Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:23, реферат
Мифологию древних государств, которые располагались на территории Северной и Южной Америки, нельзя иначе назвать, как своеобразной и неповторимой.
На мифологию индейцев не могла никак повлиять мифология древних государств Европы и Азии, потому что, когда европейцы начали «осваивать» Америку, индейцев и их великолепные города начали уничтожать. Поэтому мифология сформировалась намного раньше.
РЕФЕРАТ
Мифы индейцев Америки
Саратов 2010
Мифы индейцев Америки
Мифологию древних государств, которые располагались на территории Северной и Южной Америки, нельзя иначе назвать, как своеобразной и неповторимой.
На мифологию индейцев не могла никак повлиять мифология древних государств Европы и Азии, потому что, когда европейцы начали «осваивать» Америку, индейцев и их великолепные города начали уничтожать. Поэтому мифология сформировалась намного раньше.
К сожалению, многие из памятников культуры, искусства, архитектуры и литературы не дошли до современности именно благодаря невежественности представителей «культурной» нации. Но все-таки кое-какие источники до нас дошли. Эти почти драгоценные для нас материалы, найденные при раскопках, рисуют более-менее определенную картину жизни самых удивительных и загадочных народов на земле.
Индейская мифология – это мифология древних народов, населяющих два континента – Северную и Южную Америку. До 16 века, то есть до того, как на территорию Центральной Америки высадились испанские завоеватели, в Мезоамерике и на остальной территории проживали индейцы разных языковых групп.
У индейцев, населяющих эту территорию, например, ацтеков, тольтеков, сапотеков, тарасков, майя, уже с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования.
Племена же, обитавшие севернее и южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне социально-экономического развития. Но, несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных племен, мифология индейцев Мезоамерики была единой, но, конечно, при этом претерпевала стадиальные изменения.
Вероятно, уже у первых жителей Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о возникновении огня, происхождении людей и животных. В дальнейшем, при развитии собирательства, были созданы мифы о каймане – покровителе пищи и влаги, о добрых духах растительности, о сотворении и строении вселенной.
Ко времени распространения маиса, а это приблизительно 5 тыс. лет до н.э., относятся мифы о верховном многофункциональном божестве – «богине с косами». На самом деле у индейцев отсутствует её имя, поэтому имейте в виду, что название условно. В её образе сливаются более ранние представления о духах растительности и животного мира. «Богиня с косами» олицетворяет собой одновременно небо и землю, жизнь и смерть; из её груди струится «небесное молоко» – дождь. Она владычица всякой влаги, от неё зависит процветание всего растительного и животного мира.
С развитием мифологии, при образовании
мифологических систем это божество
распадается на ряд богинь, связанных
с влагой, луной, деторождением, смертью,
кукурузой, какао, агавой. Богиня изображалась
в виде девушки с четырьмя косами,
попарно спускающимися на грудь,
женщины с подчёркнутыми
Известны и зооморфные изображения этой богини: в виде утки – владычица воды, жабы – владычица земли, паука. Её ребёнок – упитанный младенец без явных признаков пола – выступает посредником между матерью и людьми, чьё благополучие он обеспечивает. Вероятно, он олицетворял маис и солнце.
Позднее в его функциях выступают три различных божества – кукурузы, солнца и весеннего цветения природы. К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины. Он, наверное, почитался как «старый бог» – отец ребенка «богини с косами», хотя и не ясна его связь с ней в этой мифологической системе, засвидетельствованной почти на всей территории Мезоамерики.
Племя Тольтеки
В 7 веке в Мезоамерике появляются Тольтеки. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тецкатлипоку, чёрного Тецкатлипоку, Кетцалькоатля и Уитцилопочтли. Они ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно.
Согласно мифам Кетцалькоатль и Тецкатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал».
Из богини сделали землю, из её волос – деревья, цветы и траву, из её глаз – колодцы, источники, пещеры, из рта – реки и большие пещеры, из носа долины гор, из плеч – горы. Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и половина солнца, а затем по поручению богов Кетцалькоатль и Уитцилопочтли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать.
Затем они сотворили дни и разделили их по месяцам. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тецкатлипока сам стал солнцем, которое и являлось солнцем первого мирового периода. Затем боги сделали гигантов, которые были очень высокими и сильными людьми.
Мифология ацтеков
У ацтеков, пришедших в долину Мехико
с севера страны в XIII в. и усвоивших
представления своих
Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.
Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба - Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне — четверо держали за конечности, один — за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек.
Письменность ацтеков. Для записи
исторических событий, календарных, астрономических
явлений и ритуалов, а также
для учета земли и налогов,
ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей
иероглифические и
Мифология майя
У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.
Майя полагали, что вселенная
состоит из 13 небес и 9 подземных
миров. В центре земли находилось
дерево, которое проходило сквозь
все небесные сферы. На каждой из четырех
сторон земли стояли еще по одному
дереву, символизируя страны света
— востоку соответствовало
Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.
Начало этой интересной книги близко по содержанию истории киче о создании мира и о том, что случилось сразу же после этого. Мы узнаем, что бог Хуракан, могучий ветер, в котором мы можем разглядеть кичинского эквивалента Тецкатлипоки, пролетал по Вселенной, еще окутанной мраком. Он крикнул «Земля!» — и появилась твердая почва. Затем главные боги стали советоваться между собой, что делать дальше. Это были Хуракан, Гукумац, или Кецалькоатль, и Шпийякок и Шмукане, богиня-мать и бог-отец. Они договорились, что нужно создать животных. Когда это было сделано, они обратили свое внимание на создание человека. Они сделали людей из дерева, но те оказались непочтительными и рассердили богов, которые решили их погубить. Хуракан (Сердце неба) сделал так, что воды вспучились, и мощный потоп обрушился на этих людей. И непроглядный ливень хлынул на них. Птица Щекотковач вырывала им глаза, птица Камулац сносила им головы, птица Коцбалам пожирала их плоть, птица Текумбалам ломала им кости и мускулы и растирала их в порошок. Затем все существа, большие и маленькие, стали плохо обращаться с деревянными людьми. Домашняя утварь и домашние животные насмехались над ними и зло подшучивали. Куры сказали: «Вы очень плохо обращались с нами, поедали нас. Теперь мы будем поедать вас». Жернова сказали: «Вы нам очень досаждали, и каждый день, днем и ночью, мы скрипели и трудились для вас. Теперь вы почувствуете нашу силу, мы перемелем вашу плоть и сделаем пищу из ваших тел». А собаки рычали на несчастных истуканов и рвали их зубами, потому что их не покормили. Чашки и блюда сказали: «Вы причиняли нам боль и страдания, закоптив нас, ставя нас на огонь, обжигая нас и причиняя нам вред, как будто мы не можем чувствовать. Теперь настала ваша очередь, гореть будете вы». Несчастные деревянные люди метались в отчаянии. Они залезали на крыши своих домов, но дома рушились под их ногами. Они пытались вскарабкаться на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их вниз. Даже пещеры не пускали их и закрывались перед ними. Так, в конце концов, был низвергнут и уничтожен этот несчастливый народ. Единственное, что осталось, это их потомки, маленькие обезьянки, живущие в лесах.