Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:27, реферат

Описание

Третьей, самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. На сегодня это одна из самых распространенных мировых религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти все исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. В нашей стране мусульмане также составляют большую группу населения. Несмотря на такую большую географию, все народы, исповедующие ислам составляют единое культурное целое, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры.

Содержание

1. Введение
2. Становление ислама и его основные заповеди.
3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна
4. Система мусульманских ценностей
5. Заключение

Работа состоит из  1 файл

РАБОТА.docx

— 43.45 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  1. Введение
  2. Становление ислама и его основные заповеди.
  3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна
  4. Система мусульманских ценностей
  5. Заключение
 

Введение 

    Третьей, самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. На сегодня это одна из самых распространенных мировых религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти все исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. В нашей стране мусульмане также составляют большую группу населения. Несмотря на такую большую географию, все народы, исповедующие ислам составляют единое культурное целое, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры.

    Центральным  постулатом ислама является строгое  требование почитать только Аллаха  как единственного Бога и быть, безусловно, покорным его воле. Само  слово «ислам» означает покорность  и вручение себя Аллаху. «Свидетельствует  Аллах, что нет божества, кроме  него, и ангелы, и обладающие знанием,  которые стойки в справедливости: не божества кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред  Аллахом – ислам…».

    Безусловная исключительность личности пророка Мухаммеда явилась причиной того, что провинциальное движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним из важнейших событий всемирной истории.  
 
 
 
 

    Становление ислама и его основные заповеди. 

    Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было преимущественно скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами.

Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в  основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном камне, который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной значимости превосходил остальных племенных богов.

    По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям.

Мухаммед принадлежал  к роду Хашим из торгового племени курейштов, владевшего Меккой. Он рано осиротел. В новой семье Мухаммеда не учили грамоте, не занимались его культурным развитием. Много времени Мухаммед проводил в одиночестве, самостоятельно размышляя над вопросами бытия. От сверстников он отличался не по годам мудрым и достойным поведением, что снискало ему уважение среди старшин рода.

    Именно высокие моральные качества позволили Мухаммеду обрести авторитет в деловых кругах Мекки и заняться сопровождением караванов. Проявив себя умелым и честным торговым агентом, Мухаммед обратил на себя внимание мекканской вдовы Хадиджи. От брака с вдовой  у него родилась дочь Фатима, которая стала женой Али, кузена Мухаммеда.

    Путь Мухаммеда к пророчеству был довольно извилист. Призвание пророчествовать снизошло на Мухаммеда в форме видения. Сначала он подумал, что его искушают злые силы, но видение повторилось, и Мухаммед утвердился в намерении нести свет нового учения людям. Исследования современных психологов не подтверждают версии о психическом расстройстве или обмане со стороны Мухаммеда, скорее всего, он был искренне убежден в правильности своих действий и идей. Таким образом,  бросив торговые дела, он стал халифом, то есть пророком-проповедником. Постепенно к нему пришел успех.

    Но вместе с успехом он познал и злобу богатых соплеменников. Проповедовать новое учение он начал среди членов своей семьи и рабов. Постепенно оно выходило за рамки семейного круга, что сразу повлекло негативные для Myхаммеда последствия. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости в отношении бедных. Против нового учения высказывались не только могущественные курейшиты, увидевшие в нем покушение на их исконные права получать дань за паломничество к Каабе, но и многие простые люди, не желавшие расставаться со своими племенными богами. Однако  проповеди Мухаммеда не пропадали напрасно, ряды его сторонников постоянно пополнялись. Курейшиты решили бороться с учением Мухаммеда и вынудили жителей города объявить бойкот, приверженцам новой религии, отселив их из города и запретив любые отношения с горожанами. Такое отселение означало бы уничтожение, но родственные связи помогли приверженцам Мухаммеда выдержать в течение трех лет, после которых отлучение было снято.

    Однако Мухаммед уже решил перенести свою деятельность на другую территорию — для араба дело совершенно необычное, так как защиту и гарантию жизни можно было получить только на территории своего племени. Но к этому моменту сведения об учении Мухаммеда уже проникли в разные регионы, где оно нашло отклик.

    В 622 году к пророку тайно приходят жители Медины и заключают с ним союз, условия которого диктует Мухаммед: его последователи должны признать, что Аллах — единый бог; необходимо соблюдать святость брака, не красть, не убивать собственных детей (такой обычай существовал в отношении новорожденных девочек в голодные годы), не заводить и не распространять клеветы; слушаться пророка и защищать его, как родственника. Последнее условие было явным проявлением разрушения родоплеменных связей и установления новых отношений в общине верующих.

    Мухаммед с группой близких последователей совершает бегство в Медину. Год переселения стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование мухаджиров, совершивших хиджру. В Медине организуется новая религиозная община и начинается подготовка к распространению учения на остальные территории. Так были завязаны первые узлы исламской культуры.

    В этот период Мухаммед более подробно знакомится с вероучениями иудаизма и христианства. Он признает, что Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были "владетелями писания", были посланы Аллахом (как и он сам, Мухаммед). Но и эти пророки, и особенно их последователи впали в заблуждение, исказили учение, которое и должен поправить теперь Мухаммед. В результате этого богословского компромисса был оправдан наступательно - оборонительный союз, который заключает Мухаммед с иудеями и язычниками с целью покорить Мекку.

    Покорение Мекки заняло не много времени — уже в 630 году Мухаммед приходит в этот город с войском, не сделав ни единого выстрела. Все население добровольно переходит в ислам, племенных идолов сокрушают, но святые места остаются. Мухаммед к этому времени так уверовал в силу своего учения и неотвратимость политических побед, что в 631 году рассылает по всем известным ему странам призыв к правителям покориться ему и принять ислам. Реакция на это послание была различной: кто промолчал, а кто и прислал богатые дары властителю новой державы.

    Смерть Мухаммеда в 632 году обнажила проблему религии и власти. К 632  году исламское государство представляло собой грозную силу, активно ведущую экспансию своих владений. Но после смерти пророка в стране его сторонников сразу начались распри — слишком большое и богатое наследство он после себя оставил.

    В результате политической борьбы и религиозных споров в мусульманстве наметилось и развилось несколько направлений.

    Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое лежит на поверхности, определяется тем, что шиизм не признает Сунну — "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах членов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание — ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али — Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.

    В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Толки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм — протестантское движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта казалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регулированию и отраженных в Коране. 

Священные тексты ислама: Коран  и Сунна 

    В центре арабо-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира.

    По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди, так как был неграмотен. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем (около 650 года) они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

     Коран — основной источник вероучения в исламе. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Основу священной книги всех мусульман составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда. Ученики Мухаммеда выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии.

     Коран разделен на 114 глав - сур . Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушным.

   Все изречения, в которых говорящим лицом является Аллах, относят к числу откровений, все прочие к преданиям. Коран написан на арабском языке и как священная книга не может быть переведен на другие языки. Вследствие этого каждый мусульманин должен знать арабский язык, что приводит к созданию единого языкового и культурного поля. Классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы, религии.

     В  богослужебном ритуале чтению  Корана отводится очень большое  место. Считается весьма похвальным, если в доме правоверного имеется  Коран, независимо от того, умеет  он читать или нет. Наличие  в доме Корана понимается как  хранение священной реликвии. Существует  поверье, что Коран охраняет  дом от несчастий, злых духов,  дурного глаза, постоянно благословляет  обителей дома. Распространена клятва  на Коране как  истинное  обещание или свидетельство. Если  верующий  может прочитать Коран,  к нему в дом приходит священнослужитель  и читает книгу вслух. Все  сколько-нибудь значительные события  сопровождаются чтением глав  из Корана.

Информация о работе Ислам