Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:19, реферат
Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира. Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. В России изучение мусульманской культуры имело не только академическое, но и общественно-политическое значение, что обусловлено непосредственным соседством с мусульманскими странами, а также тем обстоятельством, что определенная часть населения России исторически связана с мусульманским историко-культурным ареалом.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Реферат
на тему:
г. Ростов-на-Дону
2009г.
Мусульманский тип культуры
Сравнительно недавно сочетание слов «мусульманский» и «культура» весьма расплывчато воспринималось в общественном сознании. Теперь сочетание этих слов приобретает более и более конкретное звучание для все большего числа россиян.
МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА - средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7-12 вв. Классический период мусульманской культуры характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. Мусульманская культура сложилась в Халифате и восприняла многие черты доисламской культуры, переработав их в духе мусульманской религии.
Ислам – самая поздняя по времени возникновения религия–она возникла в 7 веке нашей эры в Аравии.
Наша обязанность состоит в том, чтобы не только знать мусульманскую культуру, но и передать наши знания новому поколению земляков и соотечественников. Что дали мусульмане мировой цивилизации"? Торговые и культурные отношения между Европой и мусульманским миром имеют более чем тысячелетнюю историю.
От мусульманских народов Европа, в том числе Россия получили полезные в быту вещи и понятия: сахар и кофе, лимон и халва, сода и сироп, эликсир и амбра (благовоние), шафран и камфара, даже такое отвратительное понятие, как алкоголь (от слова алькюль, т.е. порошок, пыль, зола) или краситель ализарин.1
Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира. Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. В России изучение мусульманской культуры имело не только академическое, но и общественно-политическое значение, что обусловлено непосредственным соседством с мусульманскими странами, а также тем обстоятельством, что определенная часть населения России исторически связана с мусульманским историко-культурным ареалом.
Характерными
чертами благородной
кратчайший
путь для достижения конечной
цели их устремлений к
здоровому и гармоничному
Ислам,
развиваясь первоначально на Аравийском
полуострове в среде
Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране и передал их людям.
Под
классической мусульманской культурой
понимается культура, связанная с
зарождением и укреплением
Одной из важных характеристик классической мусульманской культуры является то, что ее основными структурными элементами выступают не столько науки (как в западно-европейской мысли), сколько ценностно-идеологические течения, которые определяют характер познания, интерпретации и сферу допустимого понимания гносеологической картины мира. Эти течения имеют общую парадигму, в основе которой лежит определенная совокупность оценок и представлений, относящихся к предельным основаниям бытия человека в мире, его собственной природы и связи с космосом, отраженных исламским мировоззрением.
Особенности идеала знания в мусульманской культуре определялись шариатом, в соответствии с которым вера и разум не только не противостоят друг другу, но и взаимодополняют друг друга в проблемном поле знания. Таким образом, средневековая мусульманская культура исходила и ориентировалась на такой идеал знания, который можно назвать единым и целостным, своего рода комплексным.
Немаловажное значение для понимания парадигмы мусульманской культуры имеют такие особенности ислама, как отсутствие института церкви и, соответственно, церковной идеологии, признание законотворческой роли только за Богом и, соответственно, отсутствие ортодоксии и ереси в том смысле, как они понимались в христианстве, а также религиозный и правовой плюрализм в рамках единого исламского мировоззрения. При описании парадигмы мусульманской культуры и цивилизации представляется важным выделение как минимум двух доминирующих составных: ислама и эллинизма. В своей истории данная культура показывала и показывает как свое «западное лицо», поскольку содержит элементы иудаизма, христианства и эллинизма, так и «восточное» — когда отходит от сущности этих составляющих. Учет последнего обстоятельства позволяет понять гуманистический характер мусульманской культуры, связанный с попыткой сделать человека человечнее и способствовать раскрытию его величия.
Изучение состояния мусульманской культуры показывает, что не только недостаточно знаний о ней, но и ее образ зачастую весьма искажен. Говоря о проблеме стереотипов, необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени по отношению к мусульманской цивилизации в различного рода исследованиях, как, впрочем, и в сознании широкой публики, господствуют ложные культурно-философские и политико-идеологические стереотипы. Достаточно указать на широкое использование в средствах массовой информации такого термина, как исламский фундаментализм, содержание которого толкуется достаточно широко и произвольно, понимаемого, скорее, как религиозный экстремизм. Поэтому необходимо различать исламский фундаментализм и исламский экстремизм.
Исламский фундаментализм - стремление не допустить пересмотра догматических социальных, политических или религиозных норм. Это же понятие включает и стремление вернуться к истокам, "очиститься" от всего постороннего, наносного. Религиозный экстремизм же – это приверженность крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей. Идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические и религиозные концепции.
В целом, стереотипы являются результатом либо недостаточного знания, либо неадекватной методологии, либо формируются в соответствии с идеологическими и социокультурными установками познающего субъекта.
Ислам
настолько трансформировал
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи(джинны)– они находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Для мусульманина обязательна пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни. Также обязательно обрезание
мальчиков, запрет есть свинину, строгое запрещение делать изображение бога (но можно было обозначать буквами и знаками). Орнамент в исламской культуре – это средство приобщения, человека и животных, чтобы не давать повода к идолопоклонству. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру(джихад). В Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам отношение резко враждебное, к людям,”имеющим писание”,то есть иудеям и христианам Коран выказывает уважение. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они считаются неверными (джяур), подлежащим или истреблению, или покорению. Этика ислама тоже проста: предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, помогать бедным и т.д. Богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом.3
Центральный
объект любой
религиозной веры
– идея Бога, главная
и самоценная идея,
из которой выводится
все остальное
содержание религии.
Трудно найти в истории
человечества другую
идею, которая по продолжительности
воздействия могла бы
сравниться с идеей
Бога, с тем комплексом
ощущений, чувств и побуждений,
которые с ней связаны
и которые составляют
основу целостного религиозного
жизнепонимания, мировоззрения.
За последние десятилетия
Ислам очень изменился:
стал образованнее,
цивилизованнее. Но
по-прежнему большое
влияние имеют духовные
наставники, Ислам продолжает
давить на поступательное
движение общества.
Из всех религиозных
систем современного
мира ислам остается
одной из наиболее значительных
сил. Сила ислама не
в количестве его адептов
(число христиан или
буддистов в мире вполне
сопоставимо с числом
мусульман), но прежде
всего в той идейно-институциональной
структурной слитности
вселенской мусульманской
общины (уммы), основы
которой были заложены
еще Мухаммедом.
Список использованной литературы.