Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:00, реферат
Поэтому целью нашей работы будет рассмотрение личности и идеи Мартина Лютера. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить биографию Мартина Лютера;
2. Проанализировать деятельность Мартина Лютера;
3. Отразить значение деятельности Мартина Лютера.
Введение……………………………………………………………………
3
§ 1. Биография Мартина Лютера. ………………………………………..
4
§ 2. Деятельность Мартина Лютера……………………………………...
12
§ 3. Значение деятельности Мартина Лютера…………………………...
20
Заключение………………………………………………………………...
21
Библиография……………………………………………………………...
22
Штаупиц знал, что может помочь Лютеру, и отказался от своей должности в Виттенбургском университете и передал ее Мартину, надеясь, что в процессе скрупулезного изучения Библии необходимого для преподавания Лютеру удастся найти ответы. В 1512 году, невзирая на неподготовленность и ужасное состояние, Лютер получил звание доктора теологии. Тогда ему было 29 лет. В итоге в 1513 году Мартин Лютер приступил к изучению Псалтири и именно так начал свой путь откровения, который, в конце концов, его освободил. 21 Псалом, говорящий о том, что Иисус также чувствовал Себя оставленным и покинутым Богом, перевернули его представления об Иисусе. Теперь Лютер видел Христа не на троне, но на кресте. Только пытаясь постичь основную концепцию посланий апостола Павла, читая лекции, посвященные посланиям к Римлянам и к Галатам, он начал понимать, что в действительности означает справедливость Божья. Великое откровение настигло его в стихе Римлянам 5:1, где говорилось об оправдании верою. Лютер поначалу пришел в ярость, т.к. это не укладывалось в его голове. Он стал исследовать значение слов справедливость и оправдание (в переводе с греческого языка), и, если первое имело перевод, никак не опровергающий его прежние представления о Боге (строгое следование закону и вынесение приговора), то перевод слова оправдание, принес Лютеру свободу. Оправдание имело отношение к процессу, который случается, когда приговор подлежит отмене.
В конце концов, Мартин Лютер понял, что Бог является Другом всего человечества. Объединение понятий о справедливости и оправдании («праведный верою жив будет») породило новую теологию, сформировавшуюся и окрепшую вследствие четырехлетних размышлений[1].
В 1521 году , Лютер нарушив обет безбрачия, женился. Его жена, Кати, бывшая монахиня, родила ему шестерых детей. Она смогла создать для него прекрасный дом, тщательно следя за его здоровьем и питанием. Семейный дом Лютеров на несколько последующих веков стал образцом протестантской семьи. И начиная с этого времени протестантское духовенство преимущественно вступало в брак.
В 1546 году, в год смерти Мартина Лютера, император Карл начал боевые действия против лютеран. В 1555 году Карлу пришлось согласиться на подписание Аугсбургского мира, по которому каждому князю предоставлялось право самому определять вероисповедание своих подданных[4].
Вывод: мы рассмотрели некоторые вехи в формировании личности М. Лютера и это было сделано с целью глубже показать внутреннюю жизнь будущего великого реформатора, попытаться представить насколько Бог переплавил его внутренность, сколько времени ему пришлось провести в поисках истины и сколько претерпеть для того, чтобы эту истину удержать и передать грядущим поколениям. Мартин Лютер обладал редким набором внутренних качеств духа и души, качествами характера, духовными дарами, которые послужили серьезной основой и сделали возможным продолжение Божьей работы, начатой его предшественники Д. Уиклифом и Я. Гусом. Они как раз и были теми предшественниками, которые подготовили почву для начала реформации католической церкви. М.Лютер продолжил дело начатое до него, как и должен был, нанеся основной удар по религиозному миру того времени. В этом разделе мы рассмотрели ход жизни Лютера до начала реформации и во время ее, чтобы рассмотреть прямое следствие реформации в жизни Лютера воплощенное затем в реформации католической церкви того времени. Нужно заметить, что действенность и сила влияния М.Лютера на формирование протестантизма прямо пропорциональны силе и действенности формирования Богом его собственной личности, - он как будто выдохнул всей своей жизнью все то, что вкладывал в него Бог в годы детства и в юношеские годы
§ 2. Деятельность Мартина Лютера
В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Судя по свидетельству его близкого друга Филиппа Меланхтона (нем. Philipp Melanchthon) Лютер вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви. О верности этого сообщения учёные историки спорят.[5] Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания. Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой -- консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.
Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.
Как раз в этот период Лютер приступил к написанию основных своих трудов. В августе он создал небольшое произведение «К немецкой знати», в котором утверждал: если церковные иерархи сами не могут начать проведение реформ, то это должна сделать за них знать . В октябре Лютер написал «Вавилонское пленение церкви», в котором обрушился на 7 таинств католической церкви. Вместо традиционных 7 таинств Лютер назвал только 2: крещение и причащение. Затем в ноябре Лютер написал новую работу: «Свобода христианина», в которой утверждал, что судьба человека не зависит от его добрых дел; он безвозмездно получает Божию милость через веру. Лютер продолжал утверждать , что это не приведет к злоупотреблению свободой. Он настаивал на том, что не существует такого понятия как вера без дел. В доказательство он приводил сдова Иакова: «вера без дел мертва». Эти слова, по его мнению, означали, что вера, которая не производит никаких дел, вообще не является верой. Однако не делами будет спасен человек. Дела - всего лишь результат спасительной веры. В ноябре Лютер пишет небольшой трактат: «Против проклятой буллы антихриста», совершенно открыто направленный против папы. В декабре Лютер вынес копию папской буллы “Exsurge Domini” за ворота города и там сжег ее.
В 1520--1521, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524--1526 он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния[3].
Религиозные идеи Реформации изменили историю положив начало новым взглядам. Можно сказать, что Реформация придала истории творческий импульс, оказавший большое влияние на формирование нашего мира.
Это история революции, которая затрагивает практически каждую страну в мире. Ее влияние распространяется на все устройство нашей жизни: то, чем мы занимаемся, за кого голосуем, с кем воюем, и даже, как мы воспринимаем себя как отдельные личности и общество в целом. Это – религиозная революция, которая затрагивает людей всех религий и атеистов; политическая революция, которая обозначила континенты и страны; философская революция, которая сильнейшим образом повлияла на то, как мы воспринимаем себя и мир вокруг нас; культурная революция, достижения которой настолько глубоки, что современный мир просто невозможно представит без нее.
1. Политика веры.
Одно из самых величайших движений в мире - реформация - является также одним из самых загадочных. Будет показано как религиозный бунт, начавшийся в 16 веке в Германии, преобразил политику западного мира. В самой природе протестантства изначально был заключен конфликт: власти и равенства, радикализма и консерватизма.
2. Святость семьи.
Протестантская революция изменила наши взгляды на секс и на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Значение семейной жизни также подверглось пересмотру. Вера протестантов была основана на протесте и в её основе лежали глубокие противоречия. Противоречия между индивидуальным сознанием и авторитетом Библии, радикализмом и политической реакцией до сих пор так и не были сняты.
3. Перестройка разума.
Для многих людей не знающих историю протестантизм кажется мало уместным в современной жизни. В действительности же, его наследие имеет огромное воздействие на окружающий нас мир. Культурная жизнь, от чтения книг до посещения картинной галереи, и даже наука, имеют корни в Реформации.
4. Нет мира нечестивым.
Деньги всегда управляли миром, но мы живем во время поистине глобальной экономики. Наш мир круглосуточного потребительства кажется бесконечно далеким от идеалов протестантизма. Но за фасадом капитализма XXI века находится мир, построенный на основах протестантизма. Мы пересечем континенты и столетия, и увидим, как религия отрицания, воздержания и экономии создала культуру очевидного потребительства, завоевавшую мир.
5. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни.
Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась.
6. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом.
Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим образом общество. Величайшее откровение Мартина Лютера о том, что «праведный верою жив будет» послужило серьезным началом и основанием для формирования ценностей идеологии нового христианского, уже не господствовавшего религией католического, но протестантского мира, в котором находится место для каждого человека, принявшего решение, независимо от принадлежности к духовному сану.
7. Положительное отношение к миру.
Реформация стала свидетельницей удивительного изменения отношения к светскому порядку. Монашеское христианство, бывшее источником практически всего лучшего в христианском богословии и духовных сочинениях средневековья, относилось к миру с определенной степенью презрения. Истинные христиане должны были уйти от мира и войти в духовное пристанище монастыря. Однако для реформаторов истинное призвание христианина заключалось в служении Богу в миру. Важность изменения этого взгляда нельзя переоценить. В средние века монастыри все более изолировались от обычных людей. То, что происходило за монастырскими стенами, никак не затрагивало повседневной жизни мирян. Монашеское отношение к христианской жизни предусматривало образ жизни и мировоззрение, достаточно чуждое мирянам.
С приходом Реформации формирующие центры христианской жизни
переместились из монастырей на рыночные площади в процессе превращения городов Европы в колыбели и горнила новых образов христианского мышления и поведения. В этом переходе отражаются политические, социальные, экономические и церковные перемены, лежащие в основе формирования современной западной культуры. Основное течение Реформации отвергало монашеский уход от мира.
8. Возрождение идеи призвания христианина
Поскольку монашеская идея о призвании влекла за собой оставление мира, реформаторы решительно отвергли ее. Человек призван, в первую очередь, быть христианином, а, во вторую, - проявить свою веру в конкретной сфере деятельности в миру. Эта идея, связанная с центральной доктриной священства всех верующих, придала новый импульс приверженности к повседневному миру. Все христиане призваны очистить и освятить повседневный мир изнутри. Лютер кратко излагает эту мысль следующим образом: "То, что кажется светскими трудами, является на самом деле восхвалением Бога и представляет собой покорность, которая приятна Ему" [16].
9. Понятие призвания не имеет ограничений. Лютер восхвалял даже
религиозную ценность работы по дому, объявляя, что "хотя в ней нет явной
святости, домашние обязанности следует ценить больше, чем все труды монахов и монахинь". "Бог не обращает внимание на незначительность делаемой работы, но смотрит в сердце того, кто служит Ему этой работой. Это касается даже таких повседневных работ, как мытье посуды и доение коровы". Этот вопрос является важным аспектом протестантской трудовой этики - одного из наиболее значительных вкладов Реформации в формирование западной культуры.
10. Протестантская трудовая этика
Реформация изменила такое отношение к труду окончательно и бесповоротно. Для реформаторов, как результат труда, так и трудящийся человек имели равное значение в глазах Божьих. Не существовало различий между духовным и мирским, священным и светским трудом. Все человеческие труды, какими бы низменными они ни были, вполне способны прославить Бога. Труд был актом восхваления, потенциально продуктивным актом восхваления. Как отмечал Лютер: "Весь мир можно заполнить служением Богу - не только церкви, но и дома, кухни, погреба, мастерские и поля". Историческое преобразование статуса труда благодаря этой этике является примечательным. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими – таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного значения, придаваемого труду. Это подводит нас к рассмотрению влияния Реформации на экономику .