Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Целью данной работы является: раскрыть и понять причины возникновения православия, как оно формировалось. Узнать какие существуют особенности вероучений, как организовывается Православная церковь. Какова философия православия.
Введение
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра философии
Реферат по религиоведению Православие Выполнила: Зимогляд Светлана Александровна студентка II курса факультета экологии и химической технологии гр. ЭП - 09 Проверил: Федосов Анатолий Сергеевич Донецк - 2010
Содержание Введение 1. Православие:
причины, история формирования, количественные
показатели и география 2. Особенности вероучения,
культовой деятельности и 3. Философия православия 3.1 Академическая философия 3.2 Метафизика всеединства 3.3 Новое религиозное сознание Заключение Список литературы Введение Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории. О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты. Многие талантливые историки и философы прошлого были талантливыми богословами. Может потому так богата и ярка наша культура. Но есть и другая, отрицательная сторона православия, - оно никогда не способствовало прогрессу. То есть, для истинного православного смыслами жизни прогресс или достижение богатства никогда не являлись. Целью данной работы является: раскрыть и понять причины возникновения православия, как оно формировалось. Узнать какие существуют особенности вероучений, как организовывается Православная церковь. Какова философия православия. Христианство в форме
православного вероучения и культа
официально было признано государственной
религией Киевской Руси в 988 г. Конкретным
актом принятия православия явилось
знаменитое Крещение на Днепре населения
города Киева князем Владимиром. Однако
проникновение православия в
Киевскую Русь началось гораздо раньше.
Исторические источники утверждают,
что бабка князя Владимира
княгиня Ольга была христианкой/Христианами
были и некоторые видные деятели
дружины князя Владимира. Православные
источники связывают Исторических источников, подтверждающих версию о миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, что христианство на Руси имело свои корни и ' до знаменитого крещения. Киевская Русь жила не изолированно. Ее население вступало в контакт с окружающим миром, в том числе и с Византией в процессе торговли или завоевательных походов. Однако /перед историками всегда стоял вопрос: почему же Русь выбрала именно православие? По этому поводу выдвигаются две версии: богословская, церковная и светская, научная. В соответствии с церковной версией, принятию православия Киевской Русью предшествовала процедура "испытания вер" Согласно летописному повествованию, прежде чем принять византийский вариант христианства. князь Владимир выслушал приверженцев различных религий: иудаизма, ислама (мусульманства) и христианства. Затем он направил своих послов в те страны, где эти религии утвердились. Выполнив задание Великого князя, послы возвратились в Киев и сообщили Владимиру и его окружению следующее: "Ходили де к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса: сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешеный и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Наряду с этим описанием "выбора вер" качестве причины принятия христианства церковь выдвигает версию о сверхъестественном озарении, которое снизошло на князя Владимира во время посещения им храма Св. Софии в Константинополе. Светская, научная интерпретация
этого значительнейшего события
в Русской истории связана
с истолкованием социальных процессов,
происходивших на Руси в Х веке:
К середине Х века Киевская Русь
была сильным феодальным государством
с высоким уровнем развития духовной
и материальной культуры, ремесла
и торговли, военного дела и т.д. Старая
славянская религия - языческий политеизм
- уже не удовлетворяла духовных
потребностей населения. Тем более
он не способствовал упрочению Все древнеславянские верования были связаны с родоплеменными богами. Боги одних племен не имели никакого значения для других племен. В новых условиях они утратили способность быть социальными интеграторами и регуляторами. Нужна была объединяющая идея для всех племен и народностей - идея единого Бога. Этим требованиям соответствовало христианство, с его учением о едином Боге - спасителе всего человечества. Правящие слои тогдашнего Русского общества осознавали необходимость принятия новой цивилизованной формы религии, для того, чтобы обрести идейное единство с Византией и Западной Европой, для которых они являлись варварами. Это единство благоприятствовало развитию контактов с цивилизованным миром, благоприятствовало торговле, заключению военных союзов и т.д. Конкретный же выбор византийского православия, помимо прочих общих соображений, был продиктован наиболее тесными контактами с Византией, а также династическими амбициями князя Владимира, который через брак с сестрой Византийского императора Анной, хотел породниться с ним. Князь Владимир был крупным
государственным деятелем своего времени.
Он проявил понимание исторической
необходимости принятия христианства,
а также достаточную волю для
осуществления этой нелегкой миссии.
Всякое новое воспринимается с трудом,
тем более, что связано с вековыми
обычаями и традициями. Исторические
источники свидетельствуют, что
установление христианства на Руси не
исчерпывалось актом В каноническом отношении
Русская православная церковь долгое
время находилась в полной зависимости
от Константинопольской Только со времени нашествия татар на Русь отношения русской церкви к патриарху начали изменяться. Этому способствовало то, что Византия в результате наплыва тюрков из Азии, попала в руки крестоносцев четвертого похода. Эта двойная неурядица - в России и на Балканском полуострове - привела к тому, что русские митрополиты все чаще стали посвящаться дома, а в Константинополь ездили только за утверждением. Так продолжалось два века - до середины XV столетия. В 1448 г. русская церковь объявила себя автокефальной. В 1455 г. Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета российского государства, а также возросшее влияние Русской православной церкви за рубежом привели к тому, что в 1589г. была создана московская патриархия и митрополит Иов на Поместном соборе был избран первым русским патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти; согласно соборному уложению, патриарх после избрания на Поместном соборе, утверждался царем. Дальнейшее укрепление власти
церкви в государстве было проведено
патриархом Никоном в середине 17
века. Никон провел ряд реформ, последствием
которых явился раскол в Русской
православной церкви - возникло старообрядчество.
Мы не имеем сейчас времени рассматривать
причины этого раскола. Мы их рассмотрим
при изучении соответствующей темы.
Здесь же отметим, что Никон в
своей реформаторской деятельности
стремился утвердить приоритет
духовной власти над светской, стремился
стать над царем. Но в борьбе с
самодержавием Никон потерпел поражение.
В результате Поместный собор 1667
года осудил Никона, лишил его сана
и подтвердил необходимость подчинения
церкви царской власти. Окончательное
подчинение церкви государству произошло
в период управления Петра I. В 1721 г.
Петр I ликвидировал патриаршество
и учредил Святейший синод - коллективный
орган, члены которого назначались
царем. Главой церкви стал сам царь,
а синодом должен был управлять
царский чиновник обер-прокурор. Церкви
вменялось в обязанность На начальном этапе
Февральской революции между
церковью и Временным правительством
установилось взаимопонимание и
тесное сотрудничество. Временное правительство
для проведения своей политики нуждалось
в поддержке церкви. Поэтому оно
предприняло ряд шагов, направленных
на установление добрых отношений. Церковь
получила крупные ассигнования на содержание
храмов и клира. Временное правительство
запрещало конфискацию Временным правительством в
порядке обеспечения свободы
совести был проведен ряд реформ,
основной смысл которых заключался
в том, чтобы уравнять в правах
все религии России, отделить школу
от церкви и т.д. В школах было отменено
обязательное преподавание закона божьего,
церковноприходские школы передавались
из-под юрисдикции церкви Министерству
школ. Все эти мероприятия вызвали
в церковных кругах недовольство
Временным правительством. Церковные
круги не могли отрешиться от старых
амбиций, а может быть и не хотели
признать, что революция требует
принципиальных изменений в церковно- В период работы Поместного
собора состоялся Октябрьский В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т.д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории России и стран СНГ [2. Cтр.97-98]. Догматические и культовые
особенности православия 1. Символы веры древнейших поместных церквей (иерусалимской, антиохской); 2. Так называемые "правила апостольские", которые содержат практику апостольских времен; 3. Вероопределения и правила первых семи Вселенских соборов и т рех поместных; 4. Исповедания веры, сделанные Отцами церкви; 5. Деяния Вселенских и поместных соборов; 6. Древние литургии (богослужения); 7. Акты мучеников (жития святых); 8. Творения Отцов и Учителей церкви, объясняющие церковное учение; 9. Древняя практика церкви во всех ее проявлениях. православие религиозное сознание вероучение В православии Священное
Предание равноправно со Священным
Писанием; оно такое же божественное
откровение, такое же слово Божие.
Различие лишь в том, что Священное
предание есть слово Божие, устно
переданное церкви Иисусов Христом
и апостолами, а Священное Писание
- слово Божие, заключенное в книги,
и в письменах переданное церкви
"богодухновенными мужами". Основное
значение Священного Предания заключается
в том, что оно необходимо для
правильного понимания Православные вероучительные догматы делятся на непостижимые для человеческого разума и постижимые для него. К первым относятся, например, краеугольный догмат христианства о пресвятой Троице, учащий, что Бог един по существу, но троичен в лицах; ко вторым - важнейший догмат о единой, святой, соборной и апостольской церкви. Название "святая" и "апостольская"
объясняется следующим образом.
Своб историю церковь ведет с
новозаветного эпизода С момента своего сошествия на апостолов Святой Дух пребывает в церкви в виде благодати Божьей. Эта благодать от апостолов перешла к их воспреемникам - епископам (высшие иерархи церкви, в православии именуемые архиереями) и пресвитерам (в православии: священники, диаконы) и продолжает пребывать в церковь, переходя от одного поколения священнослужителей к другому через таинство священства, осуществляемое путем обряда рукоположения (хиротонии). Через священников (исключая диаконов) к благодати Божьей приобщаются и рядовые верующие. Это происходит в ходу осуществления таинств, т.е. священных действий, в которых, по церковному определению, "под видимым образом сообщается верующим невидимая" благодать Божия [1, Стр.40-41]. Таинство крещения - это одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения. В православной церкви младенца трижды погружают в воду. Взрослого человека просто обмывают водой. Через таинство крещения, учат богословы, человеку прощается первородный грех (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи). Совершение обряда крещения означает приобщение человека "в лоно церкви". Именно после совершения этого обряда он становится христианином - православным, если этот обряд проведен по православному канону, католиком - если по католическому и т.д. С обрядом крещения связано и имянаречение. В результате этого обряда новорожденный получает свое собственное имя. По традиции это имя связано с именем святого, которому посвящен день, в который родился крещаемый. Второй по времени, но не менее важный обряд - это совершение таинства причащения или святой евхаристии (благодарственной жертвы). По христианскому вероучению обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым "воздал хвалу Богу и Отцу, благословил и освятил хлеб и вино и приобщил своих учеников, а в их лице и всех верующих к Богу" "Ядите тело мое, пейте мою кровь в знак близости ко мне", - заповедовал Иисус Христос. Памятуя об этом, церковь совершает таинство причащения. Конкретно содержание этого обряда состоит в том, что верующим дают съесть специально выпеченный хлеб - просфору, который они запивают глотком красного вина из особого сосуда - потира. Считается, что во время этого обряда совершается таинство преосуществления, то есть хлеб-просфора превращается в тело Иисуса Христа, а вино - в кровь. Причащению придается большое значение в православной церкви. Этот обряд сопровождается рядом других таинств. Духовенство настаивает на том, чтобы каждый верующий, причащался не реже одного раза в год. Считается, что только на основе таинства причащения человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом. Совершение таинства покаяния
(исповеди) является непременным атрибутом
религиозной жизни Таинство миропомазания также важная составная часть многих культовых действий. В православной церкви миропомазание совершается сразу за обрядом крещения. Это таинство происходит в форме крестообразного смазывания тела человека (лба, глаз, носа, губ, ушей, груди, рук и ног) особым ароматическим маслом (миром). Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого. При этом он повторяет слова "Печать Святого духа". Смысл этого таинства в православном катехизисе истолковывается так: "чтобы сохранить душевную чисто-русская православная церковь: ту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в таинстве миропомазания". Таинство брака - церковное освещение обряда бракосочетания или венчания - это также важный момент религиозной жизни человека. С точки зрения православного вероучения, семья - это первичная ячейка духовной общности людей - "домашняя церковь". В этой церкви рождается христианин, через крещение он приобщается к вселенской церкви, получает христианское воспитание и умирает как христианин. Обряд венчания построен таким
образом, чтобы подчеркнуть особую
важность этого события в жизни
молодых людей. Священник встречает
молодых в праздничном Таинство елеосвящения (соборования)
совершается над больным Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в ту или иную степень священства. В православной церкви существует три степени священнослужителей: первая (низшая) - диакон [ (диакон, протодиакон, архидиакон, (в монашестве иеродиакон)]; вторая (средняя) - пресвитер [ (священник - иерей, протоиерей, протосвитер, (в монашестве - иеромонах, игумен, архимандрит)]; третья (высшая) - епископ (викарный епископ, правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх). В совокупности все эти категории священнослужителей составляют церковную иерархию. Каждая из ступеней священства имеет свои отличительные особенности в облачении, за каждой из них закреплены определенные права и обязанности. Таинство священства совершается на основе специального обряда хиротонии - рукоположения, в процессе которого осуществляется возложение рук вышестоящего служителя культа - на голову посвящаемого. Считается, что в момент возложения рук епископа на голову посвящаемого в пресвитеры или в диаконы, последнему передается божественная благодать, делающая его посредником между Богом и людьми. Пресвитер получает от епископа власть совершать все таинства, кроме священства, и все богослужения и обряды. Дьякон не может самостоятельно совершать таинства и богослужения, а лишь помогает служить епископу и пресвитеру при совершении ими таинств при богослужений. В епископы может посвящать лишь собор епископов. Посвящение в патриархи осуществляется посредством особого обряда - интронизации собором (собранием) трех других православных глав автокефальных церквей после избрания на эту должность Поместным собором православной церкви. Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Молитвы - это обращение верующего к Богу или святым со своими просьбами, жалобами, благодарностью и т.д. Молитвы могут быть мысленные и изустные, выражающиеся в подобающем словесном обращении к Богу или святому. Молитвы могут быть индивидуальными и коллективными. Примером коллективной молитвы является литания. Во время коллективной молитвы большое значение придается определенным ритуальным действиям: коленопреклонению, воздеванию рук, закрыванию глаз и т.д. Поклонение кресту - один
из важнейших элементов Культ икон - живописных или
рельефных изображений Бога- Православные верующие почитают также святые мощи. Мощи, по православному учению, это останки умерших, по божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. В отличии от византийского православия, в котором под мощами понимаются только нетленные тела, в русском православии возобладало представление о мощах как нетленных телах, а также частях тела, изъятых силой божьей из всеобщего закона тления. С культом мощей тесно
связан культ святых. По учению церкви,
святые - это лица, которые вели благочестивую
жизнь, совершили "подвиги" во славу
Божью и после смерти были отмечены
всевышним даром чудотворения, способностью
влиять на судьбы людей. Православные
христиане верят, что святые - это
посредники между Богом и людьми,
небесные покровители, живущих на земле,
и обращаются к ним с просьбами
о земных делах. Причисление к
лику святых осуществляется на основе
акта канонизации. В первые века христианства
канонизация происходила Важное место в православном
культе занимают праздники и посты.
В церковных календарях каждый день
связан с именем Иисуса Христа, Богородицы,
святых, чудотворных икон, креста. Во
главе праздничного круга Русской
православной церкви - пасха. Пасха - это
наиболее почитаемый в православии
общехристианский праздник, установленный
в память воскресения распятого
на кресте сына Божьего Иисуса Христа.
Поскольку идея воскресения является
центральной в христианстве, постольку
и посвященному этому событию
празднику отводится Вслед за пасхой по значимости
идут так называемые двунадесятые праздники
- Рождество Христово, Крещение господне,
Сретение, Благовещение, Преображение,
Рождество Богородицы, Успение Богородицы,
воздвижение Креста, Вход Господен
в Иерусалим или Вербное Особенностью православия
в организационном отношении
является отсутствие какого-либо единого
церковного центра, что сложилось
исторически. На территории Византийской
империи с самого начала формирования
православия церковная власть было
сосредоточена в руках четырех
патриархов: Константинопольского, Александрийского,
Антиохийского и Духовенство в православной церкви делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Епископом может стать только монах. Высшим епископским чином является патриарх. Русская православная церковь возглавляется патриархом с 1589 года, за исключением периода с 1721 по 1917 год, когда во главе церкви был поставлен Святейший правительствующий синод, руководимый царским чиновником, оберпрокурором Святейшего Синода. Ныне патриарх управляет церковью совместно с Синодом, председателем которого он является. Высшая же власть в области вероучения и церковного управления принадлежит поместному собору в составе архиереев, представителей духовенства и верующих. Синод собирается два раза в год. При нем функционируют различные учреждения: канцелярия и управление делами, отдел внешних церковных сношений, издательский отдел, хозяйственное управление, учебный комитет, пенсионный комитет. Частью русского православия
является старообрядчество, возникшее
в середине XVII века. Причиной его
появления стала церковно- Старообрядчество - сложное
по своему происхождению явление, в
котором сплелись мотивы церковно-религиозные,
политические, социальные. Однако, то,
что на первый план в расколе XVII века
вышли вопросы обряда, не является
случайностью. Культовой стороне
христианства на Руси всегда придавали
особое значение, что было один из пережитков
язычества, в котором лишало весь
акт сверхъестественной силы. И в
христианстве на массовом народном уровне
произошло смешение обряда с догматом:
обряду, "букве" христианства было
предано значение сакральной неколебимости.
Не случайно многие исследователи русского
православия приходили в Длительное время официальная церковь и царские власти вели жестокую борьбу против старообрядчества. С конца XVIII века отношение к старообрядцам стало изменяться к лучшему. После революции 1905 года они получили возможность отправлять культ, не опасаясь преследований. Но только в 1971 году на соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядчество. Старообрядчество распадается на два направления - "поповщину" и "беспоповщину". Поповцы признают необходимость духовенства и всех церковных таинств. Некоторые разногласия в их среде привели к тому, что поповщина распалась на две церкви: Русская православная старообрядческая церковь с центром в Москве и Древлеправославная церковь с центром в г. Новозыбкове Брянской области. Беспоповцы, считая, что апостольская традиция после никоновских реформ в церкви прервалась, и истинного духовенства не осталось, пришли к мнению, что для спасения души священники не обязательны. Во главе общин беспоповцев стоят миряне, облеченные званием наставника, уставщика, начетчика. Часть беспоповцев отвергли все христианские таинства, но большинство сохранили крещение и исповедь (покаяние). Беспоповцы распадаются на ряд толков и согласий. Старообрядцы не были единственными откольщиками от официального православия. В лоне русского православия, как и православия вообще, за многовековую историю не раз рождались различные еретические учения и секты, порой далеко уходившие и от православия и от христианства. Одним из центров широкого еретического движения в средние века являлась Болгария. Здесь в Х веке зародилось движение "богомилов". Все видимое и материальное - земля, ее физическое и общественное устройство с царями, боярами, церковью - богомилы объявили плодом деятельности дьявола. Ими признавалось только духовное, и прежде всего душа, которую Сатана не смог вдохнуть в созданные им тела Адама и Евы, упросив это сделать Бога. На земле, таким образом, фактически царит власть Сатаны. Богомилы проповедовали идею всеобщего имущественного, правового и социального равенства, считали женщину с точки зрения прав личности во всем равной мужчине. В дальнейшем учение богомилов распространилось во многих странах Европы, оказав огромное влияние и на Россию [1, Стр.44-46]. Православная философия
впервые получила широкое развитие
в Византии в связи с борьбой
за утверждение восточной Опираясь на патристику,
платоновско-аристотелевскую познать духовный и материальный
мир, уяснить роль и значение нравственных
норм, христианских принципов семейной
и общественной жизни. Иоанн Дамаскин
сформулировал основополагающие установки
схоластики, в том числе и представление
о науке как служанке богословия.
В его сочинениях мистика переплетается
с рационалистическими В последующие века в византийской
философии усиливаются Особенно популярными
в XIV - XVI вв. на Руси были произведения каппадокийцев
- Василия Великого (ок.330 - 379), его
брата Григория Нисского (ок.335 - ок.394)
и его друга Григория Назианского
(ок.330 - ок.390) и исихастов. Однако это
не означает, что религиозно-философские
воззрения были однородными. Крайнему
мистико-созерцательному В дальнейшем исихазм прочно вошел во все системы русской православной философии. Переориентация в конце XVII в. на западноевропейскую схоластику, на "христианский аристотелизм" и метафизический телеологизм X. Вольфа (1679 - 1754) не была ни долговременной, ни устойчивой. Вольфианский догматический рационализм, центрами распространения которого были Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская духовные академии, теряет в середине XVIII в. свою популярность, и в церковной ориентации господствующее положение вновь приобретает византийский мистицизм. В конце XVIII - начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами философских кафедр Московской духовной академии - Ф.А. Голубинским (1797 - 1854), В.Д. Кудрявцевым-Платоновым (1828-1891), Казанской духовной академии - А.И. Бровковичем (? - 1890), В.И. Несмеловым (1863 - 1920), Петербургской духовной академии - М.И. Карийским (1840-1917), Ф.Ф. Сидонским (? - 1873), В.Н. Карповым (1798 - 1867), Киевской духовной академии - П.Д. Юркевичем (1827-1874), С.С. Гогоцким (1813-1889). Общей задачей православной философии ее представители считали формирование христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания божественной сущности. Но в отличие от богословия философия, по их мнению, может помочь верующим усвоить христианские принципы жизни на основе всестороннего обоснования их разумности и полезности. Задачей православной философии считалось также изучение особенностей самого религиозного миросозерцания. Оно признавалось истинным только в том случае, если опиралось не на эмпирические данные, приобретенные в процессе практической деятельности, а на сверхопытное разумное знание о Боге, или, что то же самое, на идеальное знание. Это идеальное знание, по мнению Кудрявцева-Платонова, представляет собой совпадение того, чем должен быть предмет, с тем, что он есть или бывает. Истина содержится не в материальном мире, а в идее о мире. Бог является основой окружающей действительности, ее творцом и движущей силой. Отсюда истиной должно считаться только то, что совпадает с божественной идеей, воплощенной в окружающей человека действительности. Сторонники академической философии оценивают и процесс ее познания, считают познание достоверным только в том случае, если оно наряду с материальным и духовным миром включает мир сверхъестественный. Само познание разделяется на эмпирическое, рациональное и идеальное. Эмпирическое познание объявляется предельно ограниченным, рациональное - недостаточным. Основным является идеальное познание, т.е. совокупность представлений о божественной истине, добре, красоте, об абсолютном и всесовершенном существе, стоящем над миром. Оно достигается не эмпирическим или рациональным путем, а верой. Представители академической философии утверждают, что увлечение практической проверкой высших истин способно породить "материализацию научного знания", вызвать сомнения среди верующих ученых. В онтологии центральное
место отводится Единство мира - вне мира, в Абсолютном существе, т.е. Боге. Истоки этого единства заложены в акте творения. Поэтому признание этой библейской идеи должно стать безусловным для разума. Человек - венец творения, в отличие от остальных явлении природы он поставлен Богом в центр Вселенной, является ее целью, наделен богоподобной душой. Бессмертная душа как отличительная особенность человека делает его, по мнению академиков, образом и подобием Бога. А это, в свою очередь, служит доказательством реальности Бога, поскольку без него немыслимо бессмертие души. Представителями академической философии уделялось большое внимание разработке проблем христианской морали и антропологии. Наиболее обстоятельно эта проблематика раскрыта в работах М.М. Тареева и В.И. Несмелова. М.М. Тареев (1867 - 1934) в своих работах: "Философия жизни", "Основы христианства", "Христианская философия" - выдвинул представление о религиозной философии как высшей форме нравственного учения о христианстве. Подобное учение, по его мнению, будучи определенной системой мышления, является обоснованием истинной жизни. М.М. Тареев настойчиво подчеркивал, что подлинно христианская философия - часть философии жизни. На основе духовного опыта, истолкованного как познание и переживание религиозных ценностей, формируется такое сознание, которое, с одной стороны, приближает верующего к сокровищнице христианской истины, а с другой - ограждает его от искажающих подлинное христианство учений. Опираясь на воззрения Р.У. Эмерсона (1803 - 1882), А. Шопенгауэра (1788 - 1860), С. Кьеркегора (1813-1855), А. Бергсона (1859 - 1941), В. Дильтея (1833 - 1911), М.М. Тареев предпринимает попытку сформулировать общие принципы такой философской системы, которая бы позволила достичь глубочайших корней мира ценностей, царства Божия, непосредственно прикоснуться к тайнам зарождения духовного мира, к рождающей силе Святого Духа, заглянуть в ту потаенную, скрытую в глубине сердца клеть, в которой впервые, в самом зародыше, определяется духовное благо. М.М. Тареев рисует теологизированную картину направленности мировой истории. Он не ограничивается признанием божественной воли и провиденциальной цели в качестве определяющих факторов общественного развития. В его истории философии заметная роль отводится и естественной необходимости, противостоящей творческому первоначалу. Естественная необходимость и определяет, по его мнению, наличие в историческом процессе трагических коллизии, "свободы плоти", аморализма, явлении и поступков, чуждых человеку. Наличие в мире зла есть следствие естественной необходимости, "иноприродной духу". 3.2 Метафизика всеединства Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В.С. Соловьевым (1853 - 1900) в работах "Критика отвлеченных начал", "Чтения о богочеловечестве", "Оправдание добра", "Духовные основы жизни" и др. Опираясь на традиции академической
философии, философско-теологаческие
воззрения Платона (427 - 347 до н.э.) и
Августина (354 - 430), кантовскую антропологию
и славянофильские Исходным принципом В гносеологическом аспекте
всеединство выступает как Определяющим началом
действительности В.С. Соловьев считал
сверхъестественное царство божественной
идеи, отражением которой является
мир. Материальный мир не представляет
законченной статической У В.С. Соловьева история
мирового процесса предстает в виде
мистического эсхатологазма. Однако в
отличие от ортодоксальных богословов
В.С. Соловьев пытался создать концепцию
оптимистической эсхатологии, в
соответствии с которой спасение
человечества обеспечивается его приобщением
к идее богочеловека. Религиозная
философия освобождает сознание
людей от внешней авторитарности
и приобщает их к осознанному
усвоению христианских ценностей. Совокупность
христианских ценностей, и в первую
очередь божественной сферы истины,
добра и красоты, составляет у
В.С. Соловьева положительное Цельное знание предполагает
в качестве исходного принципа веру
в безусловное существование
абсолютного начала. Абсолютное, как
все единство, придает миру характер
завершенной системы. Его сущность
не может быть познана на основе
суждений или выводов познающего
субъекта, а постигается посредством
приобщения к всеединству. Цельное
знание, по мнению В.С. Соловьева, не может
быть получено эмпирическими или
рациональными средствами. Эмпирическое
знание способно раскрыть только внешнюю
сторону явлений, рациональное - особенности
самого мышления. Истина же, или сущее,
не дана человеку ни в опыте, ни в
мышлении. Как абсолютная ценность,
истина достигается в конечном счете
мистическим путем. Что же касается
эмпирического и рационального
познания, то они у В.С. Соловьева
выполняют вспомогательную В общественной жизни принцип
положительного всеединства реализуется
в приобщении к идее богочеловечества.
Природный человек, т.е. не просветленный
божественной истиной, противостоит, по
утверждению В.С. Соловьева, другим
людям как чуждая и враждебная
сила. В борьбе за существование
он противопоставляет себя другим,
узурпируя тем самым принцип
свободы и равенства и Совершенное общественное устройство предполагает, с точки зрения В.С. Соловьева, единство вселенской церкви и монархического государства, слияние которых должно привести к образованию свободной теократии. В этической концепции
В.С. Соловьев исходит из представления
о том, что своей победой над
нравственным и физическим злом Христос
раскрыл человеку единственно правильный
путь усвоения всеобщих моральных ценностей.
Кроме неба нравственное совершенствование
человека поддерживают его природные
чувства - стыд, жалость и благоговение.
Но эти природные чувства служат
индивидуальному проявлению высоких,
нравственных принципов. Между тем
совершенное добро может В.С. Соловьеву принадлежит
значительная роль в определении
перспектив обновления православия, в
разработке принципов экуменизма, в
пересмотре устаревших ортодоксально-традиционных
положений христианства. Известно,
что ведущие иерархи церкви вместе
с синодом запрещали В.С. Соловьеву
выступать по церковным вопросам.
Но он значительно глубже, чем иерархи
и синодальные власти, понимал
объективные тенденции в Представители метафизики всеединства - священник П.А. Фло-енский (1882-1937), философы С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой (1863 - 1920), С.Л. Франк (1877 - 1950), Л.П. Карсавин (1882 - 1952) и др., опираясь на учение В.С. Соловьева, сформулировали новые варианты православной онтологии, гносеологии, социологии, эсхатологии. Наиболее видным представителем метафизики всеединства был православный священник, богослов, ученый и философ П.А. Флоренский. Свои философские воззрения он изложил в ряде работ, и прежде всего в основной - "Столп и утверждение Истины". П.А. Флоренского интересует в основном мистика В.С. Соловьева. Для него истина - это сверхрациональная целостность. Она как "живая реальность" не может быть познана на основе законов логики, способных только омертвить ее, придать ей статическую неподвижность. Познание истины становится возможным на основе разумной интуиции, тождественной религиозному переживанию, - это процесс движения от высшего к низшему, от целостности к бесконечной множественности. Истина непостижима, что же касается множества раздробленных истин ("осколков истин"), то они для разума представляются противоречием, например, единосущности и трехипостасности, свободы воли и предопределения. Истина оказывается антиномичной не как отражение антиномичности догмата, а как следствие антиномичности рассудка. 3.3 Новое религиозное сознание Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в., особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности понимали наиболее дальновидные церковные и нецерковные мыслители, предпринявшие еще одну попытку приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России. Наиболее видными Н.А. Бердяев (1874 - 1948), С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский (1865-1941), В.В. Розанов (1865-1919), Д.В. Философов (1875 - 1929), Н.М. Минский (1855 - 1937). Одним из видных представителей
"нового религиозного сознания" экзистенциалистского
направления начала XX столетия был
Н.А. Бердяев. Нетрадиционная постановка
онтологических, гносеологических, социально-этических
проблем сделала его популярным
в среде многих философов, социологов,
политологов, писателей и публицистов.
Н.А. Бердяев стал выразителем воззрений
буржуазно-либеральной Носитель универсального
бытия - божество. Оно обусловливает
единство бытия, отсутствие в нем
зла. В процессе грехопадения возникло
другое - вторичное бытие, в котором
все стало временным, т.е. исчезающим
и возникающим, умирающим и рождающимся;
все стало пространственным и
отчужденным. Вторичное бытие распалось
на составные части, в том числе
и материальный мир, лишенный смысловой
связи. Н.А. Бердяев допускает Считая природное бытие символическим отражением первореальности, Н.А. Бердяев тем самым отвергает библейский креационизм и провиденциализм. Бог у него не наделяет человека свободной волей, он не властен над небытием. Иррациональная свобода существует до акта творения, как первичный хаос она несет в себе зло и страдания, ужас смерти и бессмысленность бытия. Она представляет "вневременное свершение", делает невозможным осмысление мирового процесса. Беспомощность познавательного процесса, с точки зрения Н.А. Бердяева, можно преодолеть ориентацией познания не на "факты науки", а на "факт религиозного откровения". Наличие двух несводимых реальностей
- первичной и вторичной - предполагает
у Н.А. Бердяева различные формы
их познания: мистическую интуицию,
посредством которой Этическое учение Н. А, Бердяева
также во многом отлично от православной
ортодоксии. Признавая наличие абсолютного
и вечного нравственного О происхождении православия
написано огромное, по существу необъятное
количество книг, статей и других публикаций.
На этом поприще трудились и 1. Глебов Г.И. Религиоведение. - Пензенский государственный университет, 2003. 2. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000. - 240с. 3. Основы религиоведения Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, |М.П. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1994. - 368 с. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Работы, похожие на Реферат: Православие
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Все
работы, похожие на Реферат: Православие
(11875)