Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:57, реферат
Древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое получили само Римское государство и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряд общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.
План
Семейно-родовой культ.
Следы тотемизма.
Погребальный культ.
Аграрные культы.
Римский пантеон.
Формы культа.
Гадания.
Изображения богов и храмы.
Жрецы.
Религия и классовый строй.
Исторические изменения, заимствования.
Культ императоров.
Литература.
Помимо
представлений о богах и других личных
сверхъестественных существах в римской
религии сохранялось глубоко архаичное
представление о некой безличной сверхъестественной
силе — numen. Это слово означало какую-то
таинственную могучую потенцию, присущую
главным образом богам, а также и некоторым
людям (божественность императоров).
Формы культа
Как
бледны и сухи были образы римских
богов (в отличие от красочных
и ярких порождений греческой
религиозной мифологии), так же сух,
трезв и строго формален был в Риме
и культ этих богов. Культ сводился к выполнению
в строго определенные моменты и в точно
предписанных формах известных обрядов,
жертвоприношений, к произнесению узаконенных
формул. Не допускалось никакого отклонения
ни в действиях, ни в словах обращений
к богам от установленного шаблона. Сами
молитвенные формулы представляли собой
точное и мелочное перечисление того,
что молящийся предлагает божеству, и
тех благ, которые он за это от него ожидает.
Особенно важным считалось назвать правильно
имя бога, в противном случае молитва теряла
свою силу. Строгий формализм в выполнении
обрядов сочетался, однако, со своеобразным
искусством обманывать богов, создавая
видимость жертвы с минимальными затратами.
Вместо того, например, чтобы принести
богам в жертву столько-то голов (скота
или людей), римлянин довольствовался
поднесением богам такого же количества
головок чеснока. Пунктуально выполняя
свои обязательства перед богами, римлянин
в то же время не хотел давать им ничего
лишнего. В этой черте религии, как и в
отсутствии яркой и образной мифологии,
очевидно, сказался национальный характер
римского народа, практичного, расчетливого,
не склонного ни к эксцессам, ни к полетам
поэтической фантазии.
Гадания
Крупную роль в римской религии и в общественно-политической жизни играла система гаданий (мантика) и предзнаменований. Перед каждым важным общественным делом — перед началом войны, походом, сражением, заключением мира, постройкой здания — римляне неукоснительно испрашивали указания со стороны богов. Самыми употребительными способами мантики были гадания по полету птиц (ауспиции), гадания по тому, как священные куры клюют зерно, гадания по виду молнии. У этрусков римляне заимствовали систему гаданий по внутренностям жертвенного животного. Очень большое значение имели и толкования разных предзнаменований, чаще всего в виде тех или иных необычных явлений природы. Всякие такие явления обычно считались неблагоприятными знамениями. Система гаданий также отличалась крайним формализмом. Характерен анекдотический эпизод. Командующий римским войском консул Папирий, улучив благоприятный момент, собирался напасть на противника. Солдаты, как и сам консул, были воодушевлены желанием сражаться. Жрец-гадатель, разделявший это настроение войска, совершил по обычаю перед началом сражения положенное гадание и объявил консулу, что результаты его благоприятны, что куры хорошо клюют данное им зерно. Но перед самым началом боя Папирий вдруг узнал, что жрец сказал ему неправду и что в действительности результаты гадания были неблагоприятны. Папирий, однако, заявил: «Это его дело; если жрец солгал, он будет за это наказан; что же касается меня, то мне объявлено, что ауспиции благоприятны, и я считаю их таковыми». Сражение было начато и выиграно, но предание говорит, что жрец во время боя был убит.
В
противоположность мантике магия в
римской религии не имела широкого применения,
по крайней мере в официальном государственном
культе. Строго почтительный к своим богам,
римлянин ожидал от них помощи и покровительства
во всех необходимых случаях жизни и к
самочинным магическим действиям прибегал
редко.
Изображения
богов и храмы
Изображений богов, статуй, идолов римляне первоначально не знали, и в этом опять проявился чисто рассудочный, лишенный эмоционального, и поэтического характер римской религии. Материальными символами отдельных божеств служили те или иные предметы, вероятно бывшие некогда простыми фетишами. Марс символизировался копьем, Юпитер — камнем. Символом Весты был священный неугасимый огонь. Делать статуи своих богов римляне начали уже позже, в подражание грекам. Наряду с этим крестьяне продолжали придерживаться обычая чтить в качестве символов богов старые пни и большие камни.
Напротив,
изображения умерших делались у римлян
издавна. Эти изображения имели вид посмертных
масок или бюстов, которые хранились в
каждой семье. Первоначально не было и
настоящих храмов. Римский templum вначале
был просто огороженным местом для гаданий,
прежде всего для наблюдений за небом.
Это освященное место служило и для важных
общественных действий, собраний сената
и прочее. Одним из древнейших и главнейших
храмов был Templum Capitolinum, посвященный Юпитеру.
Позже римляне стали, опять-таки подражая
грекам, строить храмы-святилища для своих
богов. Но в архитектуре их было одно характерное
отличие от греческих храмов, развившихся
из жилого дома: передняя часть римского
храма представляла собой обширный открытый
портик, откуда наблюдали небо.
Жрецы
Строго официальный характер римской религии сказался и в том, что служители ее — жрецы были должностными лицами государства. Особого жреческого сословия не было. Однако в Риме издавна существовали жреческие коллегии, члены которых вначале просто кооптировались, а потом стали выбираться. Древнейшими коллегиями были: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии, арвалы, авгуры, весталки и некоторые другие.
Понтифики — должностные лица, следившие за календарем, назначением праздников. Они знали благоприятные и неблагоприятные дни, хранили память об исторических событиях и преданиях, позже стали вести их запись, знали систему мер и весов.
Фециалы были не столько жрецами, сколько вестниками, глашатаями, послами римской общины в ее сношениях с соседями. Они объявляли войну и заключали мир, соблюдая традиционные религиозные обычаи. Они хранили в памяти договоры с другими общинами.
Авгуры составляли влиятельную коллегию гадателей. Их обязанностью было давать ответы должностным лицам республики о благоприятных и неблагоприятных знамениях. Эта чисто пассивная роль ограничивала самостоятельность и политическое влияние коллегии авгуров.
Руководство жёртвоприношениями лежало на особом жреце, именовавшемся царь священнодействий.
Коллегия весталок — жриц богини Весты,— пользовалась большим почетом. Весталками становились обычно девушки из знатных фамилий, оставаясь в этом звании 30 лет. В течение этого времени они должны были соблюдать обет безбрачия и строгого целомудрия; нарушение обета каралось жестоко: виновную зарывали живьем в землю. Главной обязанностью весталок было поддерживать неугасимый огонь в храме Весты. Во главе коллегии стояла virgo vestalis maxima, пользовавшаяся огромным общественным авторитетом: она, например, имела право освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни.
Фламинами назывались жрецы — служители отдельных богов, подчинявшиеся общему руководству верховного понтифика. Фламины приносили жертвы богам. Они пользовались большим почетом, но зато подвергались множеству тягостных ограничений и запретов. Так, например, фламин Юпитера не мог ездить верхом, произносить клятву, выходить с непокрытой головой, прикасаться к сырому мясу, козе, плющу, бобам и прочее.
Несколько своеобразный характер имели коллегии салиев, арвалов и луперков, может быть связанные не с государственной римской религией, а с древними народными земледельческими культами. Салии («скакуны») составляли две корпорации: одна была связана с культом Марса, другая — с культом Квирина. Тех и других было по 12. Выполнявшиеся ими обряды сильно отличались от торжественного и строгого официального культа: они состояли в плясках и пении.
«Братья арвалы» — ведали обрядами в честь земледельческих божеств Марса, Dea dia и др. Луперки — жрецы скотьего бога Фавна. В праздник луперкалий они бегали полуголые, в одних набедренных кожаных повязках, изображая волков, и хлестали ремнями нерожающих женщин, чтобы избавить их от бесплодия.
Жрецы
и их объединения ни в какой
степени не были обособлены от общественной
жизни. Жреческие должности
Религия
и классовый строй
Подобно
всем другим религиям древних народов,
религия Рима выражала собой противопоставление
римской общины всему внешнему миру. Боги
Рима были покровителями государства
в его борьбе с врагами. Но это противопоставление
переносилось и внутрь общины. С развитием
рабства религия становилась одной из
форм противопоставления рабовладельцев
рабам. Рабы, чужеземцы по происхождению,
уже одним этим отстранялись от культа.
Только во время старинного земледельческого
праздника сатурналий как бы забывались
социальные различия: рабы не только участвовали
в праздничных развлечениях, но по древнему
обычаю они в эти дни пользовались привилегиями
— ели и пили за столом своего хозяина,
и он даже прислуживал им.
Исторические
изменения, заимствования
Историческое развитие римской религии состояло главным образом в том, что по мере роста государства, включения в его состав новых и новых областей, сначала в Италии, затем и за ее пределами, римский пантеон тоже пополнялся новыми богами и богинями. Особенно крупное значение в этом смысле имело влияние греков. Подчиняясь очевидному культурному превосходству греков, римляне перенимали богатую и разнообразную греческую мифологию, переносили ее на своих скучных и безжизненных богов. Эти боги сближались и отождествлялись с греческими. Юпитер был отождествлен с Зевсом, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Диана с Артемидой, Марс с Аресом, Венера с Афродитой и т. д.
Иной
характер носило заимствование восточных
культов. Резко отличавшиеся от римской
религии по своему облику и содержанию,
выросшие на иной социально-политической
почве, эти культы, проникнутые мистицизмом,
идеями потустороннего воздаяния и пр.,
встречали довольно подозрительное к
себе отношение со стороны римского правительства
и аристократии. Они не могли, подобно
греческой религии, войти органически
в официальный римский культ Но народные
массы, городской неимущий люд, рабы, напротив,
охотно почитали египетскую Исиду, Анубиса,
Сераписа, разных сирийских и малоазиатских
богов. В них они видели «спасителей»,
а римские официальные боги им ничего
не давали. Культы восточных божеств нередко
носили оргиастический характер. Однако
это порицалось и даже запрещалось римскими
властями. Несмотря, однако, на суровые
запретительные меры, восточные культы
продолжали неуклонно просачиваться в
Рим. В этом косвенно проявлялось превращение
римской общины в центр великой средиземноморской
многонациональной империи. Особенно
ярко стало это сказываться, разумеется,
в позднее время, в эпоху разложения античного
Рима (III—IV вв. н. э.), когда культы Митры,
Исиды, Аттиса, Христа получили массовое
распространение по всей империи.
Культ императоров
Зародившаяся в результате кризиса рабовладельческой республики монархическая власть требовала религиозного освящения. Первые, хотя и робкие, проявления культа императорской власти заметны уже при Сулле, который считался особым любимцем богов. Но настоящее обоготворение императоров (вначале посмертное, а потом и прижизненное) началось с Юлия Цезаря. Ему первому был устроен «апофеоз», официальные божеские почести по смерти. Октавиан, принявший прозвище «Августа», то есть «священного», был причислен после смерти к богам, и в честь его был построен храм. Калигула уже при жизни объявил себя богом и даже приказывал заменять головы на статуях греческих богов изображением его собственной головы. По всей империи был введен официальный культ «гения императора». Все это имело очень ясный политический смысл. В то же время, однако, первые цезари, стремясь облечь свою власть в приемлемые для республиканских традиций формы, проводили|и другую религиозную политику — политику реставрации староримских верований и обрядов, уже начинавших приходить в упадок. Поддерживая старинные римские культы, цезари, правда, не запрещали и исполнение чужеземных восточных обрядов, но пытались противопоставить им отечественную римскую религию и тем несколько ограничить их распространение. Однако эта политика, шедшая против естественной исторической тенденции, не могла быть успешной. Старые боги Рима, в которых отражался быт замкнутого полиса, не соответствовали новым условиям огромной мировой державы.
Римская
религия дожила до победы христианства
— до IV в. н.э.
Литература
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1976.