Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 04:16, курсовая работа
Цель исследования – выявить специфику мифических образов героя и антигероя, а именно - Гильгамеша и Хумбабы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «эпос»;
- раскрыть мифологическую основу эпоса о Гильгамеше;
- выявить приметы мифологического мышления.
Введение…………………………………………………………………………………………………..………………………………………..3
Глава 1 Предыстория эпоса о Гильгамеше…………………..…………………………………..………………..5
1.1. Спорные главы и переводы………………………………………………………………………………………………5
1.2.Мифологизм в эпосе о Гильгамеше……………………………………………………………………………….8
Глава 2 Герой и антигерой в эпическом произведении………………………..…………………….12
2.1. Специфика образа положительного героя .……………………………………………………………..12
2.2. Специфика образа отрицательного героя…………….…………………………………………….…..…14
Заключение……..……………………………………………………………………………………………………………………..……….18
Список использованной литературы………..……………………………..………………………………………….20
Вообще «Эпос о Гильгамеше» затрагивает множество важных и актуальных во все времена тем, таких как противостояние добра и зла (Гильгамеш с Энкиду против Хумбабы), враждебность цивилизации и природы (образ Энкиду до и после встречи с Гильгамешем), значение дружбы в жизни человека, неизбежность смерти, поиски источника вечной жизни.
2. Герой и антигерой в эпическом произведении
2.1. Специфика образа положительного героя
В этой главе речь пойдет
непосредственно о герое и
антигерое «Эпоса о Гильгамеше»
Возвратившись в Урук после победы над свирепым Хумбабой, Гильгамеш облачается в царские одежды и становится прекрасен, как бог. Его видит Иштар, богиня любви, и предлагает герою жениться на ней. Но Гильгамеш припоминает ей всех ее любовников ( которых она превратила в животных ) и решает, что ему не нужна жена, у которой до него было так много мужчин. Отвергнутая и разгневанная богиня начинает мстить Гильгамешу, за причиненную ей обиду и оскорбление. Очевидно, что отвергая предложение Иштар, Гильгамеш предполагал, какие будут последствия, но тем не менее он поступил так, как хотел. Его не заботил высокий статус отвергнутой им женщины, он не думал ни о вежливости, ни о том, что будет дальше. И как результат своих действий он получил множество преград и неприятностей на своем пути, которые устроила разгневанная богиня любви Иштар при помощи своего отца и других богов.
Гильгамеш вавилонский предстает перед нами в развитии. В начале поэмы он буйствующий богатырь, наделенный силой, которую ему некуда девать. Так же на этом этапе он наделен властью над целым городом, ему благоволят Боги [6.c.97.].
Второй этап становления образа (первый скачек духовного роста героя) – его решение уничтожить все зло на свете прославиться, как герой – освободитель. На эту идею Гильгамеша сподвигла дружба с Энкиду, облагородившая их обоих, и результат этого – поход на свирепого монстра, державшего в страхе жителей Урука, - Хумбабу.
Следующий и последний этап ( и еще один скачек духовного роста ) - отчаяние при виде смерти друга, раздумье о смысле жизни, отрицание «гедонизма» Сидури, попытка добыть цветок вечной молодости, закончившаяся неудачной случайностью, приведшей к потере заветного цветка и, наконец, высшее проявление мужества – признание собственного поражения, собственного бессилия перед лицом Смерти. Проблема жизни и смерти, как это ясно из погребальных обрядов самых отдаленных времен, всегда волновала человечество. Но впервые в мировой истории ее постановка и решение даются на уровне трагического понимания мыслящим человеком несправедливости разлуки с миром и близкими людьми, непринятия им непреложного закона уничтожения всего живого [11].
Итак, что же мы можем сказать о Гильгамеше, – какой он, главный герой эпического произведения? Первое качество, которое нельзя не заметить, это своенравность и нетерпимость к компромиссам, Гильгамеш всегда идет до конца и никогда не отступает. Он ничего не боится – ни свирепого монстра Хумбабу, ни гнева могущественной Иштар, ни Небесного Быка. Герой может справиться со всем и выйти победителем из любой ситуации. Единственное перед чем бессилен Гильгамеш это Смерть, но понимание этого приходит не сразу. Даже в этом случае он испробовал все варианты, дойдя до Царства Мертвых [10]. Как мы видим, настоящий эпический герой никогда отступает и не сдается. Вместе с этим у Гильгамеша есть ряд других, более «человеческих» качеств – они проявляются в его отношениях с другом – Энкиду. Наиболее яркое проявление привязанности к другу мы видим когда Энкиду погибает – печали и скорби Гильгамеша нет предела, и лишь мысль о возможном обретении бессмертия, помогает ему выйти из этого состояния и идти дальше. Вот такой он, главный герой древне-шумерского «Эпоса о Гильгамеше», правитель города Урука – своенравный, сильный, всегда идущий до конца; но в то же время ему не чуждо чувство привязанности, дружбы и любви.
2.2. Специфика образа антигероя
Перейдем к антигерою эпоса.
Чтобы исследовать и
А кем был Хумбаба и какой
лес он охранял? В тексте
говорится, что это был
Но прежде чем добраться до
драгоценного товара, надо было
сражаться. На стороне местных
племен были их боги, поэтому необходимо
было заручиться поддержкой своих, месопотамских,
богов. Шамаш соглашается встать на сторону
Гильгамеша, так как последний обещает
построить ему храм. Одним из ужасов в
горах были землетрясения и извержения
вулканов. Геологическая трещина идет
через Анатолию и Армению, и вулканы должны
были еще действовать в 3 тыс. до н.э., когда
происходит действие эпоса. Именно извержение
вулкана точно описывается в одном из
снов,шкоторыйшГильгамешвидитшн
Этот поход имел также другую цель: приключения.
Два молодых героя отправляются на поиски
славы: горы и кедры, охраняемые чудовищем,
вполне подходящая для этого цель. Герои
идут без сопровождения и вдвоем борются
с гигантом Хумбабой, который является
то ли северо-сирийским, то ли анатолийским
богом (смотря куда точно отправились
герои). Хумбаба защищает свой лес колдовством:
то он посылает Гильгамешу странный сон,
то ставит перед Энкиду зачарованные ворота...
Только с помощью Шамаша и восьми ветров
удается победить его. Ветры - очень важные
союзники, так как именно с их помощью
бог Мардук смирил первоначальные воды
хаоса в битве в начале мира, как это рассказано
в "Энума Элише".
Хумбаба является протеже Энлиля, бога
земли, и его смерть навлекает на двух
героев гнев Энлиля, от которого они пострадают
позже.
Лес - это "страна жизни" или просто
"страна", лежащая где-то на границах
мифа и действительности [2.c.41.]. В центре
стоит гора, являющаяся одновременно и
жилищем богов и царством мертвых, посланником
снов. Лес - это также "сад Солнца",
в который Гильгамеш войдет позже и встретит
великого солнечного бога уже не во сне,
а лично,wiтак.wiкак.wiстранаooпр
Войдя в лес, Гильгамеш и Энкиду видят
кедр перед горой, прогалину, зеленую от
зарослей и широкую дорогу. Почти такое
же описание встречается в одном уэлльском
рыцарском романе 12 века (из Мабиногеона):
рыцарь Кинон видит перед собой "прекраснейшую
долину в мире; в ней нет дерев одинаковой
величины...в центре долины стоит великое
дерево, а под деревом фонтан... там течет
река, а вдоль нее - дорога" [2.c.51.]. Сторож
леса, Хумбаба, также имеет власть над
животными, пасущимися на полянах леса.
То есть он - тот же Страшный Пастух, с которым
встречаются герои во многих литературных
произведениях, особенно в средневековой
литературе.
Как мы видим, эпизод с
Так каким же предстает перед
нами эпический антигерой,
Уста его - пламя, смерть - дыханье!..». Как можно заметить из описания,
Хумбаба наделен
не слишком оригинальными
Заключение
Итак,
подводя итоги проделанной
При анализе понятий «эпос» и «миф» было выяснено, какая между ними разница. Миф - это сакральная история, повествующая о каком-либо первосюжете, а эпос – это героическое повествование, рассказывающее нам историю какого-либо народа. Так же, в ходе исследования, было выявлено еще несколько существенных различий между этими двумя древнелитературными жанрами.
Что
касается специфики взаимоотнош
Следуя тому факту, что эпическое произведение повествует о реальной истории нарда, был найден прототип главного героя – Гильгамеша, это царь реально существовавшего города – Урука. Помимо этого, в работе был выдвинут возможный исторический, а не героический вариант «Эпоса о Гильгамеше». Все это было сделано на основе документальных данных о правителях Урука, а так же других исторических данных.
После
краткого ознакомления с
В
ходе исследования основной
Образ антигероя в «Эпосе о Гильгамеше» представлен злым монстром – Хумбабой. Его характер менее разносторонний и противоречивый, чем у Гильгамеша. Хумбаба – это классический эпический антигерой, с огненным дыханием, несколькими головами и прочими атрибутами отрицательного персонажа.
Список использованной литературы: