Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:10, реферат
Ламаизм как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Тибете и стал господствующей религией. Ламаизм - социальное явление, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепостных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно потому, что условия их общественной жизни со становлением развитых классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.
Глава 1. История возникновения ламаизма……………………………....стр. 3
Глава 2. Основы ламаизма………………………………………………....стр. 7
Глава 3. Пантеон ламаизма ……………………………………………….стр.9
Глава 4. Обряды в ламаизме……………………………………………….стр. 11
Глава 5. Молитвы в ламаизме……………………………………………..стр. 12
Список используемой литературы…………………………………..........стр. 14
Оглавление
Глава 1. История возникновения ламаизма……………………………....стр. 3
Глава 2. Основы ламаизма………………………………………………....
Глава 3. Пантеон ламаизма ……………………………………………….стр.9
Глава 4. Обряды в ламаизме……………………………………………….
Глава 5. Молитвы в ламаизме………………………………
Список используемой
литературы………………………………….......
Глава
1. История возникновения ламаизма.
Ламаизм
как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н.
э. в Тибете и стал господствующей религией.
Ламаизм - социальное явление, порождённое
конкретными условиями жизни тибетских
крепостных и рабов и нашедшее себе последователей
среди трудящихся Монголии, а затем среди
бурят, тувинцев и калмыков именно потому,
что условия их общественной жизни со
становлением развитых классовых антагонизмов
в той или иной мере оказались сходными
с теми, которые вызывали принятие буддизма
тибетцами.
Укрепление
буддизма в Тибете и складывание его особой
формы
- ламаизма - путём непрерывных побед
новой религии не было. Однако наибольшее
влияние на дальнейшую судьбу буддизма
в Тибете имел знаменитый Атиша. Он родился
в 982 г. в Бенгалии в королевской семье,
стал настоятелем монастыря Викрамачила
и был впоследствии провозглашён главой
всех последователей махаяны в царстве
Магадха.
Отвергнув
первое приглашение тибетских князей,
он после новых настоятельных просьб,
уже в преклонном возрасте проследовал,
сопровождаемый высокими почестями, через
Непал и появился в 1040 г. в Западном Тибете,
где собрал вокруг себя большую группу
индийских и тибетских монахов. Атиша
подчёркивал этические требования буддизма,
строгую организованность монашества,
чёткую регламентацию культа и внедрение
практики созерцания. Опираясь главным
образом на учение мадхьямиков, Атиша
стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской
системы калачакра ("колесо времени"),
сыгравшей впоследствии особую роль в
формировании важнейших доктрин ламаизма.
Уже
после переноса резиденции в Центральный
Тибет Атиша созвал в 1050 г. под своим представительством
церковный собор, почитающийся как "седьмой
собор буддийской церкви" и объединивший
на некоторое время не только всех монахов
Тибета, но и индийских пандитов. Собор
этот торжественно провозгласил новое
основание буддизма в Тибете. Умер Атиша
в 1054 г. во время одной из своих многочисленных
поездок по стране.
Ученики Атиши, среди которых был и его
знаменитый биограф и составитель "правил
школы Атиши" Бромонда (1004-1065), продолжали
проводить линию на ограничение занятий
монахами магией, на укрепление монастырской
дисциплины и выдвижение на первый план
требований религиозной морали.
"Основатель
Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.). Он сыграл
решающую роль в окончательной кристаллиза-
ции ламаизма, закрепил его важнейшие
тенденции. В том, чего
добивался Цзонкаба, были элементы обновления,
и восстановления, и внесения принципиально
нового.
С
1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы,
Цзонкаба окружает себя учениками, устанавливает
строгие монашеские правила и начинает
свою проповедническую деятельность.
Не раз высшие ламы-красношапочники пытались
подорвать его авторитет, но благодаря
своей выдержке, начитанности и красноречию
он всегда выходил из столкновений с ними
победителем. Первоначально Цзонкаба
называл свою общину "новой кадампой",
и лишь позже основанное им направление
- господствующее направление всего последуюшего
и современного ламаизма - получило широко
известное название гелугпа, т. е. "секта,
или школа добродетели", а также шасэр,
т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная
шапка").
К
самому началу XV в. относят появление главного
сочинения Цзонкабы, носящего название
"Великий путь по ступеням мудрости",
известного обычно в сокращённом виде
как Лам-рим ченпо или просто Ламрим.
К концу жизни Цзонкаба составил "малый
Ламрим", являющийся квинтэссенцией
его главного труда. Сам Цзонкаба сказал
об этом руководстве: "Если спустя много
времени кто-нибудь, кто слышал о моих
делах, почувствует желание видеть меня
и говорить со мной, он может взять эту
книгу и тогда он встретится со мной".
Ламрим стал опорным документом всего
последующего ламаизма.
Оба
названных произведения Цзонкабы - по
существу учебники, излагающие принципы
двух основных путей ведущих к "высшему
совершенству". Синтез этих двух путей
составил тот "новый путь" спасения,
который, будучи систематизированным
Цзонкабой, и определяет сущность ламаизма
как уже канонизированной новой формой
буддизма, выросшей и укоренившейся на
основе тибетского феодализма.
С
целью централизовать и чётко иерархически
организовать ламаизм Цзонкаба учредил
сложную систему церковной иерархии, разработал
примерный устав для ламаистских монастырей,
установил безбрачие для лам и, что было
особенно важно, разрешил ламам иметь
собственность. Во главе новой иерархии
встали "живые боги" - земные воплощения
различных высших божеств ламаистского
пантеона. Сама иерархическая система
давала возможность каждому ламе найти
в ней своё место, определявшееся как общественным
положением и связями, так и в какой-то
мере личными деловыми качествами и степенью
учёности. Это обеспечивалось установлением
иерархии и специализации в "различных
профилях".
Далее было установлено деление лам по
их функциям в совершении культа, который
включал кроме рядовых богослужений и
пышных праздников совершение множества
бытовых треб, главным образом вне монастыря,
непосредственно в семьях верующих. Такое
усложнение культа привело к разделению
лам на астрологов и гадателей, медиков
и заклинателей, специалистов по похоронам
и другим бытовым обрядам.
Наконец, ламы делились по степени учёности.
Соответствующие знания присваивались
им в результате сдачи сложных экзаменов,
проводившихся главным образом в форме
теологических диспутов.
Цзонкабе
присывается введение сложной обряднсти,
широкое использование элементов театрального
искусства и музыки во время красочных
мистерий, посвящённых различным богам
или направленных на очищение местности
от злых духов, праздников, установленных
якобы в честь важнейших событий в жизни
Шакьямуни, в честь грядущего будды Майтреи.
Реформы Цзонкабы настолько укрепили политические позиции высшего буддийского духовенства Тибета, что вскоре после кончины "основателя ламаизма" в иерархии ламства появляется новое высшее звено. Легенда приписывает Цзонкабе пророчество, согластно которому два его любимых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих воплощений получило титул далай-ламы, другое - панчен римпонче, или панчен-ламы.
Глава 2. Основы ламаизма.
Ламаизм, отодвинул на последний план нирвану как верховную цель спасения, заместив ее щедро разработанной космологией, в пределах которой оказалось достаточно места для всех: для верующих и неверующих мирян и монахов людей и животных, для святых, богов, будд и бодисатв. Большая космологическая система в ламаизме серьезно упорядочена. Верхушка ее - будда будд Ади будда, владыка всех миров, творец всего сущего своеобразный ламаистский эквивалент индусского брамана или даосского Дао. Доминирующий его атрибут Великая Пустота (шуньята).
Именно эта пустота, которая есть духовная сущность, бестелесное тело будды, пронизывает собой все, так что все живое всякий человек несет в себе частицу будды и именно в силу этого обладает потенцией для достижения спасения В зависимости от количества и состояния эта частица может быть в большей или меньшей степени подавлена материей. В соотношении со степенью этой депрессивности и признания необходимости усилить частицу будды, равно как и доставляемых для этого практических действий, люди делятся на несколько разрядов высший из которых, пятый, приближает их к положению бодисатвы.
Главное — это возродиться человеком, а еще важнее — родиться в стране ламаизма, где твой добрый друг и учитель лама поведет тебя по пути спасения. И уж коль скоро тебе повезло в этом, не упускай своего шанса! Наставление ламы поможет избавиться от страданий, от привязанности ко всему мирскому и тем улучшить свою карму, подготовить себя к благоприятному перерождению и избавиться от ужасов перерождения неблагоприятного: отныне и в дальнейшем движение по пути мудрости (праджня) с ее основными методами-средствами (парамитами) и преодоление авидьи (незнания) могут тебе помочь. Главное, таким образом, — это осознать, преодолеть авидью (для чего и важно возродиться человеком и заполучить в наставники ламу), ибо именно авидья лежит в основе круга перерождений из двенадцати звеньев-нидан, которые обычно в своей графическо-символической форме хорошо известны каждому ламаисту.
Это доступно лишь немногим. Для большинства содержание добиться счастливого изменения или возродиться в вестовом рае (сукхавади) будды Амитабы. Имя о рае и аде в ламаизме идет от буддизма Махаяны, хотя не исключено что здесь она кое в чем обогащена за счет заимствований из ислама о чем свидетельствуют другие красочные детали. Но кардинально, что ад и рай чуть мимолетное местонахождение, не выключающее человека из колеса перерождений из мира кармической сансары: с истощением дурной или хорошей кармы рано или поздно следует очередное рождение причем это касается почти всех, даже обитающих на небесах божеств. Чуть немногим уготована нирвана.
Глава 3. Пантеон ламаизма.
Объявляя
весь "чувственный мир" иллюзией
нашего заблудшего сознания, порождением
неведения (авидья), ламаизм, широко используя
для этого изобразительное искусство,
внушает верующим их полную зависимость
от поистине грандиозного мира существ
сверхъестественных - божеств и духов
различного ранга и различных "специальностей".
Все существа в пантеоне ламаизма разделяются
на восемь
рангов.
На
первом месте стоят будды (т. е. "просветлённые",
"прозревшие") - те высшие руководители,
которые якобы систематически являются
в мир людей для проповеди пути к спасению.
Ламаизм точно определяет число таких
спасителей - их тысяча.
Ко
второму рангу божеств относятся идамы,
или божества-хранители. Здесь на первом
месте стоит Адибудда - исконный, первичный
будда, первопричина мира и "хранитель
всех тайн" в форме Ваджрадхары, который
силой своей мудрости и созерцания эманирует
из себя пять так называемых дхаяни-будд
("будд созерцания"). Они порождают
бодхисаттв созерцания - божества, играющие
уже прямую и непосредственную роль в
спасении живых существ, содействуя этому
своими магическими возможностями.
Третий
ранг - будды, обредшие человеческий облик.
К ним относятся пять "победителей".
Четвёртый
разряд божеств - бодхисаттвы. В раннем
буддизме бодхисаттвами назывались те
живые существа, которые в результате
накопления неизмеримого объёма добродетели
являлись уже потенциальными буддами.
Главных
бодхисаттв восемь. Они носят высокий
титул "сыновей будды". Это божества,
способные вмешиваться в ход земных процессов
и людских судеб, ведущие непримеримую
борьбу со злыми силами мира.
Кроме
бодхисаттв мужского пола есть и женские
бодхисаттвы. Среди них наибольшей популярностью
пользуется Тара, почитающаяся как юм
(санскр. шакти), мистическая супруга Авалокитешвары,
"рождённая из его слёз".
Пятый разряд божеств - чисто женский.
Это дагини ("воздушные путешественницы").
Они свободно передвигаются в небесном
пространстве, повелевают демонами и могут
показываться тем, кто ищет их помощи или
вызывает их заклинаниями.
Шестой
разряд божеств - страшные "хранители
закона" (дхармапалы, тибетск. докшиты)
и "наводящие ужас палачи". Это - грозные
защитники веры.
Разряд
юллха ("боги местности") охватывает
многочисленные формы сопровождающих
главных богов менее значительных божеств,
вошедших в ламаистский пантеон частично
из пантеона индуистского, но главным
образом трансформированных ламаизмом
духов тибетского и монгольского шаманизма.
Восьмой
разряд - сабдыки - "хозяева земли",
покровители от дельных конкретных гор,
рек, родников, деревьев, камней, населённых
пунктов и т. д.
Глава 4. Обряды ламаизма.
Культ, как система обрядов, в первоначальном
буддизме был весьма слабо представлен,
но в ходе развития возник такой пышный
сложный театрализованный комплекс ритуалов
и церемоний, какой вряд ли известен какой-либо
другой религии мира. Особенно это относится
к ламаизму.
По своему смыслу ритуалы, составляющие
ламаистский культ, мало чем отличаются
от практикуемых в других религиях. По
своей форме ламаистские обряды включают
словесный и музыкально-вокальный элементы,
а также жертвоприношения, процессии,
ритуальные телодвижения, даже танцы,
причащение. Пожалуй, все эти элементы
лишь ярче выражены и более интенсивно
проводятся, чем в других религиях.
Глава 5. Молитвы в ламаизме.
К молитвам в ламаизме относится прежде
всего исповедание веры, которыми обычно
начинается ламаистское богослужение.
Участник богослужения изъявляет свое
"преклонение" перед "четырьмя
святынями" - перед Буддой, дхармой,
общиной и перед своим духовным
руководителем. Иногда исповедание
веры требуется с подробным
перечислением догматов, составляющих
вероучение буддизма. Затем следуют красноречивые
многословные хвалы различным божествам.
Существуют, правда, хвалебные гимны, состоящие
лишь из повторяющихся восклицаний типа:
"О славный, о великий, о могущественный!"
и т. п.
Перечисленные молитвы имеют целью подготовить
божество к приятию конкретных прошений
молящегося. Просьба общего типа, обычно
фигурирующая в богослужении, заключает
в себе два элемента: изгнание или по меньшей
мере обуздание злых демонов и дарование
вечной или в крайнем случае продолжительной
жизни. Умилостивив богов или доброжелательных
демонов жертвоприношением (например,
горсткой риса, смоченного святой водой),
лама обращается к злым демонам с грозным
предупреждением: "Если же вы откажетесь
уйти, то я, могущественный Хаягрива (имеется
в виду, что лама выступает теперь от имени
божества- И. К.), князь гневных демонов,
сокрушу вас, ваше тело, речь и дух превращу
в прах. Слушайте моего приказания и уходите
каждый в свое убежище, или горе вам!"
После этого все молящиеся громогласно
констатируют: "Боги осилили, демоны
удалились!" Перед нами обряд, во многом
аналогичный соответствующим церемониям
изгнания Сатаны и подчиненных ему бесов
в других "высших" религиях. Довольно
близкую аналогию ему составляет и шаманская
практика борьбы со злыми демонами при
помощи добрых.
Как уже говорилось, существенным
элементом молитвенного прошения является
мольба о даровании жизни. Сопровождаемая
жертвоприношением, она звучит примерно
так: "Да будет жизнь постоянна как адамант,
победоносна, как знамя царя, да будет
она тверда и сильна, как орел, и длится
вечно. Да буду я благословен даром жизни
вечной, и да исполнятся желанья мои...".
И здесь нельзя не отметить то вопиющее
противоречие, в котором
находится молитва с учением
буддизма о ничтожестве и суетности жизни,
о
спасительном стремлении к избавлению
от жизни и ее круговоротов.
Каждая молитва в той или иной мере носит
на себе черты магического заклинания.
Существуют, однако, такие, в которых характерные
черты магической формулы выражены с особой
ясностью. Ламаистский ритуал содержит
в себе особенно много таких заклинаний.
Они либо произносятся на санскрите, непонятном
молящимся, и носят, следовательно, формальный
характер, либо представляют собой набор
бессмысленных слов и фраз, произношение
которых призвано обеспечить нужный молящемуся
эффект. При помощи этих так называемых
дарани ламаист рассчитывает избавиться
от болезней, от укусов змей, от козней
драконов, от неприемлемого перерождения,
от ветра и дождя и даже от неверия.
Список используемой литературы.