Мифы индейцев Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:23, реферат

Описание

Мифологию древних государств, которые располагались на территории Северной и Южной Америки, нельзя иначе назвать, как своеобразной и неповторимой.
На мифологию индейцев не могла никак повлиять мифология древних государств Европы и Азии, потому что, когда европейцы начали «осваивать» Америку, индейцев и их великолепные города начали уничтожать. Поэтому мифология сформировалась намного раньше.

Работа состоит из  1 файл

Мифы индейцев Америки.docx

— 25.88 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Мифы индейцев Америки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2010

 

 

Мифы  индейцев Америки

Мифологию древних государств, которые  располагались на территории Северной и Южной Америки, нельзя иначе  назвать, как своеобразной и неповторимой.

На мифологию индейцев не могла  никак повлиять мифология древних  государств Европы и Азии, потому что, когда европейцы начали «осваивать»  Америку, индейцев и их великолепные города начали уничтожать. Поэтому  мифология сформировалась намного  раньше.

К сожалению, многие из памятников культуры, искусства, архитектуры и литературы не дошли до современности именно благодаря невежественности представителей «культурной» нации. Но все-таки кое-какие  источники до нас дошли. Эти почти  драгоценные для нас материалы, найденные при раскопках, рисуют более-менее определенную картину  жизни самых удивительных и загадочных народов на земле.

Индейская мифология – это мифология  древних народов, населяющих два  континента – Северную и Южную  Америку. До 16 века, то есть до того, как  на территорию Центральной Америки  высадились испанские завоеватели, в Мезоамерике и на остальной территории проживали индейцы разных языковых групп.

 У индейцев, населяющих эту территорию, например, ацтеков, тольтеков, сапотеков, тарасков, майя, уже с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования.

Племена же, обитавшие севернее и  южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне социально-экономического развития. Но, несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных племен, мифология индейцев Мезоамерики была единой, но, конечно, при этом претерпевала стадиальные изменения.

Вероятно, уже у первых жителей  Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о возникновении огня, происхождении  людей и животных. В дальнейшем, при развитии собирательства, были созданы мифы о каймане – покровителе  пищи и влаги, о добрых духах растительности, о сотворении и строении вселенной.

 

Ко времени распространения  маиса, а это приблизительно 5 тыс. лет до н.э., относятся мифы о верховном многофункциональном божестве – «богине с косами». На самом деле у индейцев отсутствует её имя, поэтому имейте в виду, что название условно. В её образе сливаются более ранние представления о духах растительности и животного мира. «Богиня с косами» олицетворяет собой одновременно небо и землю, жизнь и смерть; из её груди струится «небесное молоко» – дождь. Она владычица всякой влаги, от неё зависит процветание всего растительного и животного мира.

С развитием мифологии, при образовании  мифологических систем это божество распадается на ряд богинь, связанных  с влагой, луной, деторождением, смертью, кукурузой, какао, агавой. Богиня изображалась в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, женщины с подчёркнутыми чертами  пола или старухи с отвисшей грудью. Эти изображения соотносились с  тремя стадиями возраста женщины  – юность, зрелость, старость. Это являлось олицетворением времени весеннего цветения, плодоношения и зимнего периода.

Известны и зооморфные изображения  этой богини: в виде утки – владычица  воды, жабы – владычица земли, паука. Её ребёнок – упитанный младенец без явных признаков пола –  выступает посредником между  матерью и людьми, чьё благополучие он обеспечивает. Вероятно, он олицетворял  маис и солнце.

Позднее в его функциях выступают  три различных божества – кукурузы, солнца и весеннего цветения природы. К пантеону этого времени относится  и бог в образе пожилого бородатого мужчины. Он, наверное, почитался как  «старый бог» – отец ребенка «богини  с косами», хотя и не ясна его связь  с ней в этой мифологической системе, засвидетельствованной почти на всей территории Мезоамерики.

Племя Тольтеки

В 7 веке в Мезоамерике появляются Тольтеки. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тецкатлипоку, чёрного Тецкатлипоку, Кетцалькоатля и Уитцилопочтли. Они ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно.

Согласно мифам Кетцалькоатль и Тецкатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал».

Из богини сделали землю, из её волос  – деревья, цветы и траву, из её глаз – колодцы, источники, пещеры, из рта – реки и большие пещеры, из носа долины гор, из плеч – горы. Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и половина солнца, а затем по поручению богов Кетцалькоатль и Уитцилопочтли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать.

Затем они сотворили дни и  разделили их по месяцам. А когда  боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тецкатлипока сам стал солнцем, которое и являлось солнцем первого мирового периода. Затем боги сделали гигантов, которые были очень высокими и сильными людьми.

 
Мифология ацтеков

У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших  представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество  богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также  общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба -  Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне — четверо держали за конечности, один — за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек.

Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических  явлений и ритуалов, а также  для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или  на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это - кодексы Коспи (Cospi),  Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.

Мифология майя

У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная  состоит из 13 небес и 9 подземных  миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех  сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света  — востоку соответствовало красное  дерево, югу — желтое, западу —  черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько  богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним  из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

  Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие  мифологические божества майя: бог  дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.

Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.

Начало этой интересной книги близко по содержанию истории киче о создании мира и о том, что случилось сразу же после этого. Мы узнаем, что бог Хуракан, могучий ветер, в котором мы можем разглядеть кичинского эквивалента Тецкатлипоки, пролетал по Вселенной, еще окутанной мраком. Он крикнул «Земля!» — и появилась твердая почва. Затем главные боги стали советоваться между собой, что делать дальше. Это были Хуракан, Гукумац, или Кецалькоатль, и Шпийякок и Шмукане, богиня-мать и бог-отец. Они договорились, что нужно создать животных. Когда это было сделано, они обратили свое внимание на создание человека. Они сделали людей из дерева, но те оказались непочтительными и рассердили богов, которые решили их погубить. Хуракан (Сердце неба) сделал так, что воды вспучились, и мощный потоп обрушился на этих людей. И непроглядный ливень хлынул на них. Птица Щекотковач вырывала им глаза, птица Камулац сносила им головы, птица Коцбалам пожирала их плоть, птица Текумбалам ломала им кости и мускулы и растирала их в порошок. Затем все существа, большие и маленькие, стали плохо обращаться с деревянными людьми. Домашняя утварь и домашние животные насмехались над ними и зло подшучивали. Куры сказали: «Вы очень плохо обращались с нами, поедали нас. Теперь мы будем поедать вас». Жернова сказали: «Вы нам очень досаждали, и каждый день, днем и ночью, мы скрипели и трудились для вас. Теперь вы почувствуете нашу силу, мы перемелем вашу плоть и сделаем пищу из ваших тел». А собаки рычали на несчастных истуканов и рвали их зубами, потому что их не покормили. Чашки и блюда сказали: «Вы причиняли нам боль и страдания, закоптив нас, ставя нас на огонь, обжигая нас и причиняя нам вред, как будто мы не можем чувствовать. Теперь настала ваша очередь, гореть будете вы». Несчастные деревянные люди метались в отчаянии. Они залезали на крыши своих домов, но дома рушились под их ногами. Они пытались вскарабкаться на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их вниз. Даже пещеры не пускали их и закрывались перед ними. Так, в конце концов, был низвергнут и уничтожен этот несчастливый народ. Единственное, что осталось, это их потомки, маленькие обезьянки, живущие в лесах.

Информация о работе Мифы индейцев Америки