И теперь мы можем, вместо
отдельных примеров, обратиться
к рассмотрению основного "противоречия"
между религией и наукой, которое
обычно усматривается в религиозной вере
в чудеса, несовместимые с научной истиной
о строгой закономерности всех явлений
природы. Конечно, возможна религиозность
и без веры в чудеса, и современный т. наз.
"образованный" человек, поскольку
он вообще приемлет религию, часто ищет
такой религии, очищенной от "суеверного"
допущения чудес. Но нужно честно признать,
что настоящая, горячая и глубокая вера
всегда связана с верой в чудеса. Ведь
в сущности всякая молитва - а какая же
религиозность возможна без молитв - есть
просьба к Божеству о его вмешательстве
в жизнь, т. е., в конечном счете, мольба
о чуде. Религиозный человек верует, что
он находится под постоянным водительством
Бога; и если он усматривает волю Божию
и в сцеплении явлений, обусловленных
естественными причинами, то он не может
отказаться и от мысли, что если Бог захочет,
то Он всегда может и изменить естественный
ход событий, т. е. сотворить чудо. Я очень
хорошо знаю, какие глубоко вкорененные
привычки мысли мешают современному человеку
верить в чудо; я понимаю, что нужно уже
иметь очень твердую и очень горячую веру,
чтобы, не боясь показаться смешным, не
боясь противоречить всему, что принято
думать среди "образованных" людей,
исповедать свою веру в возможность чуда.
И я никого не стараюсь убедить, что чудеса
действительно бывают. Я утверждаю только,
что никакая наука и никакая научность
не опровергает и не может опровергать
возможность чудес.
Принципиально дело тут обстоит
тоже необыкновенно просто. Под
чудом разумеется непосредственное
вмешательство высших, божественных сил
в ходе явлений - вмешательство, приводящее
к такому результату, который невозможен
при действии только естественных, природных
сил. Но наука, изучающая закономерности
именно только естественных, внутренних
сил природы, именно потому ничего не говорит
о возможности или невозможности чуда.
И, с другой стороны, возможность чуда
совсем не "нарушает" установленных
наукой законов природы; ибо чудо вовсе
не предполагает изменения действия сил
самой природы; в его лице лишь утверждается,
что возможно вмешательство новой и совершенно
инородной силы и что при действии этой
дополнительной силы общий итог будет
иной, чем при действии одних лишь природных
сил. Дело, очевидно, в том, что наука познает
природу как некую замкнутую систему сил
или явлений; она совсем не утверждает,
что природа действительно есть абсолютно
замкнутая система, что вне ее нет никаких
иных сил, которые могли бы в нее вторгаться;
она только ограничивается познанием
внутренних взаимоотношений в природе,
так как только такое познание есть ее
собственное дело, и потому она ровно ничего
не говорит ни о возможности, ни о невозможности
чудес.
Чтобы уяснить логическое соотношение,
возьмем аналогичный пример из области
соотношений между самими явлениями природы
и их комплексами. Механика Галилея учит,
что все тела, независимо от их удельного
веса, падают на землю с одинаковой быстротой
и ускорением; "противоречит" ли этому
закону общеизвестный факт, что пушинка
падает на землю гораздо медленнее, чем
железная гиря, или что в воде дерево совсем
не падает? "Нарушается" ли этот закон
тем, что аэроплан вообще не падает, а способен
подыматься вверх и лететь над землей?
Очевидно, нет. Ибо закон Галилея, подобно
всем законам природы, содержит молчаливую
оговорку: "при прочих равных условиях"
или "если отвлечься от всяких посторонних
влияний". Отвлеченно установленное
соотношение между землей и телом, ею притягиваемым,
нисколько не нарушается, и лишь конкретный
итог явлений видоизменяется или усложняется
от вмешательства новой, еще не учтенной
в законе, посторонней силы: в первом случае
- силы сопротивления воздуха или воды,
во втором - силы мотора, заставляющей
пропеллер вращаться и врезываться в воздух.
Методологически совершенно так же дело
обстоит и с тем видоизменением хода явлений,
которое имеет место при чуде, с той только
разницей, что там дополнительной, изменяющей
общий эффект силой является уже не другая
сила природы, а сверхприродная сила. Если
Христос, как передает Евангелие, ходил
по воде, как по земле, то этот факт так
же мало "нарушает" закон тяготения,
как и факт полета аэроплана над землей
или плавания в воде тела, более легкого,
чем вода. Только в последних случаях действие
закона тяготения, не будучи "нарушено",
превозмогается силой мотора или сопротивлением
воды, а в первом случае оно совершенно
так же превозмогается силою божественной
личности Христа. Если человек выздоравливает
от смертельной болезни после горячей
молитвы к Богу (своей или чужой), то это
чудо так же мало "нарушает" установленное
медициной естественное течение болезни,
как мало его нарушает удачное оперативное
вмешательство врача: только в последнем
случае болезнь прекращается через механическое
изменение ее условий, а в первом - через
воздействие на эти условия высшей божественной
силы.
Но в том-то и дело, возразят нам, что наука
допускает видоизменение явлений природы
другими материальными или вообще природными
же силами, но не допускает их видоизменения
какими-то "духовными", "сверхприродными",
"божественными" силами. Это возражение,
столь естественное для большинства современных
людей, заключает в себе даже не одно, а
два недоразумения. Что касается действительной
науки, то нельзя сказать, что она "не
допускает" вмешательства сверхприродных
сил; она только не занимается их изучением
и отвлекается от них, как бы игнорирует
их. Наука, как указано, занимается изучением
соотношения между явлениями или силами
природы; вполне естественно, что, занятая
этим своим собственным делом, она не усложняет
своей задачи еще рассмотрением тех инородных
действий, которые могут иметь место при
вмешательстве сверхприродных сил; это
так же естественно, как естественно, что,
например, архитектор, строя дом, при обсуждении
его устойчивости и прочности думает только
об обычных, естественных разрушительных
силах, но не о бомбардировке из тяжелых
орудий. Поэтому также вполне естественно,
что наука, встречаясь с каким-нибудь новым,
неожиданным явлением, прежде всего старается
отыскать, не есть ли оно действие каких-либо
не замеченных ею раньше природных же
причин, и потому не сразу верит в наличность
чуда, и в этом смысле в пределах своей
компетенции "не допускает" чуда;
это так же естественно, как то, что, напр.,
судья низшей инстанции, встречаясь с
утверждением, что дело ему неподсудно,
так как оно относится к компетенции высшей
инстанции (например, есть не простое уголовное,
а политическое дело), обязан прежде всего
проверить, так ли это и не исчерпывается
ли все-таки дело признаками, определяющими
его подсудность низшей инстанции; если
такого судью обвинят на этом основании
в превышении власти, в отрицании вообще
высших инстанций, то это будет совершенно
неосновательно и несправедливо. Точно
так же поступает и истинная наука. Приступая
к каждому явлению, она говорит: я прежде
всего должна посмотреть, не окажется
ли оно подведомственно мне, т. е. не смогу
ли я его объяснить; и я откажусь от своих
притязаний только после добросовестной
и всесторонней его проверки. Но истинная
наука всегда свободна от притязания на
всемогущество, на неограниченное свое
единодержавие и потому не содержит отрицания
возможности действия сверхприродных
сил, не входящих в ее компетенцию. Напротив,
как мы уже видели, в лице величайших своих
представителей, обладающих религиозной
верой, она фактически признает эту возможность.
Более того: некоторые глубокие мыслители,
и притом совсем не руководствуясь интересами
оправдания веры, заходили в своем ограничении
универсальности законов природы гораздо
дальше, чем то, что предполагается в этом
рассуждении нами. Так, Лейбниц, соединявший
глубочайшую логическую проницательность
с универсальной ученостью, утверждал,
что законы природы суть не что иное, как
"привычки природы", т. е. некоторый,
только временно наладившийся ее порядок,
изменчивость которого мы принципиально
обязаны допустить. Скептик и позитивист
Юм, чуждый всякой религиозной веры, утверждал,
что мы не имеем никаких научных или логических
оснований верить в неизменность наблюдавшегося
доселе порядка явлений - что из того, что
солнце в течение многих тысячелетий или
сотен тысячелетий ежедневно всходит,
еще совсем не следует, что оно непременно
взойдет и завтра.
Действительно отрицает возможность
чудес, т.е. сверхприродных или
духовных сил (здесь мы переходим
к разъяснению второго недоразумения)
не наука как таковая, а лишь
особая, вненаучная вера, особое миросозерцание,
которое невежественные или полуобразованные
люди приписывают самой науке и которому
действительно подвержены отдельные ученые,
но которое не имеет ничего общего с наукой,
а есть именно слепая, безотчетная вера;
мы разумеем материализм или натурализм.
Материализм отрицает вообще существование
духовных начал и сил; натурализм утверждает,
что во всяком случае все силы, обнаруживающиеся
в мире, действуют как слепые силы природы,
и не допускает никаких сверхприродных
и разумно действующих сил.
Вот тут мы добрались, наконец,
до основного смещения понятий,
которое кроется в столь распространенном
и с такой решительностью высказываемом
утверждении о противоречии между
религией и наукой: вместо науки
в нем собственно разумеется миросозерцание
натурализма (включая в него и материализм).
Между наукой в подлинном смысле, имеющей
своей задачей хотя и великое, но вместе
и скромное дело исследования порядка
соотношений в явлениях природы, и религией
как отношением человека к сверхприродным,
высшим силам и началам жизни, нет и не
может быть никакого противоречия, как
это достаточно нами разъяснено. Но есть
действительное и неустранимое противоречие
между натурализмом (включая материализм)
и религиозной верой, между миросозерцанием,
утверждающим, что все бытие исчерпывается
слепыми (или даже материальными) стихийными
силами природы, и миросозерцанием, утверждающим
за пределами "природы" силы иного,
духовного или разумного порядка и допускающим
их действие в мире. И корень всей ошибки
в том, что наука отождествляется многими
с натурализмом (или материализмом), что
многим полуобразованным людям кажется,
будто быть ученым и знающим-значит быть
сторонником натурализма (или материализма),
значит питать гордую уверенность, что
на свете нет ничего, кроме слепых сил
природы, и допущение чего-либо иного презирать,
как невежественное суеверие и предрассудок.
И очень легко понять, как происходит
это недоразумение, это, по
существу, столь нелепое смещение
понятий. Когда человек говорит:
"Я не верю утверждениям религии,
потому что они противоречат истинам науки",
то он, собственно, хочет сказать: "Я
не верю утверждениям религии, потому
что я верю только в науку, т.е. я верю, что
кроме научных истин никаких других нет,
ибо нет никакой области бытия за пределами
той действительности, которую познает
наука". Вера в единодержавие и универсальность
научного знания, основанная на вере в
реальность одного только эмпирического,
чувственного бытия, незаметно смешивается
с верой в выводы научного знания и принимается
за нее, тогда как по существу она не имеет
с последней ничего общего. Отсюда рождается
мнение, что "наука" противоречит
религии, тогда как в действительности
ей противоречит только идолопоклонство
перед наукой, идолопоклонство, в котором
самом нет ни грана научности и которого
не разделяют люди, проникнутые подлинным
научным духом.
Итак, прежде всего совершенно
очевидно, что натурализм, а тем
паче материализм совсем не
совпадает с наукой, а есть
сам некая, хотя и отрицательная
по содержанию вера, которая научно
не может быть доказана и с наукой не имеет
ничего общего. Одни верят, что мир существует
не сам собой, а укоренен в чем-то высшем
и абсолютном, что разум и добро суть не
выдумки, а лучи доходящего до нас из абсолютного
первоисточника бытия, и что человек с
его мечтами и надеждами имеет право не
чувствовать себя одиноким и покинутым
в хаосе мертвых сил природы. Другие, напротив,
верят, что этот хаос есть единственная
реальность, что в мире нет ничего, кроме
бессмысленного столкновения слепых частиц
материи, что человек не только целиком
во власти этого бессмысленного вихря,
но сам есть всецело его порождение и часть
и что все его мечты, его жажда счастья,
его любовь к добру и отвращение к злу,
его искание разума и истины суть лишь
жалкие иллюзии, обманчивые искорки, по
слепым законам природы загорающиеся
и потухающие в тех комплексах атомов,
которые называются "человеческим мозгом".
Кто это раз сознал до конца, с полной серьезностью
и умственной ответственностью, тот знает,
что ему приходится выбирать не между
"религией" и "наукой", а только
между верой в Бога, в добро и разум-и верой
же в то, что Достоевский называл "дьяволовым
водевилем". И тот, кто это сознал, понимает
также, как непроходимо глупо, на каком
почти идиотическом недомыслии основано
ходячее убеждение, что человек, отвергнув
религию, с помощью разумного научного
знания и своего свободного стремления
к совершенству утвердит на земле всеобщее
счастье, разумный и справедливый порядок
и станет вообще хозяином своей собственной
жизни. Кто это сделает? Маленький, жалкий
комочек мировой грязи, ничем принципиально
не отличающийся от всего остального мира,
победит и приведет в порядок чудовищные
космические силы всей мировой грязи?
И что это вообще значит-для мировой грязи
и пыли-"справедливый" и "разумный"
порядок! Она есть так, как она есть, она
от века крутится, частицы ее слипаются
и разлипаются, и те ее комочки, которые
называются "людьми", от века дерутся
между собой, пожирают друг друга, в положенный
срок дохнут и разлагаются, слипаясь с
остальной мировой грязью и пылью, и "дьяволов
водевиль" либо не имеет конца, как не
имеет начала, либо кончится, когда вихрь
грязи и пыли уляжется сам собой в мертвой
неподвижности. И откуда это "свободное
стремление к совершенствованию" в
комочке грязи, всецело подчиненном слепым
силам, и что оно такое, как не жалкая иллюзия,
роковым образом возникающая, как какая-то
лихорадка в сером корковом веществе мозга?
Стадо обезьян, научившихся ходить на
задних ногах и одеваться в платье, в упоении
собой поет хором: "достигнем мы освобожденья
- своею собственной рукой". Какое жалкое,
смешное зрелище! Да ведь первый ливень
разгонит этих обезьян, заставит их выть
от холода и страха, и ничего они не "достигнут",
кроме того, что подохнут, как дохнет в
положенный срок все на свете, и мировой
вихрь из их костей и праха родит новых
обезьян, которые снова будут горланить
свои песни, пока в свою очередь не подохнут.
Нет, кто не только болтает
про свое уважение к науке,
а кто действительно проникнут
духом, образующим существо науки,-духом
умственной честности и умственного
бесстрашия, готовности до конца
продумывать свои мысли, не
прячась ни от каких выводов, если они
логически необходимы,-тот скоро придет
к неотразимому убеждению. Одно из двух:
либо нужно поверить, что, кроме вихря
мировой грязи и пыли, есть еще что-то на
свете, есть мировой Разум и мировая Правда,
на которые может опереться человек в
своих исканиях и надеждах, либо же остается
верить только в "дьяволов водевиль",
и тогда человеку не на что надеяться,
и единственное, что остается человеку,
есть или тупая покорность бессмысленной
судьбе, или самоубийство.
Но, скажут нам, как ни необходим этот
печальный вывод, он совсем не убеждает
нас в истинности религиозной веры и в
ложности материализма и натурализма.
Напротив, то же самое бесстрашие мысли
требует, чтобы мы не веровали ни во что,
что не доказано и не обнаружено воочию,
и, следовательно, мы обречены, как бы трагично
это ни было, не признавать ничего, кроме
чувственной, эмпирической реальности,
которая есть неустранимый факт, и все
остальное считать пустой мечтой, необязательной
для нашего разума. В задачу настоящей
книжки не входит положительное обоснование
истинности религии; это-большая тема,
которой, в сущности говоря, посвящена
вся философия. Ибо вся философия, осознавшая
сама себя и свой предмет-начиная от древних
греческих мудрецов Гераклита, Сократа
и Платона и кончая новейшей философией
наших дней-есть религиозная философия,
отыскание и разумное обоснование духовных
первооснов бытия. (Недаром все атеисты
и материалисты так ненавидят философию
и боятся ее, хотя и скрывают свой страх
и ненависть под маской презрения.) Но
одно косвенное обоснование может быть
здесь приведено - через усмотрение логической
противоречивости материализма и натурализма.
Впрочем, разбирать материализм
нет особенной надобности. Кто
не верит на слово ходячим
уличным идеям (или, вернее, словам)
и хоть немного философски Образован,
тот должен знать, что материализм - убеждение,
что, кроме материи, в мире ничего нет -
есть бессмысленное учение, давным-давно
опровергнутое, учение, о котором наука
уже перестала даже говорить. При сколько-нибудь
отчетливом определении понятий все материалистические
утверждения, вроде того, что "психического
совсем не существует" или "что сознание
есть продукт материи" и т. п., разобла*
чаются как явные недомыслия, с которыми
науке, опи-рающейся на факты и ясные логические
понятия, просто нечего делать. Да и ни
один уважающий себя ученый не будет уже
теперь называть себя материалистом. Впрочем,
нельзя отрицать, что ряд других утверждений,
производных от материализма или навеянных
им, часто еще отравляет сознание и научно
образованных людей. Нам нет, однако, нужды
специально заниматься материализмом,
ибо он есть лишь самая резкая и уродливая
форма натурализма, и поэтому опровержение
натурализма тем самым уничтожает и всяческий
материализм.