Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 15:06, реферат
Одной из древнейших форм культуры является религия.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Введение.
Одной из древнейших форм культуры является религия.
Рели́гия
— особая форма осознания мира,
обусловленная верой в
Для верующих, религия- это связь человека с богом. Сердцем религии является вера.
Вера-это уверенность в невидимом, ей не страшны утверждения атеистов, что Бога нет и не нужны подтверждения того, что он есть. Верить или не верить в Бога, совершать обряды или нет -личное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одна общественная организация не может кого- либо привлечь к ответственности за его веру или неверие. Но это совсем не означает, что государство равнодушно к любой религии, просто есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых уродуют людей, создают толпы и направляют их на погромы, убийства и разумеется, что государство против этого, но ведь это не сама религия, а вредоносная деятельность и получается, что государство ведет борьбу не с религией и её законами, оно не вмешивается в церковные дела разных вероисповеданий. Согласно ст.14 Конституции РФ от 12.12.1993 « Каждому гарантируется полная свобода совести и вероисповедания». Всем гражданам предоставлена равная возможность исповедовать любую религию или быть неверующим. Отход от религии совершается не по приказам, а по убеждению научной правдой.
Религиозные представления зародились еще в глубокой древности, и все они отличались большим разнообразием. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство и ислам.
Я бы хотела рассказать про такую мировую религию, как ислам.
Основы ислама.
В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим: " Человек, исповедующий ислам", мусульманин.
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Рядовому
мусульманину представляется, что главным
в исламе является искреннее и
неукоснительное исполнение пяти Столпов
веры
5 столпов ислама
Ислам построен на «пяти столпах» :
1.Шаха́да (араб. الشهادة) — Свидетельство, о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник.
2.Салят (араб. الصلاة) — Совершение ежедневной, пятикратной молитвы.
3. Сыям (араб. الصيام) — пост в течение месяца Рамадан
4. Закя́т (араб. الزكاة) — выплата очистительного пожертвования.
5.Хадж (араб. الحج) — паломничество в Мекку, если человек в состоянии его совершить.
Первый столп: Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана. В ней так говорится "Скажи, (ответь им, о Мухаммад)…
Во имя Аллаха Всемилостивого Милосердного
Скажи: Он — Аллах — един;
Извечен Аллах один;
Не рождал Он и не был рожден,
И с ним никто не сравним". 1
По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь.
Второй столп: Намаз является вторым столпом Ислама. После произнесения формулы исповедания веры, означающего принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для мусульманина является совершение намаза. Намаз - это многогранный акт поклонения. Совершение намаза является признаком наличия у мусульманина веры в Аллаха и поклонения Ему. Регулярное совершение намаза является самым основополагающим требованием Ислама, без которого мусульманин не выполнит даже своей основной обязанности перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в своей жизни - осознания и ощущения своей связи с Творцом. Пять промежутков времени, в которые следует совершать поклонение, соответствуют пяти частям суток и распределению различных видов человеческой деятельности: рассвет, полдень, послеполуденное время, конец дня и ночь.
Необходимым условием для выполнения молитвы является состояние ритуальной чистоты – тахара, достигаемой омовением – частичным (вуду) или полным (гусль). Омовение совершается чистой, текущей водой. Коран допускает также омовение с помощью земли или песка – "Если вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки" 2. Шариат подчеркивает, что омовение существует не для того, чтобы смыть с себя грязь, а для очищения от скверны и подготовки к молитве. Купание или мытье в бане не может считаться омовением, так как происходит без намерения приступить к молитве. В мусульманских странах во дворах мечетей имеются специальные бассейны и фонтаны со струями воды.
Для ограничения "чистого" места предназначены молитвенные коврики, обычно прямоугольные, но возможно использование циновок, шкур, иногда даже одежды. В мечеть (масджид – "место коленопреклонения"), где пол обычно устлан коврами, входят без обуви. Важным условием для молитвы является правильный выбор направления (кибла) в сторону Мекки, а точнее – Каабы. В каждой мечети обязательно имеется ниша (михраб), указывающая, куда молящиеся должны обращать лицо во время молитвы.
Молитва состоит из нескольких циклов (ракатов) поз, движений, сопровождающихся чтением первой суры Корана "ал-Фатиха" и произнесением "басмаллы" ("Во имя Бога, Милостивого, Милосердного"), молитвами и восклицаниями ("Аллах велик" (такбир), "Аллах чист от всех недостатков" (Субхана-ллах), "Мир вам и милосердие Аллаха"(таслим) и др.). Молиться разрешается где угодно, кроме запрещенных мест (перед открытым огнем, на отхожем месте и др.). В одном из хадисов говорится: "Весь мир сотворен местом богопочитания – чистым и светлым".
По пятницам (джума) в полдень мужчинам полагается молиться в мечети. Для них эта молитва обязательна, в то время как для женщин – желательна. Мусульмане располагаются рядами и выполняют молитву, следуя за имамом. Перед молитвой имам или мулла произносит две проповеди (хутбы), по окончании - провозглашается заключительное приветствие – Ас-саламу алейкум ва рахмату Ллахи ва баракатуху ("Мир вам, милость Аллаха и Его благословение").
Пятничной молитве уделяется особое внимание. Имеется несколько объяснений, почему для общей молитвы была избрана пятница. В одном из хадисов говорится: "Пятница как священный день была наказана еще иудеям и христианам, но они нарушили приказ. Евреи стали отмечать субботу, а христиане воскресенье". В другом хадисе сказано: "Пятница – лучший из дней, в которые восходит солнце, это день, когда Адам был препровожден в рай и день, когда он был изгнан оттуда, день, когда он раскаялся и когда он умер. В этот день произойдет воскрешение из мертвых".
В интерьере каждой пятничной или соборной мечети имеются ниша (михраб) в стене, обращенной к Мекке, кафедра (минбар) для проповедника, а вне мечети – башни (минареты), с которых муэдзины произносят призыв к молитве.
Кроме обязательной молитвы ислам признает и поощряет молитвы-прошения (дуа) и упоминания Аллаха Всевышнего (зикр). При зикре мусульмане используют четки. Обычно четки состоят из 99, 66 или 33 бусин, каждая соответствует одному из «прекрасных имен» Аллаха.
Третий столп: Следующей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Указание на необходимость поста содержится в Коране: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь" 3 Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений в течение светлого времени дня, пока не наступит полная темнота. Ночью все запретное становится разрешенным. В Коране говорится "Ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от черной…".4 Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба.
Четвертый столп: Еще одна обязанность мусульманина- закят. Арабское слово "закят", буквально означающее "очищение", не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово "пожертвование". Таким образом, закят, четвертый акт поклонения в Исламе, совершается мусульманином посредством своего имущества, в виде обязательного пожертвования нуждающимся. Ислам провозглашает, что истинным Владельцем всего является не человек, а Бог, дарующий Своей милостью богатство людям, как Он сочтет нужным. Поэтому те, кому Он дал больше, обязаны расходовать от Его щедрот в пользу тех своих братьев и сестер, которые нуждаются в помощи. Конкретно закят представляет собой часть тех средств мусульманина, которые, не являясь для него необходимыми, распределяются среди: "...бедных, нищих, работающих над этим (собирающих Закят), - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам...". 5
В настоящее время его размер закята обычно составляет 2,5% годового дохода.
Кроме выплаты обязательного закята, Ислам побуждает мусульман, по возможности, осуществлять добровольную благотворительность в пользу нуждающихся. Благотворительность - одна из тех сторон, на которых особенно настаивает Ислам.
Пятый столп: Обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года.
Первая
часть паломничества – малое паломничество
(умра) – начинается с семикратного обхода
(таваф) Каабы против часовой стрелки.
Паломники во время тавафа стремятся приблизиться
к Черному камню, и по возможности, коснуться
его. Затем они совершают ритуальный бег
(в память о том, как бегала Хаджар) между
двумя холмами ас-Сафа и ал-Марва и пьют
воду из священного источника Замзам.
На этом малое паломничество заканчивается.
Далее следуют обряды "Большого хаджжа":
через долины Мина и Муздалифа паломники
на девятый день прибывают в долину Арафат,
где в полдень начинается центральный
обряд паломничества – Стояние (вукуф)
перед Богом на горе Арафат. Целый день
под палящим солнцем мусульмане молятся,
выражая полное смирение перед Аллахом.
На закате паломники возвращаются в долину
Муздалифа, молятся и собирают камешки,
чтобы на следующий день в Мине совершить
обряд побивания Шайтана (Иблиса, Сатаны).
Бросая камни в три каменных столба (джамра)
мусульмане мысленно обращаются к Аллаху,
обещая изгнать бесов из своей жизни, как
это сделал Ибрахим. 10 числа месяца зу-л-хиджжа,
когда паломники, в память о жертвоприношении
Ибрахима, приносят в жертву животное
(обычно барана), мусульмане всего мира
также приобщаются к жертвоприношению
и отмечают главный праздник ислама Ид
ал-Адха (Курбан-байрам). Возвратившись
в Мекку, паломники исполняют прощальный
обход вокруг Каабы. На этом паломничество
считается законченным. Совершивший хаджж
получает почетное звание хаджи. В дни
паломничества больше, чем обычно, мусульманин
ощущает себя частицей всемирной исламской
общины (уммы), единой в исповедании веры
и приверженности основным ценностям
образа жизни, основанного на Коране, Сунне
и законах шариата.