Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:15, контрольная работа
Ислам (араб. «предание себя Богу», «покорность») – третья самая динамичная в социально- политическом отношении мировая религия. Ислам как религия возник в Аравии еще в начале 7 века на юге Аравийского полуострова в период перехода от общинно-родового строя к классовому обществу. Основателем аравийского монотеизма – ислама – стал Мухуммед.
Это самая молодая из мировых религий, но, не смотря на это, она относится к числу наиболее распространенных религий на планете. Последователями религии являются мусульмане. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах (Саудовская Аравия, Египет, Ирак, Иран, Пакистан и др.) ислам является государственной религией. Ислам является господствующей религией в таких странах СНГ, как Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан.
Ислам ……………………………..……………………………………………3
2. Мусульманские праздники .………………...…………………………………5
Контрольная работа
по дисциплине
«История религии»
Тема: «Мусульманские
праздники»
2010 г.
Содержание.
2. Мусульманские
праздники .………………...…………………………………5
Список использованной литературы …………………………………
Ислам.
Ислам (араб. «предание
себя Богу», «покорность») – третья
самая динамичная в социально- политическом
отношении мировая религия. Ислам
как религия возник в Аравии еще
в начале 7 века на юге Аравийского полуострова
в период перехода от общинно-родового
строя к классовому обществу. Основателем
аравийского монотеизма – ислама – стал
Мухуммед.
Это самая молодая из мировых религий,
но, не смотря на это, она относится
к числу наиболее распространенных религий
на планете. Последователями религии являются
мусульмане. В 35 государствах мусульмане
составляют большинство населения. В 28
странах (Саудовская Аравия, Египет, Ирак,
Иран, Пакистан и др.) ислам является государственной
религией. Ислам является господствующей
религией в таких странах СНГ, как Узбекистан,
Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан,
Казахстан, Азербайджан.
Последователями религии являются мусульмане.
За время своего существования религия
очень широко распространилась практически
по всему миру. Мусульманские общины можно
найти более чем в 120 странах мира в разных
уголках земного шара. Численность верующих
людей, входящих в такие общины, составляет
более 1 млрд. человек, но и эта цифра с
каждым годом возрастает.
В России и странах
Европы ислам не любят. Считается, что
все мусульмане - это агрессивно настроенные
люди, для которых нет ничего запрещенного.
У многих ислам ассоциируется с мировым
терроризмом.
Основы вероучения
ислама провозглашены в проповедях Мухаммеда,
которые составили содержание Корана
(коран – главная священная книга мусульман,
Божественное откровение, переданное
Пророку Мухаммеду. Собрание проповедей,
молитв, назидательных рассказов и притч).
Вторым источником вероучения ислама
является Сунна (араб. «образец», «пример»).
Мусульманские
праздники.
Праздники в
исламе отмечаются по мусульманскому
календарю. Мусульманский календарь
- лунный. Счет его ведется от 15 июля
622 года, когда пророк Мухаммед, по преданию,
переселился из Мекки в Медину.
Главными мусульманскими
праздниками являются:
- Ид аль-адха (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир,
Эйде-курбан - перс., Курбан-байрам - тюркск.)
- праздник жертвоприношения;
- Ид аль-фитр или Ид ас-сагир (Эйде-фетр
- перс., Ураза-байрам, Кучук-байрам, Шекер-байрам
- тюркск.) - праздник разговения;
- Мухаррам - священный месяц, начало нового
года.
- Маулид - день рождения пророка Мухаммеда
- Лейлат аль-Кадр - ночь предопределения
- Мирадж - ночь чудесного вознесения пророка
на небеса.
- Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби.
Однако следует
отметить, что изначально главными наиболее
значимыми для мусульман праздниками
считаются Ид аль-адха и Ид аль-фитр, еженедельным
праздничным днем мусульмане считают
пятницу. Пятница почитается исламом как
особенный день (как суббота в иудаизме
и воскресенье в христианстве). Коллективная
пятничная молитва сопровождается проповедью,
которую произносит мулла и имам.
Известно, что в исламе существует несколько
направлений. Последователи каждого из
них, кроме общемусульманских праздников
и обрядов, обязательных для всех, отправляют
также специфические для данного направления,
праздники; особенностью обрядовой жизни
мусульман является то, что как торжественные,
праздничные дни отмечаются дни траура
по особенно почитаемым в исламе деятелям.
Например, у шиитов знаменательными днями
являются траурные дни, связанные со смертью
пророка и гибелью шиитских имамов: 28 сафара
отмечается день смерти пророка Мухаммеда;
дни Ашура (с 1 по 10 мухаррама) связаны с
гибелью Хусейна; 19 рамадана - день ранения
Али, зятя Мухаммеда, четвертого и последнего
из "праведных халифов"; 1 шавваля
- день смерти шестого имама Джафара Садика;
особые моления происходят 20 сафара - в
сороковой день после мученической смерти
Хусейна, 13 джумада аль-уля - в день кончины
Фатимы, дочери пророка и жены имама Али.
Праздник жертвоприношения -
Ид аль-курбан (Курбан-байрам).
Смысл этого
праздника- напоминание о том, как
Ибрахим (Авраам) готов был принести
в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака).
Жертвоприношение обязан совершить
каждый мусульманин, независимо от того,
где он сейчас находится, в Мекке или у
себя дома.
Праздник жертвоприношения является неотъемлемой
составляющей пятого «столпа» веры.
Праздник жертвоприношения является частью
мусульманского обряда паломничества
в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го
месяца мусульманского лунного календаря
зуль-хиджжа в долине Мина, в период совершения
паломничества в Мекку и длится 3-4 дня.
Не все мусульмане могут совершить хадж
в Мекку, участвовать в главном празднике
мусульман и самому в священном месте
принести жертву, поэтому каноны ислама
предписывают мусульманам исполнять кульминационную
часть обряда не только в Мекке, а всюду,
где могут оказаться мусульмане.
Мифология этого праздника восходит к
известному библейскому сюжету о попытке
принесения патриархом Авраамом (по-арабски
- Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву
Богу. Однако на место библейского Исаака
мусульманская традиция ставит Исмаила,
считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским
представлениям, - второй сын Авраама.
За эту преданность и добродетельность
Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив
приношение в жертву Исмаила барашком.
Во время хаджа мусульмане совершают ряд
ритуальных действий, ведущих начало от
доисламских времен - совершают обход
Каабы, пребывают в стоянии у подножия
гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана
- Иблиса, слушают проповеди мекканского
имама, пьют воду из священного колодца
Земзем и др., затем приступают к жертвоприношениям
в знак готовности служить богу.
Мусульманин, совершив заклание, не должен
скупиться на угощение, необходимо обязательно
накормить бедных и голодных. Ритуальное
угощение (худойи, садака) устраивается
также во избежание всевозможных несчастий
и болезней. Близким, друзьям и родственникам
в дни праздника стараются сделать подарки.
В последующие после праздника дни обычно
наносят визиты к родным и близким знакомым,
так как посещение в дни праздника жертвоприношения
считается благословенным и желательным.
Мусульмане верят,
что дорога в рай идет через тонкий, как
женский волос, острее лезвия меча и горячее
пламени мост Серат над адской пропастью.
У входа на мост Серат в Судный день будут
находиться животные, принесенные в жертву
в Ид - Курбан, на которых хозяева животных
будут переправляться в рай, потому хозяин
старается так пометить своего барана,
чтобы быстрее его найти. Считается, что
каждая капля крови, пролитая жертвой,
рождает новую гурию в райском саду. Наиболее
правоверные и благочестивые мусульмане
добровольно постятся десять дней до наступления
Праздника жертвоприношения.
Праздновать день жертвоприношения, даже
если это не происходит в Мекке, начинают
с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут
в мечеть к утренней молитве, но прежде
необходимо совершить полное омовение,
надеть новую и опрятную одежду, по возможности
умастить себя благовониями. Перед молитвой
есть не рекомендуется. По окончании утреннего
намаза (молитвы) верующие возвращаются
домой, а затем, по желанию, собираются
группами на улице или во дворах, где поют
хором славословие Аллаху (такбир). Затем
они снова отправляются в мечеть или на
специально отведенную площадку (намазгах),
где мулла или имам - хатыб произносит
проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается
с прославления Аллаха и его пророка, затем
разъясняется происхождения хаджа и значение
обряда жертвоприношения. Опытный имам
- хатыб часто облекает проповедь в форму
рифмованной прозы.
По окончании проповеди мусульмане идут
обычно на кладбище молиться за умерших,
а также поклониться местным святым, также
посещаются усыпальницы местных святых,
затем мужчины, собравшись группой, посещают
дома всех недавно умерших и выражают
соболезнование близким покойного. А семьи
умерших за последний год устраивают поминки
с приглашением муллы, родственников и
близких. Традиционное приветствие звучит
так: "Таккабаль Алла мина ва минкум"
("Да одобрит Господь старания наши
во имя Его"). Вернувшись с кладбища,
приступают к жертвенному обряду, в знак
готовности служить богу. Для принесения жертвы
мусульмане специально откармливают выбранное
животное, ибо говорится в Коране: “Тучных
Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха”.
Иногда мусульмане приготовленных к закланию
животных украшают всевозможными магическими
амулетами, разукрашивают яркой краской,
увешивают ожерельями и колокольчиками.
Согласно Корану, важная особенность
мусульманского поста именно в том, что
поститься необходимо в светлое время
суток, ночью же есть, пить и приходить
к женам разрешено. Но от зари и до заката,
помимо принятия пищи и супружеской близости,
запрещаются курение, вдыхание ароматных
запахов, нельзя также закапывать капли,
задерживать содержимое кишечника, пускать
кровь или ставить банки. В то же время,
если человек сделает это не намеренно,
это не считается нарушением поста.
Вечером, после
заката постящийся должен принять легкую
пищу - фитур, вторая еда - сахур принимается
перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд
разговенья называется ифтар; вечернее
разговенье - благословенное время, потому
на него стараются пригласить родственников,
близких друзей и соседей и считается,
что мусульманин, устроивший угощение,
может рассчитывать на прощение грехов
и место в раю. Часто на ифтар приглашается
мулла или образованный человек, который
может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о
жизни пророка, членов его семьи и сподвижников,
все мусульмане стараются в этот период
предаваться размышлениям об Аллахе и
его учении. В память о ниспосланном в
этом месяце Коране стараются провести
время в чтении Корана и пересказах его
наставлений тем, кто не умеет читать по
– арабски.
Начинается пост
обрядом "встречи", когда ждут на
небе появления молодой луны. Луну нередко
высматривают в воде пруда, реки или колодца.
Начало поста в разных странах возвещается
пушечным выстрелом, барабанным боем,
трубными звуками, либо знаменем, поднятым
на минарете.
Услышав сигнал, мусульмане отправляются
в мечеть к утренней молитве и в течение
месяца они должны повторять формулу:
"я намерен поститься постом месяца
рамадан от утренней зари до заката солнца
единственно ради Всевышнего".
В дни разговенья устраиваются ярмарки,
на которых народные певцы, танцоры, кукольники,
жонглеры и др. показывают красочные представления,
ведется оживленная торговля на базарах,
для молодежи и детей устраиваются качели,
иногда разводя костры, через которые
прыгают молодые мусульмане. Необходимо
отметить, что хотя праздник разговенья
и считается малым, но он отмечается очень
радостно и с большими надеждами на счастливое
существование в следующем году.
Праздник разговения Ид аль-фитр или Ид ас-сагир (Эйде-фетр - перс., Ураза-байрам, Кучук-байрам, Шекер-байрам - тюркск.)
Праздник разговения
знаменует завершение поста в
месяце рамадан. Большой пост в течение
месяца рамадан (по-перс. - рамазан), называемый
по-арабски саум (перс. - руза, роузе,
тюркск. - ураза) обязателен для всех
взрослых, здоровых, ритуально чистых
людей.
Особенность этого праздника - включенность
в канонический обряд, обязательный для
каждого мусульманина.
Ураза - байрам
приходится на начало следующего за рамаданом
месяца и называется по-арабски ид аль-фитр
- праздник фитр. Каждый верующий, постившийся
в течение месяца, обязан принести представителю
духовенства фитр - подношение из продуктов
или денег. Из фитра раздается помощь нуждающимся
мусульманам. Ураза-байрам длится три
дня и сопровождается обильными угощениями,
хождением в гости, дарить подарки, обмениваться
традиционными блюдами с ближайшими соседями;
очень важно в дни праздника собрать вместе
всех своих родственников и не выпускать
их из дома, та как считается, что в Ид ал-фитр
в дом приходят души умерших и т. д. Мусульмане
надевают свои лучшие платья, поздравляют
друг друга, ходят в гости, стараются веселиться,
приготовляют вкусную и обильную пищу.
В эти дни верующий должен отчитаться
за проведенный пост, начать отбывать
наказание за его нарушение (молитва, милостыня,
жертва) и уплатить за каждого члена семьи
милостыни - так называемое "очищение
праздника перерыва". Чтобы обеспечить
получение этой подати, богословы ссылаются
на особый хадис пророка: "Пост рамазана
висит между небом и землей, пока раб божий
не подаст следуемой с него милостыни".
В праздник разговенья обязательны общие
молитвы в мечети или на специальных площадках
- намазгах. В дни разговенья устраиваются
ярмарки, на которых народные певцы, танцоры,
кукольники, жонглеры и др. показывают
красочные представления, ведется оживленная
торговля на базарах, для молодежи и детей
устраиваются качели, иногда разводя костры,
через которые прыгают молодые мусульмане.
Мухаррам - священный месяц, начало нового года.
Месяц (Мухаррам)
является первым месяцем года по мусульманскому
календарю. Это месяц начала Нового года
по лунному исчислению, а потому он называется
"священным". В месяце Мухаррам, когда
Мухаммед еще не имел достаточное число
последователей, ему пришлось совершить
знаменитое переселение - хиджру из Мекки
в Медину (первоначально Ясриб) вместе
с семьей и близкими. Эта дата - 15(16) июля
622 года по григорианскому календарю считается
началом мусульманской эры, поэтому месяц
мухаррам так почитаем мусульманами. Это
один из четырех месяцев, в которые запрещены
кровная месть, войны и т.д. О высокочтимоcти
месяца Мухаррам много говорится в Коране
и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен
стараться провести этот месяц в служении
Всевышнему Аллаху.
Первые десять дней мухаррама считаются
благословенными для всех хороших начинаний
(в том числе и для заключения браков).
Как и священный рамадан, это месяц раздачи
милостыни в пользу неимущих, на благоустройство
мечетей. Десятый день считается особенным,
потому что в этот день, согласно преданию,
Пророк произнес памятные слова: "о
люди, спешите делать добро в этот день,
ибо этот день великий, благословенный.
Аллах благословил в этот день Адама".
Во времена Омейядов (661-750) в этот день
сунниты одевались во все новое, наряжались,
подводили глаза сурьмой, устраивали празднества
и угощения, вкушали различные сладости.
Однако впоследствии в отношении к месяцу
Мухаррам у мусульман суннитов и шиитов
проявились некоторые различия.
В соответствии с общемусульманскими
традициями шииты также отмечали наступление
мусульманского Нового года - месяца мухаррам
и его 10-ый день - Ашуру как день "великий
и благословенный". Однако так продолжалось
до тех пор, пока в этот день не был убит
в Кербеле в 61 г. х. (10 октября 680 г. по григорианскому
календарю) ал-Хусейн, младший сын Али
ибн Абу-Талиба и внук пророка Мухаммеда.
Как сообщают источники, "поступили
с ним и его сподвижниками так, как не поступали
у всех народов с худшими из людей: их убивали
жаждой и мечом, сжигали, прибивали их
головы к кресту, пускали по их телам лошадей".
После этих событий содержательная сторона
10-го дня месяца мухаррам приобрела другое
значение. Шииты первые десять дней месяца
посвящают оплакиванию мученической смерти
Хусейна, в течение всего месяца проводят
различные религиозные обряды, в процессе выполнения
которых воспроизводятся в театральном
импровизированном представлении события
10-го дня мухаррама.
Все шииты ежегодно переживают трагическую
гибель имама Хусейна и его семейства,
пребывают в глубокой печали, устраивают
траурные мистерии, которые как бы воспроизводят
те трагические события. Некоторые особенно
экзальтированные шииты наносят себе
кровавые раны, женщины из сострадания
к убиенным много рыдают и считается, что
слезы, пролитые в дни траура, являются
благословенными и излечивают от различных
болезней, поэтому слезы даже собирают
в специальные сосуды - слезницы.
Традиции празднования Мухаррама сохраняются
с древности. В этот период мусульмане
стараются сообща участвовать в молитвенных
собраниях, особенно благочестивые люди
дают благотворительные обеды, на которых
много рассказывается об имаме Хусейне
и его семье, о роде Алидов и пророке Мухаммеде.
На площадях и улицах устраиваются различные
помосты, на которых разыгрываются представления
- траур, поминки, оплакивания - тазийе,
воспроизводящие события тех времен. Непременные
атрибуты - пустые кувшины и меха для воды,
символизирующие страдания от жажды, светящийся
тенур - печь, куда по преданию, была спрятана
голова Хусейна, саваны и траурные черные
куски ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи,
различные стрелы. По городу и селениям
в дни трауры ходят скорбящие - десте, носят
различные черные знамена - бераг, а чтецы
молитв - роузеханы призывают всех вспомнить
о мученической смерти потомков Али. Траурные
дни длятся 29 дней, но часто продлевается
и в следующем месяце - сафаре, который
также относится к четырем запретным месяцам.
Простые люди любят в этот период обновлять
посуду и другую домашнюю утварь. В период
Мухаррама считается богоугодным купить
мухр - прессованную маленькую таблетку,
сделанную из какой-нибудь священной земли
- Кербелы или Мекки; на таблетке бывают
написаны изречения из Корана и сделаны различные
украшения.
Маулид - день рождения пророка Мухаммеда.
Рождение Пророка
Мухаммеда — Маулид ан-Наби (Mawlid
an-Nabī, в переводе с арабского — рождение
Пророка) — отмечается 12 числа третьего
месяца Раби аль-авваль (Rabi' al-awwal) исламского
календаря. Рождение Мухаммеда стали отмечать
лишь спустя 300 лет после прихода ислама.
Поскольку точная дата рождения Мухаммеда
неизвестна, этот памятный день был приурочен
ко дню его смерти, что накладывает отпечаток
на характер торжества. В исламе дни рождения
отмечаются скромно, а иногда и вовсе не
отмечаются, в то время как даты смерти,
понимаемые как рождение для вечной жизни,
справляются более торжественно.
По случаю
Маулида читаются проповеди в мечетях,
происходит общая молитва в честь Мухаммеда,
раздается милостыня, Праздник включает
в себя декламацию стихов Корана, восхваляющих
Мухаммеда (мавалид). В некоторых странах
проходят торжественные процесс с зажженными
фонарями и факелами, мусульмане несут
изображение матери пророка – Амины.
Ночь предопределения Лейлат
аль-Кадр.
Особо торжественно
отмечаются три последние ночи, предшествующие
завершению поста. Считается, что в это
время происходят разные чудеса и знамения.
Наиболее почитаемая ночь - это ночь на
27-е сутки рамадана, ночь предопределений
(лейлят аль-кадр). Мусульмане верят, что
именно в эту ночь небесный подлинник
Корана из-под престола господа был перенесен
архангелом Джабраилом на ближайшее к
земле небо и уже отсюда содержание постепенно
передавалось в течение 23 лет пророку
Мухаммеду. Кроме того, учит ислам, в эту
ночь всевышний раздает ангелам свои предопределения
о мире вообще и о каждом человеке в частности.
Эти решения ниспосылаются на весь год
и ничто не в состоянии их изменить.
Мирадж - ночь чудесного вознесения пророка на небеса.
Этот праздник посвящен
памяти чудесного ночного путешествия
пророка Мухаммеда на быстром как молния
коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим,
а также вознесению пророка на небо. На
небе его удостоил своей беседой Аллах,
во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч
слов, но все это произошло столь мгновенно,
что, возвратясь, Мухаммед успел подхватить
случайно опрокинутый до путешествия
сосуд и из него, не пролилось ни капли.
Праздник этот был установлен после утверждения
власти халифов в Палестине, когда в исламе
была признана святость Иерусалима (аль-Кудс)
и введено почитание святых мест этого
города.
Это событие произошло 27 раджаба 621 года,
оно отмечается во многих мусульманских
странах, ночь 27 раджаба мусульмане проводят
в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают
предание о чудесном вознесении пророка.
Согласно преданию, Мухаммед, уснув возле
мекканской мечети, чудесным молниеносным
способом при помощи Архангела Джабраила
на крылатом коне Бураке совершил путешествие
в Иерусалим, а затем, оставив там Бурака,
в сопровождении Джабраила прошел семь
небес. На первом сам Адам открыл ему "небесные
ворота", на втором - встретились ему
пророки Яхья и Иса, на третьем - Иосиф,
на четвертом - Идрис, на пятом - Харун (Аарон),
на шестом Муса, на седьмом же небе восседал
праотец - патриарх всех пророков Ибрахим.
А когда с седьмого неба Мухаммед явился
к престолу Аллаха, то беседовал с ним,
сказав 99 тысяч слов... Затем Мухаммед был
возвращен на землю, обратно в Мекку. Вернувшись,
Мухаммед убедился, что постель его еще
не остыла, а из опрокинутого при отправлении
в путь кувшина не успела вытечь вода.
Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби.
Ашура (шахсей-вахсей)
- день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается
в траурных церемониях, выражающих скорбь
о мученической кончине имама Хусейна.
Рассказы о его гибели сопровождаются
самоистязаниями. Вид окровавленных, исступленных
людей, шествующих в сопровождении толпы
по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие
крики оставляют огромное впечатление,
вызывают чувство жалости и сострадания.