Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 12:12, курсовая работа
Актуальность богословской терминологии в богословии всегда активно обсуждался вопрос об историческом употреблении и динамики смысловых нагрузок терминов. Отцы Церкви с первых веков всерьез стали заниматься этими терминами. В богословской среде высказывались и продолжают высказываться разные мнения, как об исторической, так и христологической сторонах. Например, такие термины как «троица», «воипостасный» и много других, в том числе и сам термин «завет».
Введение…………………………………………………………………….3
Что такое Новый Завет, и что является терминологией в Новом Завете……………………………………………………………………....4
Формирование терминологии Нового Завета………………………...…..5
Заключение…………………………………………………………………8
Список литературы………………………………………………….……..9
Православная
религиозная организация-
высшего
профессионального
Казанская Духовная Семинария
г. Казань, Республика Татарстан Казанская Епархия
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Курсовая работа
по дисциплине: «Новый Завет»
на тему: «Новый Завет и богословские термины»
студента 2 курса СЗО КДС
Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент
Работа сдана в учебную часть « »_______________ 2012 г.
Проректор по УР |
Иеромонах Филарет
Иеромонах Филарет |
Кулешина Игоря Львовича
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Что такое Новый Завет,
и что является терминологией
в Новом Завете…………………………………………
Формирование терминологии Нового Завета………………………...…..5
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность богословской терминологии в богословии всегда активно обсуждался вопрос об историческом употреблении и динамики смысловых нагрузок терминов. Отцы Церкви с первых веков всерьез стали заниматься этими терминами. В богословской среде высказывались и продолжают высказываться разные мнения, как об исторической, так и христологической сторонах. Например, такие термины как «троица», «воипостасный» и много других, в том числе и сам термин «завет».
Неправильное понимание слов священного писания дало о себе знать и повлекло к спорам и созывам т.н. Вселенских Соборов, в которых ставилась задача дать четкое определение возникшим вопросам и прекратить распри, касающиеся тех или иных вероопределений, и тем самым оградить истину от всякого рода заблуждений.
Что такое Новый Завет, и что является терминологией в Новом Завете
Слово «Завет» в общеупотребительном значении обозначает: «наставление, совет последователям, потомкам. Ветхий Завет – дохристианская часть Библии. Новый Завет – христианская часть Библии». Согласно религиозным представлениям слово «завет» обозначает союз или договор, заключенный между Богом и людьми. Например, такой союз был заключен с Ноем после потопа (всемирного). Господь Бог говорит: «Вот я поставлю Завет Мой с вами и потомством вашим после вас», чему свидетельствует радуга1. Новозаветный текст от апостола Иоанна Богослова благовествует, «В начале было Слово» (Ин.1;1), так основу христианской новозаветной терминологии и положил сам Бог Слово. Словами «Сия чаша есть Новый Завет в моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22;20). Следует обратить внимание на слово «Завет». Далее новозаветная терминология образуется выдающимися апологетами Церкви.
Терминология Нового Завета является неотъемлемой частью православной апологетики. Апологетика – это защита христианского учения от антихристианского вторжения.
Формирование терминологии Нового Завета
Новозаветная терминология исторически сформировалась в эпоху Вселенский Соборов. В основном это заслуга великих Каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Самообразование терминологии Нового Завета началось ещё в Доникейский период.
Как пример рассмотрим историю троичного богословия. Во 2 веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение понятным для греческой интеллигенции, сближают учение о Христе с философским эллинским учением о Логосе. Создается учение о Христе как воплощенном Логосе: Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, отожествляется с логосом античной философии. Понятие логоса христианизируется, осмысляется в соответствии с христианским вероучением. Согласно этому учению, Логос – истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают апологеты, Бог един и один, и тогда у людей рационально мыслящих возникает естественное сомнение: учение о Сыне Божием как о Логосе не заключает ли в себе скрытого двубожия?2
В начале III века Ориген писал: «Много любящих Бога и Ему искренно предавщихся смущает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как бы принуждает их верить в двух Богов». Когда мы говорим об обстоятельствах тринитарных споров II и III века мы должны иметь в виду, что в то время экзегеза церковная еще только зарождалась, крещальные символы, которыми пользовались поместные церкви из-за своей краткости тоже не могли служить надежной опорой для богословия и, следовательно, в богословии был открыт простор для субъективизма и индивидуализма. 3 Кроме того, ситуация усугублялась отсутствием единой богословской терминологии.
Что касается Вселенских Соборов, последние дали обширнейшую терминологию Нового Завета.
Осуждения Арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «единосущный».4
По существу, тринитарные споры IV века имели своей конечной целью православное разъяснение смысла этого термина. Поскольку сами Отцы Собора не дали точного разъяснения терминов, после Собора разгорелся напряженный богословский спор. Среди участников Собора настоящих ариан было немного, но многие не вполне понимали правильно никейскую веру, неправильно понимали термин «единосущный». Многих он просто смущал, поскольку на востоке этот термин имел дурную репутацию, в 268 году на Антиохийском Соборе он был осужден как выражение модалистской ереси. По словам церковного историка Сократа, эта «война» ничем не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую. Этому также способствовало и отсутствие единой терминологии.
В священном писании слово «единосущный» не встречается, хотя сама мысль о единосущии Божественных Лиц выражена достаточно ясно. Прежде всего в Евангелии от Иоанна, где говорится об отношениях Отца и Сына. Ин 10;30: «Я и Отец одно»; Ин 14,10: «Я в Отце и Отец во мне»; Ин 14,9: «Видевший Меня видел Отца». Апостол Павел представляет Духа Святого в том же положении к Богу, в каком дух человеческий находится по отношению к человеку.
Сам термин «единосущный» впервые встречается у Дионисия Александрийского в середине III века. Затем термин был скомпрометирован еретиками моделистами, прежде всего Павлом Самосатским, а затем был введен в христианский лексикон на Первом Вселенском Соборе.5
Учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в IV столетии благодаря деятельности вышеупомянутых великих Каппадокийцев – Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Идею единосущия они обосновали путем упорядочения троичной терминологии. Прежде всего, их заслуга состоит в том, что они сумели точно определить смысл троичных терминов «сущность», «ипостась», «лицо». Долгое время не было различия между понятиями «сущность» и «ипостась». По существу эти два понятия обозначали одно и тоже.
Заключение
Богословская терминология нужна была для того, чтобы дать определения многим терминам. Христианские апологеты создают учение о Христе как о Сыне Божием, о втором Лице Пресвятой Троицы. Мне кажется, что это очень важно, так как конкретизировав учение о Христе, нам уже понятно, что в Евангелии к нам обращается Сам господь. Также Отцы говорят о равном достоинстве Пресвятой Троицы. Это очень важно для правильного понимания Евангелия - дать правильное вероопределение тем или иным вопросам и тем самым оградить истину от заблуждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 «Основы Православия», Прот. Фома Хопко.
2 Иерей Олег Давыденков.
3 Православное пастырское служение (проф. Архимандрит Киприан).
4 Иерей Олег Давыденков.
5 Тот же.