Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:41, контрольная работа
Описание
История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части - Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тыс. до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими.
Особенность
же так называемого „консервативного
иудаизма" заключается в том, что его
приверженцы высказывались за строгое
соблюдение всех иудейских традиций, но
в то же время и за их приспособление к
современным американским условиям.
Реформистский
и консервативный иудаизм, получивший
довольно широкое распространение среди
американских евреев в 20-х годах, переживает
ныне серьезный кризис. Об этом убедительно
говорит религиозная статистика, хотя
она преуменьшает цифры об отходе от религии и не отличается точностью.
Главная
тенденция современных иудейских
теологов выражена в стремлении восстановить
и сохранить иудейскую религию
в ее "ортодоксальном" виде со
всеми ее средневековыми предписаниями.
В частности, это течение сильно среди
церковников и правящей буржуазии в государстве
Израиль В США сторонники этого направления
называют себя "реконструктивистами".
"Реконструктивисты" взялись оживить
иудаизм, вернуть ему черты средневекового
раввинизма, подправив его национализмом,
позаимствованным у современных лидеров
сионизма. Синагога рекламирует „реконструктивизм"
как истинное слово божье. Однако усилия
реконструктивистов не дали ожидаемого
воздействия на трудящихся. Сами раввины
признают, что серьезных признаков, свидетельствующих
о возврате евреев в лоно религии, не наблюдается.
Новая
характерная особенность современного
иудаизма выражена в поисках единства
с христианством. Впервые об этом заговорил
в конце прошлого столетия идеолог крупной
еврейской буржуазии в Англии Клод Мон-тефьоре.
Объединительные тенденции в религиозной
области поддерживают и светские деятели.
Французский буржуазный историк Жюль
Изаак под лозунгом борьбы против „религиозного
антисемитизма" как источника „политического
и нацистского антисемитизма" организовал
в 1947 г. общество "иудеохристианской
дружбы". На конференции, которая состоялась
в июле 1947 г. в Зелисберге (Швейцария), представители
этого общества, иудеи и католики, приняли
программный документ, названный "Десять
пунктов Зелисберга". В нем, в частности,
говорится о том, что христианство — это резюме иудаизма,
что со страниц Ветхого и Нового заветов
говорит один и тот же бог, что Иисус Христос
рожден еврейской девственницей, являющейся
дочерью потомка Давида, и т. п., а потому
евреи не могли злобно принять проповеди
Христа. Документ заканчивается обращением
к главе католической церкви о снятии
с евреев необоснованного обвинения в
распятии Иисуса Христа.
Несмотря
на известные колебания, Ватикан
идет навстречу объединительным устремлениям
иудаизма. Специальная ватиканская комиссия
занимается вопросами сотрудничества
с иудаизмом, исламом и другими религиями. Поисками „религиозной
общности" церковники стремятся затушевать
классовые различия внутри каждого народа,
силу и значение классовой борьбы на международной
арене. Этим и объясняется тот факт, что
на IV сессии Ватиканского собора в октябре
1965 г. был наконец принят так называемый
„еврейский документ", в котором выражается
сожаление по поводу антисемитизма и убежденность
в том, что еврейский народ неповинен в
распятии Христа.
Модернисты
иудаизма полностью разделяют взгляды,
изложенные в "еврейском документе",
принятом II Ватиканским собором, и
со своей стороны заявляют: Иисус считал
себя мессией. Это его большая ошибка.
„Иудаизм не может принять и того, что
Иисус отвернулся от мира... был всецело
поглощен загробной жизнью и мессианской
эрой". И все же иудейские модернисты
ратуют за то, чтобы „перекинуть мост
искренности и взаимопонимания" между
иудаизмом и христианством.
Наряду
с объединительными тенденциями значительную
роль в иудейском вероучении начал играть
неохасидизм. Чем он пленил современных
иудейских теологов? В нашу эпоху, когда
идеи коммунизма прокладывают себе дорогу
к сердцам всех народов нашей
планеты, защитникам суеверия и мистики
приходится изворачиваться. И они, обращая
свои взоры к прошлому, ищут там фигуру
такого святого, именем которого можно
было бы прикрыть свое враждебное отношение
к передовым идеям современности. Защитники
иудаизма такую фигуру нашли. Ею оказался
Бешт, основоположник хасидизма, „учения
о благочестии", возникшего в XVIII в. среди
евреев Польши и Украины. Бешт не звал
своих сторонников к борьбе за освобождение,
его „учение о благочестии" было призывом
к бегству от тяжелой действительности.
Хасидизм фиксировал социальные противоречия
внутри еврейской общины (кагала), но назначение
человека он видит в служении богу, в познании
божественных тайн, в стремлении слиться
с божеством путем восторженной молитвы.
Учение
Бешта привлекло много последователей,
ибо оно в религиозной форме отражало
классовую борьбу внутри общины. Бешт
и его преемники в свои поучения включили
идею о. праведнике (цадике), т.е. человеке,
одаренном сверхъестественной силой и
распоряжающемся природой по собственному
произволу.
Мистика хасидизма поднята
на щит многими современными иудейскими
клерикалами. Третируя просвещение, знание
и материалистическую философию, они в
огромном количестве издают литературу,
в которой превозносят бештианство, его
„самобытность" и „непреходящую ценность"
для еврейского народа, его „глубину"
и „демократичность" для всего человечества.
Адепты бештианства усиленно распространяют
легенду, будто хасидизм близок и понятен
всем, и особенно трудящимся.
Один
из активных возрожденцев хасидизма
в США, Менаше Унгер, утверждает, что
Бешт и его ученики "выросли из еврейских
народных масс и защищали простого человека,
подняли низшие слои народа и обнищавшую
мелкую буржуазию на более высокую ступень,
вселяя в их разочарованные души веру
и радость". Приукрашивая мистику и
догмы бештианства, Унгер хулит и разносит
еврейских просветителей XIX в., боровшихся
против мракобесия и суеверий.
Хасидизм
дорог современным клерикалам тем,
что его „социальная мощь"
уводит еврейские народные массы
от насущных классовых битв, от общепролетарской
борьбы против эксплуатации и гнета. Лондонский
защитник хасидизма М. Майер без обиняков
от имени Бешта проповедует: „Если человек
молится и выпрашивает у бога материальные
блага, то его молитва тщетна. В этом случае
образуется материальная завеса между
человеком и всевышним, потому что молящийся
хотел привнести грубое начало в область
духа. Такая молитва остается безответной".
Апологеты
иудаизма предпринимают усиленные
меры для привлечения молодежи к синагогальному
культу. Так, за последнее время рекламные
щиты американских синагог зазывают верующих
обещанием "обилия веселья" во время
богослужения.
Значительное
место в защите неохасидизма занимают
религиозные праздники. Проповедники
неохасидизма, совершенствуя методы
религиозного воздействия на верующих,
выделяют „национальное зерно", якобы
содержащееся в пасхе, субботе и других еврейских праздниках, поддерживают надежду
на "чудотворение" в дни, избранные
богом Яхве для покоя, веселья и радости.
В своих сочинениях ревнители иудейской религии, рассматривая бештианство
вне его исторических связей с социальными
условиями жизни еврейских народных масс,
рекламируют хасидизм как учение, раскрывающее
сущность „таинственного духа первородного
иудаизма и продолжающее откровения Моисея
и пророков, творцов Талмуда и каббалы".
А между тем хасидизм играл и играет крайне
реакционную роль в жизни трудящихся евреев.
Он враждебен их освободительной борьбе,
науке и культуре, насаждает мистику и
суеверия.
В
Советском Союзе подорваны корни
всякой религии, в том числе и иудаизма,
уничтожена социальная база, на которую
опиралась религия. Как и подавляющее
большинство трудящихся всех национальностей,
евреи в массе своей отошли от религии и стали атеистами,
а иудаизм в СССР является пережитком
прошлого. Факты свидетельствуют о том,
что ряды последователей иудаизма в нашей
стране редеют из года в год.