Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:16, реферат
Целью данной работы является определить объект и предмет исследования религиоведения, охарактеризовать структуру религиоведения, основные понятия и категории, а также показать значение изучение науки о религии для развития человека.
Введение…………………………………………………………………………4
1.Религиоведение: объект и предмет исследования………………………………………………………………..…..6
2.Структура религиоведения и специфические особенности его
структурообразующих дисциплин…………………………………………….7
3.Принципы, понятия и категории религиоведения……………………………………………………..………….13
4.Основные черты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека…………………………………………………………………..…….15
Заключение…………………………………………………………………..…19
Список использованной литературы……………...…………………………..21
История религии как раздел религиоведения, подобно философии религии, начала формироваться раньше, чем три других названных раздела. В XVIII в. ряд проблем истории религии освещался в сочинениях французского просветителя Ш. де Бросса, французского философа Ш.Ф. Дюпюи. В XIX в.в. развитии истории религии немалый вклад внесли немецкие теологи и историки Ф.К. Баур и Д.Ф. Штраус. В это же время история религии становится областью деятельности многих исследователей.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). История религии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием источников, различием методологических позиций и точек зрения. Неодинаковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и стадии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; принципы классификации религии и т.д.
История религии ставит перед собой следующие задачи:
- доказать объективное существование исследуемого объекта, т.е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений;
- выявить по источникам место, время и условия появления объекта;
- в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта;
-проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе;
- раскрыть причины исчезновения объекта;
- рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.
Таким образом, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.
3. Принципы, понятия и категории религиоведения
В религиоведении реализуются определенные принципы. Исходный принцип – строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «темная» или «светлая» краска заранее предназначается для живописания явлений религии, а «истина» считается достоянием какой-то одной концепции. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом религиоведении, философии.
Другой принцип – рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры. Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает ряд культурологических проблем: выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, морали, искусства.
Еще один принцип – анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря, в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.
Следующий принцип – изложение вопросов на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. В мировоззрениях есть компоненты, которые фиксируют отношения, свойственные лишь данному типу общества или этапу исторического развития, отражают бытие этносов, сословий, классов, профессиональных и иных групп. И последняя принципиальная позиция: содержание, дидактика и методика сообразованы с требованиями международных и внутригосударственных правовых документов о свободе мысли, совести, религии и убеждений.
В религиоведении используются общефилософские и социально-философские категории: «бытие», сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, фантазия, иллюзия, общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение» и проч. Большое место занимают понятия и термины, заимствованные из логики, этики, эстетики: «знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота» и т.д. Имеется класс общенаучных понятий, которые требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта: «система, структура, функция, роль, закон» и др. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия: «эпоха, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь, смерть» и т.д. Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия и термины: «религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва» и др. Особое место занимают понятия и термины: «Бог, ангел, ад, рай, Бодхисаттва, провидение, карма» и т.п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозный смысл. Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения религии: «развитие и эволюция, сакрализация, секуляризация, детеологизация, демифологизация, модернизация» и др.
4. Основные черты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека
Выделяются несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующее-
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний. Интегрирующее-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единой, общее вероисповедание. Если же в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Отметим и культурнотранслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.
Легитимирующе-
Изучение религиоведения имеет большое значение для интеллектуального, духовного и культурного развития человека. Так, оно дает знание о религии как социокультурном явлении, его сущности и происхождении, знакомит с возникновением и развитием национальных и мировых религий, огромным влиянием последних на все сферы культурной и общественно-политической жизни, значением в истории и в современном мире.
Освоение науки о религии вносит вклад в гумманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение молодых людей в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. В религиоведении не только раскрываются некоторые теоретические положения, но и дается информация о совокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем – в экономической, политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-политической жизни т.д. Тем самым вносится вклад в восстановление и развитие исторической памяти человека. Наука о религии способствует реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, она способствует становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политике различных партий и общественных движений в религиозном вопросе. Знание движений этих партий в аспекте отношения к религии и свободе совести способствует росту политической культуры человека.
Изучение религии способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом. Первоначально развиваясь в русле сравнительной лингвистики и истории религии, религиоведение постепенно утвердилось как самостоятельная наука, отличающаяся разнообразием методологических оснований. В ХХ веке религиоведение выработало точку зрения, что каждая религия в отдельности является уникальной, каждая придает существованию человека смысл, отвечая на важнейшие вопросы и указывая жизненные цели, но все они имеют общие черты, отражающие единство человеческого рода. Современное религиоведение рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества, рассматривая в равной мере как мировые религии – буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными процессами. Таким образом, образовательное и воспитательное значение имеет изучение науки о религии, способствующее формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. В Украине в условиях многонационального государства, изучение религиоведения играет благородную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениям личности, выявляя общечеловеческие ценности в различных религиях.
Заключение
Религиоведение – относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия – система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного. Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности. В религиоведении выделяется ряд групп понятий и терминов: общефилософские и социально философские, пришедшие из логики, этики и эстетики, класс общенаучных понятий, частнонаучные понятия, заимствованные из конкретных наук, а также специальные религиоведческие понятия. Изучение науки о религии оказывает большое влияние на развитие человека, способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом, способствует реализации свободы совести, а также формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения.
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.
Велико значение изучение религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в религиоведении идеи зовут участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.
1. Введение в общее религиоведение, учебник под редакцией И.Н. Яблокова, 2001г.
2. Гараджа В.И. Религиоведение: учебное пособие для студентов, 2005г.
4. Религиоведение, учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению под редакцией И.Н. Яблокова, 2002г.
6