Происхождение христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:37, реферат

Описание

Даже потеряв Бога, люди страстно ищут аб¬солютного. И только религия остается наиболее личностной из всех форм человеческой деятель¬ности. Поэтому именно в ней дух, затерянный в лабиринтах цивилизации, вновь и вновь обретает для себя прочную основу и внутреннюю свободу. Личность, т. е. высшее проявление человеческого, всегда будет находить оплот в Святыне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Что такое религия? Основные истины
Религии………………………………………………………………….4
Глава 2. Предпосылки возникновения христианства……………………….7
Глава 3. Ранние христианские общины……………………………………...10
Глава 4. Процесс дробления…………………………………………………..13
Глава 5. Христианские обряды………………………………………………..21
Заключение ………………………………………………….……………………24
Библиографический список используемой
литературы………………………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Религоведение.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

Католическое вероучение, как и Православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств  в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян  допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 –8 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия  принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение  после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс  один голос при тайном голосовании.

На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс  аджорнаменто - обновления, осовременивания  всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

Протестантство. История протестантства по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с Католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения Протестантской Церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

Суть протестантства заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную  жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Лютеранство.  В Библии говорится: "Праведный верою жив будет". Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга.

Вот некоторые из этих тезисов:

“Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и  до конца должна быть непрестанным покаянием”. “Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником”. (В-первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие).

“Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава...” (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может). “Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых”. (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем). “Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты”. В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что “христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания”. “Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати Божьей”.  Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что  сокровища   эти   должны   достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет  иллюзией.

“Истинный христианин томится  желанием последовать за страстотерпцем Христом.  Не  в  разрешительной  грамоте,  а  в  чистосердечном раскаянии путь к спасению”.  Таковы  тезисы,   обнародованные 31  октября 1517 года, и день этот   в  дальнейшем  стал  праздником  протестантов.

Кальвинизм. Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный труд "Наставления в христианской вере", опубликованные в 1536 году, когда протестантство уже сложилось как учение, стал основой нового религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни "добрыми делами" человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

Последователи Протестантских Церквей Кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели  широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии. Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов (от лат. - соединение) - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.

Пресвитериане (от греч.- старейший) - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе Церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни "Символ веры", ни "Отче наш". Праздниками считаются только выходные дни.

Англиканская  Церковь  - государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха VIII главой Церкви. То есть Церковь была подчинена королевской власти. В середине XVI века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение "среднего пути", то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантством. Основы англиканского вероучения отражены в "Книге общих молитв".

Баптизм. Наибольшее  по  числу  последователей протестантское учение - баптизм (от  греческого – погружать  в  воду,  крестить  водой)  - пришло  к  нам  в  70-е годы XIX  века.  Последователи  этого  учения  проводят крещение только  взрослых  людей.  "Никто  не  может выбрать веру для человека, в том  числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной  постулат  баптистов  и  евангельских христиан. Богослужение у них  максимально  упрощено  и  состоит  из  религиозного  пения, молитв  и проповедей.

 

                  

ГЛАВА 5. Христианские  обряды

 

Церковь  требует  постоянно  молиться,  обращаясь  к  Богу  или  святым  за  помощью.  Утверждается,  что  молитва каждого будет услышана  и исполнена по  вере  его.  Корни молитвы – в магических  заклинаниях,  которыми  древний человек призывал  духов на  помощь  или заклинал  оставить  его.  Некоторые христианские  молитвы просто  заимствованы  их  более  ранних  религий – у древних  греков,  римлян,  иудеев.  Обязательность  каждодневного  молитвенного  обращения  к  Богу  с  соответствующим  каноническим  текстом  усугубляется  тем,  что  Бог  принимает  только  определенный  язык,  используемый  церковью.  У  католиков  это  латынь,  у  православных – церковнославянский  язык.  Поэтому  обычно  после  обязательного  молитвенного  зачина  верующий  обращается  к  Богу  на  своем  родном  языке  и  беседует  с  ним  «без  протокола». 

Культ  икон, католическая  и православная  церковь придают этому   большое значение.  В раннем  христианстве  шли ожесточенные  споры об  иконах,  которые расценивались как пережитки язычества и идолопоклонства.  Действительно,  в культе  икон  сохраняются  пережитки  фетишизма.  Это  проявляется  в  тех  правилах,  которые  нормируют  уход  за  иконой  и  оговаривают  случаи  их  уничтожения.  В  католицизме  больше  скульптурных  изображений  божеств  и  святых,  а  в  православии  именно  иконопись  является  ведущим  религиозным  искусством.  Поэтому  чудесных  историй,  связанных  с  иконами,  в  православии  больше. 

Поклонение  кресту является  самым  вариативным  обрядом.  По  утверждению церкви,  крест почитается  как символ  мученической  смерти  Христа,  распятого  на  кресте.  До  христиан  крест  почитали  как  священный  символ  в  Древнем  Египте  и  Вавилоне,  в  Индии  и  в  Иране,  в  Новой  Зеландии  и  Южной  Америке. Древнеарийские  племена  почитали  вращающийся  крест – свастику (символ  Хорса,  бога  солнца).  Ранние  христиане не  почитали  крест,  считали его языческим символом.  Только  с IV  века  в  христианстве  утверждается  образ  креста.  Так  до  сих  пор  до  конца  и  не  ясно,  почему  у  католиков  крест  четырехконечный,  а  у  православных – шестиконечный. 

Широко  распространен  культ  реликвий  в  православии  и  католицизме.  Но  особенно  велика  его  роль  в  католичестве. 

Культ  мощей  соседствует  с  культом  реликвий, присуще  как  православной,  так  и  католической  церкви.  Мощи – это  остатки  умерших,  сохранившиеся  нетленными  и  обладающие  даром  чудотворения.  Нетленность  остатков  человеческого  тела  сильно  действует  на  воображение – это  знали  еще  древние  египтяне,  совершенствуя  свое  искусство мумифицирования.  Киево-Печерская лавра является  таким особым  климатическим заповедником,  в пещерах которого  тела  умерших высыхают,  но  не   разрушаются,  и даже  сохраняют индивидуальные  черты. 

Святые  места – это места,  связанные  с  событиями  церковной  истории,  с  чудесами  божьими,  служащие  объектом  паломничества  верующих.  В  православии  и  католичестве   почитается   множество   гор,   водоемов, могил  «божьих  угодников».  Святые  места  привлекают  к  себе  людей,  отчаявшихся  найти  исцеление,  поэтому  масса  паломников  обычно  представляет  инфекционную  и  эпидемиологическую  опасность.

Культ  святых  основан на  вере  в то,  что некоторые люди,  достойно  проявившие  себя  в жизни,  получают божий дар чудотворения  и способность влиять  на  судьбы  людей после своей смерти.  Культ святых  берет начало  в культе  героев,  присущем  древним религиозно-мифологическим  представлениям.  Многие  святые  христианства  были  просто  заимствованы  из  древнегреческого  культа.  Каждому  святому  присвоена  особая  «специальность» - святой  Петр  покровительствует  рыболовству,  святая  Елена – льноводству…   Канонизация  конкретной  исторической  личности  в  ранге  святого  или  мученика  обусловлена  всегда  политическими  соображениями  (как  в  случае  с  последним  российским  царем).

Праздники занимают  важное  место в христианском  культе.  В церковных календарях  нет ни  одного  дня в году,  в который не  отмечалось  бы  то или иное  событие,  связанное с именем  Христа,  Богородицы,  святых,  чудотворных икон,  креста.  В честь этого лица  или события установлены особые  песнопения,  молитвы и обряды.

Посты  играют  важную  роль  в христианском  культе.  В православном  церковном  календаре  около  200  дней  занято  постами.

В  настоящее  время  усиленно  пропагандируется  медицинская  польза  постов.  В  древнее  времена  воздержание  в  пище  отражало  стремление  оптимально  организовать  питание  племен  в  условиях  недостатка  продуктов.  Но  религиозное содержание  постов  никак не  связанно  с этими аспектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Христианство  имеет  длительную  историю,  оно  вошло  в  кровь  и  плоть  европейской  культуры.  Нельзя  отрицать,  что самые высокие побуждения  людей,  их  стремления  улучшить  жизнь общества  долгое  время питались  духовными основами  этого вероучения.  Православная  ветвь христианства  органично встроилась  в жизнь  русского  народа  и  продолжает  в  ней  существовать.  Нельзя  игнорировать  или,  тем  более,  забыть  православные  традиции  нации,  которые  в  свое  время  были  единственными  идеологическими  и  психологическими  скрепами  общества  (как  нельзя  даже  из  разговорной  речи  выбросить  выражения  «  не  дай  бог»  или  «слава богу»).  Но  необходимо  различать  принципы  народного  самосознания,  принявшие  христианскую  форму,  и  принципы  религии,  выдаваемые  за  всенародные.

Информация о работе Происхождение христианства