Развитие исламской архитектуры в современном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание

Итак, ориентируясь на Интернет источники( статьи в электронный журналах и специальные издания) так как они наиболее быстро реагируют на происходящие изменения в жизни современного Казахстана, я ставлю перед собой цель: ознакомится с исламской архитектурой современного Казахстана.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности исламской архитектуры;
Определить темпы, степень и особенности развития исламской архитектуры в современном Казахстане, основываясь на строительстве мечетей, как основных сооружениях исламской архитектуры;
Изучить несколько архитектурных сооружений города Алматы, характерных исламской религии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
§1 Особенности архитектуры ислама…………………………………...4
§2 Развитие исламской архитектуры в современном Казахстане……..6
§3 Центральная мечеть города Алматы и Мечеть "Фатима"…………..8
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Шелудякова401кв.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  Гуманитарный университет  профсоюзов 

Алматинский филиал

 

Кафедра общеобразовательных дисциплин 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по религиоведению 

на тему 

«Развитие исламской архитектуры в современном Казахстане» 
 
 

Выполнила студентка 

группы 401кв

Шелудякова  Оксана Игоревна

Проверил: проф. А.В.Копелиович 
 
 
 

АЛМАТЫ 

2010 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

§1 Особенности архитектуры ислама…………………………………...4

§2 Развитие исламской архитектуры в современном Казахстане……..6

§3 Центральная мечеть города Алматы и Мечеть "Фатима"…………..8

Заключение………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В 1991 году после распада  Союза Советских  Социалистических Республик на территории современного Казахстана активную деятельность начали различные религиозные организации. С тех пор прошло 19 лет. За это время окреп независимый Казахстан. Повысился и уровень самосознания граждан. Многие религиозные организации укрепились на благодатной почве многонационального общества. Особое место среди религий Казахстана занимает такая мирровая религия как  ислам. Открыв тему современной исламской архитектуры, я неприятно удивилась. К большому сожалению, мои познания в данном направлении сильно ограничены. Если о древних памятниках Исламской архитектуры представление я имею, то о современной архитектуре могу судить лишь по внешнему виду центральной мечети города Алматы.

    Итак, ориентируясь на Интернет источники( статьи в электронный журналах и специальные издания) так как они наиболее быстро реагируют на происходящие изменения в жизни современного Казахстана, я ставлю перед собой цель: ознакомится с исламской архитектурой современного Казахстана.

    Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

    • Рассмотреть особенности исламской архитектуры;
    • Определить темпы, степень и особенности развития исламской архитектуры в современном Казахстане, основываясь на строительстве мечетей, как основных сооружениях исламской архитектуры;
    • Изучить несколько архитектурных сооружений города Алматы, характерных исламской религии.
 
 
 
 
 

Особенности архитектуры ислама

    Религия ислам оказалась столь необходимой  людям, а значит и жизнеспособной, что уже с VII века широко распространилась в Азии, Африке и некоторой части Европы. Со временем новая  религия укрепилась в Средней Азии, в VIII-IX веках ислам, а именно его суннитское направление проникло и на земли тюрков, укрепилось и пустило корни. Это дало толчок строительству первых мечетей и медресе.

    Какими  они были, первые здания данного религиозного направления?

    Что же включает в себя архитектура ислама?

    Основные  формы исламских архитектурных  зданий:

    • Мечеть (араб, масжид, мастжид - место поклонения) - культовое сооружение, молитвенный ДОМ мусульман. С VII - VIII вв. развивались типы центрально-купольной (М. Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной (имела прямоугольный ПЛАН, внутренний двор, окруженный галереями, и многостолпный молитвенный зал.
    • Мавзолей - монумент, надгробное сооружение, включающее иногда кроме склепа (часто подземного), где помещались останки умершего, и мемориальный поминальный зал.
    • Дворец - монумент, парадное здание. Первоначально - резиденция только властителя, позднее -  высшей знати, в ср.-век. - также и органов гос. власти, с XIX в. - особо значительные сооружения различного общественного назначения.
    • Крепость - укрепленный пункт (город), подготовленный к круговой обороне и длительной борьбе в условиях осады.

    Я остановлю свой выбор на мечетях  как наиболее распространенных сооружениях исламской архитектуры в Казахстане.

    Исламская архитектура включает следующие элементы:

    -    Минареты или башни (предназначенные для фонарей охранников, наблюдавших с башни)

    -    Планировка с 4 айванами (помещения обнесенные с трех сторон стеной и открытые с четвертой стороны), с тремя залами и одним главным, который выходит на Мекку

    -    Молельные ниши (Михраб), на внутренней стене которых - указывается направление на Мекку

    -    Купола

    -    Айваны соединяющие различные  павильоны

    - Использование особого орнамента - арабески

    -    Использование мукарн (декоративных выступов, нависающих друг над другом) для декорации куполов, минаретов и порталов.

    -   Использование каллиграфии вместо  рисунков, запрещенных в архитектуре мечетей. В светской архитектуре изображения человека и животных разрешены.

    -    Фонтаны для омовений

    -    Использование ярких красок, если  это  в персидском  или могольском  стиле; бледный песчаник и серый  камень - в арабской архитектуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Развитие  исламской архитектуры в современном Казахстане

    Начать  эту главу мне хотелось бы словами  верховного муфтия, председателя Духовного  управления мусульман Казахстана Абсаттар кажы Дербисали: «За 18 лет по причине  праведной политики Нур ага, по причине  единства и согласия народа, мусульман Казахстана и главное благодаря Воле Аллаха число мечетей сейчас в стране более 2300. На заре независимости об этом мы не могли думать и мечтать. А какие мечети строятся у нас? Какая у них архитектура?! В Актау великолепная мечеть построена, в Атырау несколько мечетей открыты, в Орале, Актобе. На открытии мечети в Актобе в месяц Рамазан небывалый в истории случай присутствовали президенты двух стран Казахстана и России Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев. В Южно-Казахстанской области, Алматинской области открыты мечети, практически во всех регионах. Сегодня только в двух областях нет мечетей, построенных с учетом достижений современной архитектуры: в Костанае и Оскемене. Но даже в этих городах есть намерения построить дома Аллаха.»

    После распада СССР, экономического и гуманитарного коллапса, пережитого бывшими советскими республиками, изменились социально-экономические основы государства, изменилась и система архитектурно-строительной отрасли. Около полутора десятка лет архитекторы Казахстана, преодолевая сложности новых экономических отношений, сумели отстоять профессиональные позиции, сохранив основные структуры управления архитектурой на местах,  преемственность поколений в проектных компаниях (уже частных), сеть высших архитектурных школ, творческие союзы архитекторов, градостроителей. С 1990-х годов, несмотря на спад в экономике, с разной интенсивностью продолжались работы по разработке и реализации генеральных планов городов Казахстана. Сегодня все областные центры республики имеют новые генпланы, учитывающие современные экономические, технологические, социальные условия.

    Особенно  следует отметит социальные условия. За последний десяток лет сильно возросло число верующих мусульман  в стране. в 2009 году впервые в переписной лист был включен вопрос вероисповедания. По предворительным данным, опубликованным на официальном сайте по статистики Казахстана мы видим следующую картину: «Более 70% населения страны проповедовали ислам,  а 26,2% населения – христианство. По сравнению с городским населением доля сельского населения, проповедующего ислам выше, и составляла более 80% против 61,2%.»1 исходя из вышеперечисленных данных активное развитие строительства архитектурных сооружений ислама выглядит логичным о обоснованным.

    В январе 1990 г. в республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМКаз) (до этого существовало Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте). Возглавляет ДУМКаз муфтий Ратбек Хажи Нысанбай-улы. После организации ДУМКаза в Казахстане была разработана программа возрождения ислама, в которую входило: подготовка мулл, издание духовной литературы, открытие мечетей, духовных школ и т.д. Программа возрождения ислама активно проводится в жизнь. За истекшие годы в республике восстановлены и построены многие мечети, открыты исламские духовные школы. В г. Алматы сооружается центральная мечеть и открыт Исламский культурный центр.

    Внешняя политика государства поддерживает подчеркнуто дружеские отношения со странами где основной религией является ислам. Некоторым архитектурным сооружениям в Казахстане мы можем любоваться благодаря дружественным странам.  «22 марта 2005 года в Астане была открыта мечеть «Нур-Астана», которая была воздвигнута за счет средств Государства Катар в знак глубокого уважения к нашему Президенту. Мечеть в Петропавловске построена на средства Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева и наследного принца Саудовской Аравии Султана бен Абдел Азиза»2. Немногочисленные города Казахстана в досоветский период  развивались по законам русской архитектуры, не пересекаясь с существовавшими традициями народного зодчества. Это объясняется обособленностью функционирования городов в пространстве пустынь и полупустынь. Состав основного городского населения – потомков русских переселенцев – способствовал переносу традиций пространство- и формообразования русских городов в Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Центральная мечеть города Алматы и Мечеть "Фатима"

    Из  современных исламских архитектурных  сооружений особенно мое внимание привлекает мечеть в городе Алматы на пересечении  улиц Маметовой и Пушкина. Это  сооружение является достопримечательностью моего города и особым поводом  для гордости горожан. Центральная мечеть города Алматы — одна из крупнейших мечетей Казахстана. Грандиозное сооружение рассчитана на 7 тысяч посетителей. Мечеть начала функционировать с 1999 года. В ускорении завершения строительства и передаче ее в пользование верующим важную роль сыграла личная помощь Главы государства Н.А. Назарбаева. Величественное здание отделано мрамором и цветными изразцами, выполненными в казахских национальных мотивах. Мечеть венчает голубой купол диаметром 20 м. и высотой 36 м. Высота большого минарета 47 метров. В 2000 году большой купол был украшен аятами из Корана в каллиграфическом исполнении турецких мастеров. Архитекторы — Баймагамбетов и Шарапиев. Своим архитектурным стилем Центральная мечеть Алматы как будто призвана олицетворять незыблемость устоев Ислама. Строгий и консервативный силуэт - первое что бросается в глаза. Мягкий, голубой цвет окантовки портала и благородный мрамор идеально дополняют друг друга. Роскошь и умеренность гармонично уживаются в интерьере мечети, хрустальная люстра и купол, расписанный аятами из Священного Корана, являются центральными элементами интерьера. Внутренняя отделка плитами из мрамора и "венецианка", интерьер замечательным образом продолжает экстерьер являя собой единый архитектурный замысел, который в полной мере можно считать цельным и законченным. Центральная мечеть Алматы в дни мусульманских праздников собирает большое число прихожан, неоднократно мечеть посещал и призидент Республики Нурсултан Назарбаев. 

    Отдельно  я хотела бы отметить Мечеть "Фатима" Медеуского района. Она находится практически на том же месте, где ещё в 19 веке была построена татарская мечеть. Судя по всему, архитектор проектировавший "Фатиму" продолжил традиции и в итоге мечеть не сильно отличается от оригинала. Внешний вид мечети сильно контрастирует на фоне всех остальных алматинских мечетей, чем сразу вызывает интерес. Отстутствие купола и остроконечная шляпа минарета - дань татарской зодческой традиции. Территория мечети прекрасно ухожена. Аккуратные газоны, повсеместное освещение территории, обильная засадка деревьев и удобные скамейки делают её практически парковой зоной. Ко всему прочему в данном сегмента района, это единственная мечеть. При мечети существуют курсы, где преподаются базовые основы Ислама. Как мне сообщили служители мечети, в последние пять лет количество слушателей на курсах значительно возросло. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие исламской архитектуры в современном Казахстане