Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 18:14, реферат
В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и напрвляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
1.ВВЕДЕНИЕ
2.МИФЫ ОБ АФИНЕ
3.ФУНКЦИИ АФИНЫ
4.АФИНА И ГЕРОИ
5.ПРАЗДНЕСТВА И ХРАМЫ
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афина (также встречается написание Афинайя1 — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.
Ее называли «сероокой и русоволосой»2, у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая)3. Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу4. Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны.
Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.
В
Риме Афина отождествлялась с
Минервой. Римским празднествам Минервы
посвящены два больших отрывка
из «Фаст» Овидия. На протяжении всей античности
Афина остаётся свидетельством организующей
и напрвляющей силы разума, который
упорядочивает космическую и
общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом
законодательстве.
Рождение Афины. Как и положено в мифах, рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса5. После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы. При этом Метиду многие источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчеркивает, что родилась без матери. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, Зевс присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично.
Суд за Аттику. Другой важный мифологический сюжет об Афине рассказывает о том, как она получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху. В сохранившихся текстах раннего эпоса сюжет не упоминается, связный рассказ о споре за владение городом. Согласно этому мифу, Посейдон первым пришел в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем.
Изобретение флейты. Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами. Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли ее, и она, посмотрев на свое отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются её щеки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий.
Троянская
война. Согласно мифам, Афина участвует
в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла
Париса карьерой успешного полководца
и в дальнейших событиях троянской войны,
где она выступала на стороне греков и
особенным покровительством одаривала
Одиссея и Диомеда. Связь Афины с троянским
конём, положившим конец войне, крайне
тесна. Во-первых, ей принадлежит замысел
коня, во-вторых, конь называют приношением
ей, в-третьих, она на каждом шагу способствует
взятию Трои с его помощью.
Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов. Считалась основательницей
У Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины. Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса. По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо. Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. Афина посылает попутный ветер Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса. Изображение лика Паллады было на афинских кораблях.
Искусство работ отмечает Гомер, называя ее наставницей мастера по металлу. Дедал научился своему искусству у Афины7. Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины. Она помогает гончарам.
Афина обучает дочерей Пандарея искусствам, также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса и, вероятно, дочерей Левкона, а также вообще девушек ремеслам. Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам. В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств, ради которых почитается.
Гомер
упоминает, что Афина сама изготовила
свою одежду и одежду Геры и обучила феакиянок
ткацкому искусству. Гесиод говорит, что
Афина изготовила платье для Пандоры.
Афина покровительствует ткацкому искусству.
Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала
ее с прялкой в каждой руке. Прялка — дар
Афины. Ткацкий станок называют занятием
Афины, а ткачих — служащими «делу Афины».
Персей. Диктис воспитал Персея в храме Афины. Персей принес богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, и она поместила ее на свой щит. Позднее Персей, Андромеда и Кефей были помещены Афиной среди созвездий.
Геракл. Уже в «Илиаде» Афина упоминает, что неоднократно помогала Гераклу по воле Зевса. Геракл получил от Афины доспехи перед войной с Орхоменом8. Помощь в совершении Двенадцати подвигов:
Ахилл. В «Илиаде» упоминается, что Афина Афина, посланная Герой, укрощает гнев Ахилла. Она зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Посланная Зевсом, богиня передает Ахиллу нектар и амброзию, когда герой скорбит о Патрокле и отказывается от пищи. Во время схватки Афина отражает копье Гектора от Ахилла; в человеческом облике является Ахиллу и придает ему мощь. В решающей сцене с согласия Зевса Афина является Ахиллу и указывает, что поможет ему сразиться с Гектором, затем принимает облик Деифоба и обманно советует Гектору встретить Ахилла, подает копье Ахиллу.
Одиссей. Как в «Илиаде», так и особенно в «Одиссее» Афина выступает как постоянная покровительница итакийского героя. Афина принимает множество обликов в поэме, являясь в них Одиссею:
Афина
возвышает станом Одиссея, дает ему
силу в состязании, возвращает ему
красоту, делает Одиссея выше ростом и
сильнее, вновь украшает Одиссея перед
свиданием с Пенелопой.
Празднества
Праздники в других городах: