
С 1991 года Священный Синод РПЦ разделил в Казахстане приходы по трем епархиальным управлениям. Первым духовным руководителем православных в независимом Казахстане был Архиепископ Алексий - Кутепов Андрей Николаевич, родился 10 мая 1953 года в Москве, окончил Московскую Духовную академию в 1984 году. За укрепление межнационального и межконфессионального согласия в 1995 году ему была присуждена Президентская премия мира и духовного согласия, в 1999 году - награжден медалью «Астана», в 2001 году - медалью «10 лет Независимости Республики Казахстан», в 2002 году - орденом «Парасат». В октябре 2002 года решением Священного Синода назначен Архиепископом Тульским и Белевским.
7
мая 2003 года принято решение
Синода о создании в
Астанайская и Алматинская епархия (до 1999 года Алматинско-Семипалатинская епархия) включает приходы городов Астаны и Алматы, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областей.
Уральская и Гурьевская епархия включает приходы Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауской областей.
Шымкентская и Акмолинская епархия включает приходы Акмолинской, Жамбылской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей.
В 1956 году в Казахстане функционировало всего 55 приходов, а на 1 января 2008 года РПЦ имеет на территории республики 281 религиозных объединения, к которым относятся 257 культовых сооружений.
При Алматинском епархиальном управлении с 1991 года действует 4-х годичное духовное училище, в котором готовят священнослужителей и регентов (50 человек на дневном отделении). Ежегодно 4-5 человек направляются в духовные учебные заведения РПЦ России. Значительное число священников обучается в Духовной академии в Москве заочно. С марта 1997 года в г.Караганде действует филиал Свято-Тихоновского Богословского института. В сентябре 1998 года в г.Алматы открыт 4-х годичный богословско-миссионерский колледж. Практически при всех церквях и молитвенных домах открыты церковноприходские школы по изучению основ православия. Действуют воскресные школы, в которых обучаются как дети, так и взрослые.
Постоянно укрепляется материальная база православных объединений. За последние годы построены храм Христа Спасителя в г.Алматы, Введенский собор в г.Караганде, Благовещенский собор в г.Павлодаре, Серафимо-Иверский собор в г.Экибастузе, Иоанно-Богословский собор в г.Талдыкоргане, Свято-Покровский храм в поселке Мирный г.Усть-Каменогорска, Константино-Еленинский храм в г.Костанае и Свято-Никольский храм в г.Сатпаеве, построенный корпорацией «Казахмыс» в память погибших горняков.
В июне 2005 г. в г.Астане были проведены торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею со дня открытия и освящения Константино-Еленинского кафедрального собора.
В церквях РПЦ наиболее многолюдно во время праздников Рождества Христова, Крещения, Пасхи, Троицы.
Доброй
традицией стало посещение
Событием, имеющим важное международное значение, стало проведенное в Астане заседание XIV Генеральной Ассамблеи Межпарламентской Ассамблеи Православия. С 20 по 22 июня 2007 года перед участниками форума с лекциями выступали видные политические деятели, гости из зарубежных стран и руководители религиозных объединений. По итогам мероприятия участниками была рассмотрена и принята резолюция по месту проведения XV Генеральной Ассамблеи Межпарламентской Ассамблеи Православия в 2008 году.
Одним из знаменательных событий для православных религиозных объединений стало празднование 100-летия Вознесенского кафедрального собора г.Алматы, в ходе которого были проведены различные мероприятия, посвященные этой дате.
Положительный резонанс среди православных верующих вызвал приезд в Казахстан Митрополита Варненского и Великопреславского Болгарской православной церкви Кирила. В ходе визита митрополит посетил православные приходы Астаны и Алматы.
В ноябре 2007 года в г.Павлодаре по инициативе настоятеля Благовещенского собора Амфилохия в областном историко-краеведческом музее им.Потанина состоялось открытие первой в Казахстане выставки старинных медных икон XVI-XX веков.
Также в ноябре 2007 года в г. Петропавловске были организованы встречи и беседы с известным православным миссионером, профессором Московской духовной Академии диаконом Андреем Кураевым.
РПЦ
возобновила свою деятельность по благотворительности.
Церковные пожертвования в
В Алматы действует Международный православный благотворительный фонд «Веди», учрежденный Международным фондом славянской письменности и культуры. Фонд не является структурным подразделением РПЦ в Казахстане, ведет культурно-просветительскую, историко-краеведческую, издательскую деятельность. Большую работу проводит благотворительный фонд «Светоч», содействующий поступлению абитуриентов Казахстана в вузы России.
Издаются ежемесячные газеты «Свет православия в Казахстане», «Веди» и «Астанайский Православный Вестник».
Католицизм в Казахстане
Первые проявления католицизма на территории Казахстана датируются XIII веком. Связаны они с пребыванием католических миссионеров, которые по поручению римских первосвященников ездили к Великим ханам (миссии францисканских монахов Джиованни дель Плано Карпини - 1245 г., Гильома де Рубрука - 1253 г. и др.).
Немаловажную роль в появлении католических общин сыграли массовое переселение в Казахстан поляков, сосланных в середине XIX - начале XX века в Сибирь, и миграция католиков-немцев и латышей из европейской части России. Католические приходы Казахстана в то время входили в состав Могилевского архидиоцеза.