Религия как форма культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:56, реферат

Описание

Одним из основных детерминирующих факторов возникновения культуры является природа. Поэтому взаимоотношения природы и культуры остается одной из ключевых тем культурологии на протяжении многих тысячелетий. Многочисленные исследования этой взаимосвязи показывают, что культура внебиологична, ее нельзя свести к природному началу, но и культурное начало в человеке есть не что иное, как природное, преобразованное человеческой деятельностью. Но в таком случае возникает: противостоит ли природа культуре или она находится в гармонии?

Работа состоит из  1 файл

Религия как форма культуры.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Понимание религии, ее основных принципов и особенностей, знание религиозной литературы, культов, особенностей веры, ритуалов и прочего составляет необходимый багаж современного человека. Это в настоящее время становится предпосылкой его развития, понимания сложностей и специфики жизни многих народов мира. С этим положением вплотную связан не только вопрос веротерпимости, но и проблемы национального, политического и нравственного характера.

3. Достижения и потери древней (античной) культуры. 
        Важность данной темы обусловлена значимостью античной культуры, ее особым местом в мировой культуре, и особенно Западноевропейской. Человечество вновь и вновь обращается к наследию древних греков и римлян как почве и источнику культурных ценностей разных народов.

Рассмотрение  греко-римского культурного наследия с культурологической точки зрения сопряжено с определенными трудностями.

Во-первых, сложен сам феномен  античности, поскольку, с одной стороны, она предстает как некая целостность, обладающая общими чертами. С другой - античная культура внутренне неоднородна, так как включат в себя древнегреческую и древнеримскую составляющие, которые обладают своей спецификой.

Во-вторых, античная культура не есть нечто неизменное. Она динамична  и в своем развитии проходит ряд  относительно самостоятельных этапов (например, греческая классика, эллинизм, ранний и поздний и др.), каждый из которых вносит свой вклад в культурное целое.

В-третьих, делая акцент на культурологическом аспекте, необходимо основываться не столько на последовательности исторических событий, но прежде всего - на изучении процессов, происходящих в мировоззрении, образе жизни, идеологии, системах ценностей, норм, эталонов, в верованиях, знаниях, идеалах, составляющих феномен культуры и усваиваемых людьми как членами общества.

Античная культура формируется в рамках рабовладельческого общества, где главное социальное противоречие - противопоставление свободных (рабовладельцев) и несвободных (рабов). Но именно эта ступень общественного развития освободила категорию свободных от тягот физического труда и создала условия для бурного и разностороннего развития всех видов культурной деятельности (материального производства, научно-философских знаний, художественного творчества и пр.). Поэтому важно показать, несмотря на противоречивость, прогрессивные тенденции в развитии античной культуры.

Акцент не только на ценностных установках, складывающихся в древнем греко-римском мире, но и на соотношении их с культурными традициями стран Древнего Востока, контакты с которыми у Древней Греции и Древнего Рима были постоянны и разносторонни. В то же время представляется необходимым специально обосновать вклад Древнего Рима, его специфичность, различия с древней Грецией, поскольку существует мнение о вторичности Римской культуры по отношению к Древнегреческой.

В целом, думается, целесообразно обратить внимание на:  
   Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.  
   Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.  
  Вклад античности в мировую культурную практику.  
     " Специфику античной культуры по сравнению с Древневосточной.      

Греко-римская античность - колыбель западноевропейской культуры. Как говорил Я. Буркхард, швейцарский историк: "Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи". Достаточно вспомнить ставшие привычными выражения: "олимпийское спокойствие", "гомерический смех", "сизифов труд", "титанические усилия" и др. Греческая культура тесно связана с римской культурой, но они не тождественны, каждая из них самобытна. Чтобы понять это, надо обратиться к истокам античной цивилизации, к особенностям ее возникновения.



Информация о работе Религия как форма культуры