Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:29, реферат
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - появляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей)
Христианство
Основы христианского
вероучения
Христианство (от греческого
слова christos - "помазанник", "Мессия")
зародилось как одна из сект иудаизма
в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное
родство с иудаизмом - чрезвычайно
важное для понимания корней христианской
религии - появляется и в том, что
первая часть Библии, Ветхий завет,
- священная книга как иудеев,
так и христиан(вторая часть Библии,
Новый завет, признается только христианами
и является для них главнейшей)
. Распространяясь в среде евреев
Палестины и Средиземноморья, христианство
уже в первые десятилетия своего
существования завоевывало
Возникновение и
распространение христианства пришлось
на период глубокого кризиса античной
цивилизации упадка ее основных ценностей.
Христианское учение привлекало многих,
разочаровавшихся в римском общественном
устройстве. Оно предлагало своим
приверженцам путь внутреннего спасения:
уход от испорченного, греховного мира
в себя, внутрь собственной личности,
грубым плотским удовольствиям
Однако уже первые
христианские общины приучали своих
членов думать не только о себе, но и
о судьбах всего мира, молиться
не только о своем, но и об общем
спасении. Уже тогда выявился свойственный
христианству универсализм: общины, разбросанные
по огромному пространству Римской
империи, ощущали, тем не менее, свое
единство. Членами общин становились
люди разных национальностей. Новозаветный
тезис "нет не еллина, ни иудея"
провозгласил равенство перед Богом
всех верующих и предопределил дальнейшее
развитие христианства как мировой
религии, не знающей национальных и
языковых границ.
Потребность в единении,
с одной стороны, и довольно широкое
распространение христианства по миру
- с другой, породили среди верующих
убежденность что если отдельный
христианин может быть слаб и нетверд
в вере, то объединение христиан
в целом обладает Духом Святым
и Божьей благодатью.
Следующим шагом
в развитии понятия "церковь" стала
идея ее непогрешимости: ошибаться
могут отдельные христиане, но не
церковь. Обосновывается тезис о
том, что церковь получила Святой
Дух от самого Христа через апостолов,
основавших первые христианские общины.
Начиная с IV века христианская
церковь периодически собирает высшее
духовенство на так называемые вселенские
соборы. На этих соборах разрабатывалась
и утверждалась система вероучения,
формировались канонические нормы и богослужебные
правила, определялись способы борьбы
с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся
в Никее в 325 году, принял христианский
символ веры - краткий свод главных догматов,
составляющих основу вероучения.
Христианство развивает
созревшую в иудаизме идею единого
Бога, обладателя абсолютной благости,
абсолютного знания и абсолютного
могущества. Все существа и предметы
являются его творениями, все создано
свободным актом божественной воли.
Два центральных догмата
Человек, согласно христианскому
учению, сотворен как носитель "образа
и подобия" Бога. Однако грехопадение,
совершенное первыми людьми, разрушило
богоподобие человека, наложив на
него пятно первородного греха. Христос,
приняв крестные муки и смерть, "искупил"
людей, пострадав за весь род людской.
Поэтому христианство подчеркивает
очистительную роль страдания, любого
ограничения человеком своих
желаний и страстей: "принимая
свой крест", человек может побеждать
зло в себе самом и в окружающем
мире. Тем самым человек не просто
исполняет Божьи заповеди, но и
сам преображается и совершает
восхождение к Богу, становится к
нему ближе. В этом и есть предназначение
христианина, его оправдание жертвенной
смерти Христа. С этим взглядом на человека
связано характерное только для
христианства понятие "таинства"
- особого культового действия, призванного
реально ввести божественное в жизнь
человека. Это прежде всего крещение,
причастие, исповедь (покаяние) , брак,
соборование.
Гонения, испытанные
христианством в первые века его
существования, наложили глубокий отпечаток
на его мировоззрение и дух. Лица,
претерпевшие за свою веру тюремное заключение
и пытки ("исповедники") или
принявшие казнь ("мученики") ,
стали почитаться в христианстве
как святые. Вообще идеал мученика
становится в христианской этике
центральным.
Шло время. Условия
эпохи и культуры меняли политико-идеологический
контекст христианства, и это вызвало
ряд церковных разделений - схизм.
В результате появились соперничающие
между собой разновидности
После гибели под
натиском турок-османов Византии в
1453 году главным оплотом православия
оказалась Россия. Однако споры о
нормах обрядовой практики привели
здесь в XVII веке к расколу, в результате
которого от православной церкви отделилось
старообрядчество.
На западе идеология
и практика папства вызывали на протяжении
средних веков все больший
протест как со стороны светских
верхов (особенно германских императоров)
, так и среди низов общества
(движение лоллардов в Англии, гуситов
в Чехии и др.) . К началу XVI века
этот протест оформился в движение
Реформации.
Рассмотрим основные
вероисповедальные формы
Православие - одно из
трех основных направлений христианства
- исторически сложилось, сформировалось
как его восточная ветвь. Оно
распространено главным образом
в странах Восточной Европы, Ближнего
Востока, на Балканах. Название "православие"
(от греческого слова "ортодоксия")
впервые встречается у
Основой вероучения
признаны священное писание (Библия)
и священное предание (решение
семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а
также труды крупнейших церковных
авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский,
Василий Великий, Григогий Богослов,
Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст)
. На долю этих отцов церкви выпало формирование
основных положений вероучения.
В Символе веры, принятом
на Никейском и
Во втором - о вере
в Сына Божия единородного - Иисуса
Христа.
Третий - это догмат
боговоплощения, согласно которому Иисус
Христос, оставаясь Богом, вместе с
тем стал человеком, родившись от
девы Марии.
Четвертый член Символа
веры - о страдании и смерти Иисуса
Христа. Это догмат искупления.
Пятый - о воскресении
Иисуса Христа.
В шестом говорится
о телесном вознесении Иисуса Христа
на небо.
В седьмом - о втором,
грядущем пришествии Иисуса Христа на
землю.
Восьмой член Символа
веры - о вере в Духа Святого.
В девятом - об отношении
к церкви.
В десятом - о таинстве
Крещения.
В одиннадцатом - о
будущем всеобщем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене
- о жизни вечной.
В дальнейшем философском
и теоретическом развитии христианства
немалую роль сыграло учение блаженного
Августина. На рубеже 5 века он проповедовал
превосходство веры над знанием.
Действительность, по его учению, непостижима
для человеческого ума, поскольку
за ее событиями и явлениями
Важное место в
православии занимают обряды-таинства,
во время которых, по учению церкви,
на верующих сходит особая благодать.
Церковь признает семь таинств: Крещение-таинство,
в котором верующий при троекратном
погружении тела в воду с призыванием
Бога-Отца и Сына и Святого Духа
обретает духовное рождение.
В таинстве миропомазания
верующему подаются дары Святого
Духа, возвращающие и укрепляющие
в жизни духовной.
В таинстве причащения
верующий под видом хлеба и
вина вкушает самое Тело и Кровь
Христову для Вечной Жизни.
Таинство покаяния
или исповеди - это признание грехов
своих перед священником, который
отпускает их от имени Иисуса Христа.
Таинство священства
совершается через епископское
рукоположение при возведении того
или иного лица в сан священнослужителя.
Право совершения этого таинства
принадлежит только епископу.
В таинстве брака, которое
совершается в храме при
В таинстве елеосвящения
(соборования) при помазании тела
елеем призывается на больного благодать
Божия, исцеляющая немощи душевные и
телесные.
Крещение Киева
князем Владимиром и Новгорода Добрыней
- это первые шаги в истории христианизации
всей Руси. Широкое принятие христианства
связано с интенсивным
Чрезвычайно важным
этапом в православной истории было
также и время
После победы на Куликовом
поле Русь быстро крепла экономически
и политически. В 1448 году Собор русских
архиереев, независимо от Константинополя,
возвел на кафедру митрополита
Патриаршество в
Росси было установлено при Борисе
Годунове. В 1589 году митрополит Иов
стал первым патриархом на Руси.
Православная церковь
придает большое значение праздникам
и постам. Пост, как правило, предшествует
большим церковным праздникам. Сущность
поста - это "очищение и обновление
человеческой души", приготовление
к важному событию религиозной
жизни. Больших многодневных постов
в русском православии четыре:
перед Пасхой, перед днем Петра
и Павла, перед Успением Богородицы
и перед Рождеством Христовым.