Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:00, творческая работа
В современном мире каждое имеет свое право. Свое право имеют также и негосударственные общности: каноническое право, индусское право, и так далее. Существует также и международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешне торговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с различными структурами, правилами и верованиями.
Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки. Они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.
В современном мире каждое имеет свое право. Свое право имеют также и негосударственные общности: каноническое право, индусское право, и так далее. Существует также и международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешне торговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с различными структурами, правилами и верованиями.
Мусульманская правовая
система принадлежит к семье так называемого
религиозно-традиционного
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.
Мусульманское право сложное социальное
явление, имеющее долгую историю
развития. Оно возникло в период разложения
родоплеменного строя и становления раннефеодального
государства на западе Аравийского полуострова.
Мусульманское право оказывает
глубокое влияние на историю развития
государства и права целого ряда стран
Востока. Сфера его действия как юридического
и идеологического фактора в наше время
остается весьма широкой, что определяется
тесными связями мусульманского права
с исламом, как религиозной системой, которая
до сих пор имеет едва ли не определяющее
значение для мировоззрения самых широких
слоев населения в этих странах. Из всех
мировых религий ислам, пожалуй, наиболее
тесно соприкасается с государством и правом.
Многие исследователи приходят к выводу,
что исламу свойственна лишь религиозная
догматика (теология), мораль и правовая
культура, а юридические нормы как таковые,
если и имеются, то по существу совпадают
с указанными правилами, и не играют самостоятельной
роли. Среди многих ученых утвердилось
мнение о неразрывном единстве религиозных
и правовых норм. Основными источниками
мусульманского права (как и не юридических
норм ислама) признаются Коран и сунна,
в основе которых лежит "Божественное
откровение". Они закрепляют, прежде
всего, основы веры, правила религиозного
культа и морали, определяющие в целом
содержание мусульманского права в юридическом
смысле. Многие исследователи придерживаются
мнения, что поведение мусульманина получает,
прежде всего, религиозную оценку, а главным
средством обеспечения норм мусульманского
права является религиозная санкция за
их нарушение. Наказание за нарушение
норм мусульманского права, даже если
оно исходит от государства, воспринимается,
в конечном счете, как "Божественная
кара", поскольку важнейшей задачей
мусульманского государства "есть исполнение
воли Аллаха на земле". Но, однако, соотношение
в исламе правовых и не правовых нормативных
предписаний сложнее и тоньше, чем может
показаться на первый взгляд. Подход к
мусульманскому праву, только как религиозному
заявлению не учитывает того обстоятельства,
что, несмотря на прочную связь юридических
норм ислама с религиозными и нравственными,
их переплетения, а иногда и слияния, между
данными категориями норм в целом имеются
и существенные отличия. Анализ нормативного
содержания мусульманского права позволяет
сделать вывод, что не все юридические
нормы в равной степени основаны на исламе
как религиозной догме, или системе чисто религиозных
нормативных предписаний. Наиболее прочно
связаны с религией лишь те немногочисленные
конкретные правила поведения, которые
установлены со ссылкой на Коран или сунну.
К ним относятся, например, отдельные стороны
брачно-семейных отношений или вопросы
наследования, несколько условно-правовых
предписаний. Они отличаются от других
норм мусульманского права тем, что по
существу совпадают по определенным образцам
поведения с соответствующими религиозными
нормативными положениями и (в отдельных
случаях)
нравственными требованиями, освещенными
исламом. Именно потому, что их религиозные
"дубликаты" закреплены в Коране и
сунне, сами нормы мусульманского права
этой разновидностью рассматриваются
как имеющие непосредственно "Божественное
произношение" и неизменяемые. Однако
подобные предписания - весьма скромная
часть мусульманского права, большая часть
норм которого была введена в оборот правоведами
на основе чисто логических, рациональных
приемов толкования (иджтихад). По признанию
самих мусульманских исследователей,
если Коран и сунна содержат все правила
религиозного культа (ибадад), то норм
взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных
этими источниками, очень мало по сравнению
с нормативным составом мусульманского
права в целом. Это значит, что большинство
норм «муамалат» не связано непосредственно
с "Божественным откровением" и не
имеет аналогов в системе мусульманских
религиозных правил поведения. Главное
качество «муамалат» заключается в рациональной
обоснованности и способности развиваться.
Юридические правила
поведения тесно связаны с
религиозными нормами и взаимодействуют
с ними. Однако относительно небольшое число
норм мусульманского права возникло на
основе соответствующих религиозных предписаний,
а преобладающая их часть имеет к религии
лишь косвенное отношение. Поэтому, связи
мусульманского права с религией характеризуются
противоречивыми моментами: с одной стороны
имеется немало правовых и религиозных
норм, совпадающих по своему содержанию
и осуществляемых через деятельность
как религиозных учреждений (которые являются
одновременно элементом государственного механизма),
так и собственно государственных органов,
участвующих в выполнении регулятивной
функции религиозной системы; с другой
стороны наблюдаются существенные различия
между религиозной и правовой системами социально-
В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.
К началу 20 века лишь в
странах Аравийского
германскому (французскому) - Египет, Сирия,
Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан.
За мусульманским правом здесь сохранилась
роль регулятора брачно-семейных, наследственных
и некоторых других отношений, что объяснялось
все еще сохранившимся пережитком феодализма
и глубоким влиянием ислама на общественное
сознание. В настоящее время ни в одной
из указанных стран мусульманское право
не является единственным действующим
правом. Но, в то же время, ни в одной мусульманской
стране оно не потеряло своих позиций
в качестве системы действующих правовых
норм. Исключение составляет лишь Турция,
где в 20-е годы мусульманское право во
всех отраслях было заменено законодательством
буржуазного типа, составленным на основе
заимствованных с западноевропейских
моделей.
В конечном счете, направление
и глубина воздействия
источника права, то в Иране оно вновь
заняло ведущее место только после свержения
шахского режима, в результате проводимого
руководством исламской республики курса
на исламизацию всех сторон общественно-политической,
экономической и государственной жизни
страны и даже сферы личных интересов
граждан. В подтверждение этого можно
указать на введение системы строгих,
а порой жестоких, наказаний за малейшее
нарушение не только юридических, но и
моральных норм, относящихся в частности
к одежде и формам проведения досуга мусульман.
Действующие в стране мусульманские суды,
вопреки элементарным требованиям справедливости
и демократической законности, строго
придерживаясь мусульманских норм при
рассмотрении дел, нередко допускают явные
нарушения и творят произвол. Отметим также,
что в Иране и Саудовской Аравии функционируют
специальные учреждения мусульманского
контроля и инспекции (хисба), которые
без суда и следствия могут наложить мусульманское
наказание за отклонение от правил торговли,
общественного порядка или норм морали.
Вторую группу составляют правовые системы
Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия
мусульманского права не является здесь
столь всеобъемлющей как в первой группе,
но все же, остается весьма существенной.
Прежде всего, принципы и нормы мусульманского
права оказывают заметное влияние на основные
акты конституционного характера и деятельность
государственного механизма этих стран.
Так военный режим Пакистана оправдывал
отказ от всеобщих выборов тем, что они
якобы "не отвечают принципам ислама".
В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен
"законом общества", заменяющим обычную
конституцию. Во всех перечисленных странах
второй группы, мусульманское право без
каких-либо изъятий продолжает регулировать
отношения личного статуса, сохраняются
мусульманские суды.
Еще одну многочисленную группу составляют
правовые системы большинства арабских
стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также
ряда стран Африки (Сомали, Мавритании)
и Азии (Афганистан). Их конституционное
право закрепляет, как правило, особые
положения ислама и мусульманского права.
Так Конституции многих из них предусматривают,
что главой государства может быть только
мусульманин, а мусульманское право является
источником законодательства. Данное
конституционное положение практически
реализуется в других отраслях права и
судоустройства. Но, с другой стороны,
в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается
определенная демократизация мусульманско-правовых
положений семейного законодательства.
И, наконец, особое положение занимают
правовые положения Туниса и Народно-Демократической
Другими словами нормативистский подход к мусульманскому праву, изучению его как совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказывается недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах и во всей правовой надстройке рассмотренных стран. Не случайно, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только "личный статус", но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово экономических отношений и даже институты государственного права. Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.