Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:29, контрольная работа
История стран Азии и Африки. контрольная по истории исламской религии, исламу.
2) Принцип саби подчеркивает красоту старины. В настоящее время, когда чайная церемония стала средством привлечения туристов, старинных предметов для чайных церемоний не хватает. Потому у японцев разработана техника старения посуды. Перед обжигом посуду помещают в холодильник, потом в печь, потом снова в холодильник, и так несколько раз. В итоге посуда имеет трещинки, что придает ей некую старину.
3) Принцип югэн (в пер. невыразимая словами истина). На монастырской церемонии нельзя говорить вообще, а на светской церемонии можно говорить лишь о красоте чайной комнаты, о вкусе чая и о погоде. Но больше – НИ О ЧЕМ.
Существуют еще и правила чайной церемонии:
1) Ва – гармония, единение людей с природой и друг с другом;
2) Кэй – это почтительность, взаимоуважение, стремление избежать конфликтов;
3) Сэе – чистота (причем не только гигиеническая, но и духовная).
4) Дзяку – спокойствие.
Чайная церемония проходит в чайной комнате, чайная комната расположена в чайном доме, который расположен в чайном саду. Везде должна царить тишина. Сады должны быть расположены так, чтоб в них не было слышно никаких звуков. Чтобы попасть в чайный дом, нужно пройти по специальной дорожке, которая называется роси. Это дорожка росы. Эта дорожка петляет по чайному саду, и петлять по ней можно долго. Она проходит рядом с бассейном цукубаи. В нем омываются участники церемонии: они моют руки, лицо и кланяются красному каменному фонарю. После того, как этот ритуал произошел, все следуют к чайному домику. Чайный дом называется тясицу. Характер чайной церемонии зависит от времени года. Есть два вида чайной церемонии:
1) Кой-тя – «густой чай». Его готовят зимой, в больший керамической чашке, из которой каждый участник отпивает по очереди. Каждый участник имеет горячую салфетку. Перед тем и после того, как отпить, он протирает край чашки. Чай напоминает взвесь.
2) Усу-тя – «жидкий чай». Он заваривается в специальных чайниках и разливается в чашки для каждого гостя отдельно. Такой чай быстро остывает, т.к. подают его в тонкостенных чашках.
Характер чайной церемонии зависит от времени года, от времени суток. Еще одно правило чайной церемонии гласит: «Настрой свое сердце на один лад с другими сердцами, никто не должен жить ради себя, живи в гармонии с другими людьми». В Средние века, когда самураи приходили на чайную церемонию, они всю свою экипировку оставляли за пределами чайной церемонии, а около меча сажали своего адъютанта. И адъютанты располагали мечи таким образом, чтобы их острие было направлено на них самих.
Участники чайной церемонии одеваются особым образом. У самураев в Средние века были однотонные шелковы кимоно желтого цвета, и на них были нашиты фамильные гербы. От этих накидок и пошла форма, в которой совершают чайную церемонию. Это шелковое желтое кимоно с фамильными гербами. Кроме того, частью специальной одежды являются специальные носки – таби. Они предназначены для деревянной обуви - гэта, которая цепляется за ногу между указательным и большим пальцами. В Японии принято оставлять гэта за пределами чайного дома.
На церемонию ходят все японцы с веером, т.к. в чайном доме может быть жарко или натоплено. Чайный дом делится на чайную комнату, комнату для ожиданий и подсобное помещение. При входе в дом люди оставляют обувь на специальном камне, который прогревается. Атрибутами чайной церемонии являются:
1)
2)
3)
4)
До настоящего времени мастера не используют электрических приборов для мытья посуды, они моют ее руками при температуре 60-68 градусов. Порядок церемонии: сначала участники усаживаются вокруг хозяина, приветствуют его, потом пробуют сладкие угощения (приторно-сладкие), потом отправляются в сад, где гуляют по дорожке росы, а потом вновь идут на чайную церемонию, на которую их зовут 5-7 ударов гонга.
На основе чайной церемонии возникли традиции дзен буддизма. Культ чая оказал большое влияние на архитектуру, возникла особая городская культура чая. Культ чая оказал воздействие на развитие живописи, керамики, на развитие традиционного искусства (икебана, бонсай (выращивание карликовых деревьев), бонкэй и бонсэки (соответственно «пейзаж на подносе» и «камень на подносе»), а также аригами).
В Японии сложилась особая форма искусства через образ, знак, символ. Это специфика японского восприятия. Считается, что японцы эмоциональны, потому система символов у них развита. Японцы считают, что все маленькое очень трогательно и красиво.
Начнем с бонсай. Мы с вами не имеем возможности созерцать настоящее бонсай. Оно не чисто японское, оно было заимствовано японцами из Китая. Был такой японский поэт, теоретик искусства Ван Вэй. Он изобрел искусство, которое сам назвал пэньцзы. Это словосочетание, которое переводится как «выращивание в горшке».И Ван Вэй вырастил в желтом сосуде архидеи, и они были так красивы, что он выложил поверхность земли вокруг них желтыми и белыми камушками. В эпоху Мин возникло направление пэньцзы. В бонсай важны формы, а также качества почвы. В отличие от Китайцев японцы не трогают кроны, а стригут корни. Смысл выращивания в горшке заключается в том, чтоб любоваться чем-то один на один. Все японское массовое искусство – это игра, шарада, забава, а также провокация. Почему провокация? Это искусство стимулирует полет фантазии.
Бонсай – это дерево, размеры которого колеблются в диапазоне от 3 см до 1,5 м. Если дерево хоть на 1 мм перерастает 1,5 м, это уже не бонсай Деревце растет по 3 векторам: перпендикулярно земле идет вектор небо, параллельно земле – вектор земля, а под углом 30 градусов вектор человек. Бонсай бывает прямостоящий, свисающий и каскадный. У сосен бонсай шишки бывают в натуральную величину. Чем больше таких шишек, тем оно больше ценится. Еще выращивают яблони, тоже карликовые, причем цветы их тоже ценятся. Цветут такие яблони цветками в натуральную величину и плодоносят тоже вполне полноценными цветками. Продолжительность жизни карликовых деревьев велика – хороший бонсай может жить лет 30-40. Есть еще одно дерево, которое выращивают как карлика, – это вишня. Она никогда не плодоносит, а только цветет. Есть еще один карлик – это береза.
Наряду с бонсай в Японии старейшими пейзажными формами являются бонкэй и бонсэки. В бонкэй используются растения и синтетические материалы. Бонсэки - искусство камней, создаются сады камней. Каждая композиция имеет свое название и посвящена тематическим играм, праздникам, патриотическим призывам.
Искусство икебаны тоже связано с традициями дзен-буддизма. Наиболее распространенный стиль икебаны называется рикккаю Он возник в ХVI веке и в переводе обозначает «стоящие цветы». Базируется на канонической установке по правилам растений, которые помещаются в сосуде прямо, не касаясь стенок сосуда. Этот стиль предназначен для украшения монастырских помещений.
Со временем возникло много стилей, в частности, чабана – стиль чайных цветов, который возник в противовес стоящим цветам: это маленькие миниатюрные цветы, стоящие робко и легко. В число чайных стилей входит еще и стиль нагэире, что в переводе означает «брошенные в воду цветы». Это горизонтальная композиция, для которой характерно разнонаправленное движение.
Еще один стиль – моривана, в композициях этого стиля можно использовать как живые, так и сухие растения. Возникновение этого стиля способствовало демократизации искусства икебаны. Возникшая в 1926 школа Согэцу («луна и травы») уже допускала использование в создании композиций чего угодно – живые, сухие, искусственные растения, ветки, камни, листья, металл, перья, бумагу и т.п. Икебана – искусство, гораздо более приближенное к буддизму. В буддизме категорически запрещено убивать живые существа. Потому любое действие, направленное на срезание живого листка, в буддизме считается греховным. Искусство икебаны включено в программу учебных заведений и рассматривается как часть просвещения. Разные школы икебаны между собой враждуют.
Искусства икебана и бонсай ангажированы на мировом рынке, потому ценятся очень высоко.
Буддизм достаточно широко распространен. Это самое толерантное, самое терпимое учение сегодня.
ТЕМА ВТОРАЯ. ДАОСИЗМ
Создателем этого учения считается Лаоцзы, живший в 6 веке до н.э.
ПЕРВЫЙ ВРОПРОС. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАОСИЗМА.
ВТОРОЙ ВОПРОС. ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ДАОСИЗМА
ТРЕТИЙ ВОПРОС. СИСТЕМА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ДАОСИЗМЕ.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. КУЛЬТЫ И ОБРЯДЫ В ДАОСИЗМЕ.
Литература.
1) Торчинов Е.Г. «Даосизм», СПб, 1999.
2) «Даосы и даосизм». М, 1982.
3) В. Васильев «Даосизм», 1898
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Лаоцзы – это прозвище, большое число исследователей склоняются к тому, что под ним скрывался философ Ли Ань. И, скорее всего, именно он написал книгу «Дао Дэ Дхзин», которая являет собой канон даосизма. Прозвище «Лаозцы» переводится на русский как «старый младенец». И это прозвище связано с одной забавной легендой, которая повествует о том, что пожилой философ 80-ти лет был как ребенок: ходил с трудом, спотыкался о каждый камень, и при передвижении издавал звуки, похожие на стенание. А другая часть – совсем мистическая, связывает историю лаозцы с чудом. По легенде, он провел в чреве матери 81 год и родился уже старым человеком, причем описания, которые встречаются в источниках, ужасают. Говорится, что волосы у него при рождении были белые, кожа лица желтые, борода и зубы редкие.
По легендле, Лаозцы оставил трактат на погранзаставе, когда отправлялся в Китаей. В первых веках н.э. были еще записи, сделанные на растительной бумаге. Позже книга была перебита на каменные стелы, а с них были сделаны первые печатные памятники. Книга состоит из 5 000 иероглифов. Разделяется она на 81 главу. Это число в Китае очень почитается. Трактат включает две части: «Даод Цзин» и «Де Цзин», Соответственно, это две основные философские категории даосизма. Что такое дао? Это объяснить практически невозможно. Иероглиф дао очень простой. В буквальном переводе «Дао» - это всеобщий закон. «Дэ» – это гармония. Дао всегда существовало везде и во всем, никто его не создавал и никто не в состоянии уничтожить. Это форма, содержание, пустота, реальность. Это понять очень трудно, но есть один замечательный мастер среди наших современных китаеведов – Владимир Малявин, который объяснил, что такое Дао. Дао было всегда, его нельзя уничтожить и почувствовать, это наполненная пустота.
ВТОРОЙ ВОПРОС.
1) Ци (энергия) и Син (форма) – пара, сравнимая с Дао и Дэ. Сбалансированная энергия приводит к соединению сбалансированной формы.
2) Еще одна парная категория: Инь (мужское начало в природе) и Ян (женское начало в природе). Форма связана с категорией Инь, а энергия – с категорией Ян. Под началом Ян подразумевают энергию земли, луны, все темное, мягкое, холодное, пустое. Мужское начало – это солнце, небо, свет, сила, твердость, жар, полнота и т.п. Инь и Ян – реальный природный феномен (свет, тень, содержание, форма),
Человек – тоже порождение Дао. В нем есть два компонента: биологический и человеческий. Лаоцзы: «Тот, в ком природное побеждает, становится настоящим человеком». 5 основных первоначал создают человека:
1) Земля;
2) Вода;
3) Огонь;
4) Металл;
5) Дерево
Философия даосизма примитивна. Гораздо большее значение имеет диалектика даосизма. Диалектика – это наука о развитии. Все развивается, и, в первую очередь, человек. Лаоцзы удалось сформулировать основные законы диалектики. Их три:
1) Закон перехода количественных изменений в качественные. Лаоцзы говорил, что высокое подчиняет себе низкое, а предшествующее – последующее, из кривого происходит прямое, из глубокого – гладкое. Стремясь к малому, приобретаешь, стремясь к большему, - теряешь.
2) Превращение противоречий друг в друга. Превращение предметов в свою противоположность является процессом количественных накоплений. В этом плане можно сказать, что дорога в 1 000 км начинается с 1 шага.
3) Закон о единстве противоположностей. Общество должнот эволюционировать в сторону гармонии, когда люди сделают все свои дела и могут быть бездеятельными.
Любую деятельность, направленную на изменение чего-либо, Лаоцзы считал преступлением. Бездеятельный политик лучше, чем деятельный, а бездеятельный человек не причинит никому вреда.
Лаоцзы считал злом не только деяние, но и знание. В этом плане, философия очень странная. Знание – это зло для народа, т.к. кто свободен от знаний, тот никогда не будет болеть. Знаниями должны обладать мудрецы, которые будут наставлять общества, а обычному человеку знания ни к чему.
Космогония даосизма - это история происхождения мира с точки зрения даосизма. Космогония даосизма отражена в мифе о Паньгу. Это, с точки зрения даосзима, первочеловек. Первоначально вселенная была подобием яйца, а внутри нее был Паньгу. Потом он начал расти в течение 18 000 лет, и в яйце сформировался белок, небо, потом желток – желтое начало, Земля. Небо и Земля так понравились Паньгу, что он решил, чтоб они не соединились. Он встал между ними (ногами уперся в Землю, а головой – в небо), ежедневно рос на 3 м. Когда небо отдалилось от земли на 46 000 км, Паньгу решил, что выполнил свой долг, и умер.
Этика даосизма проста. Главная установка даосов – воздержание. Но, поскольку они прагматики, они понимают, что если совсем воздерживаться, то земля перестанет существовать. Потому они решили практиковать воздержание для людей после 36 лет. Они считают, что после 36 лет начинается деградация организма. В даосизме 5 запретов: