Римская религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:41, реферат

Описание

Одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до конца существования самого Римского государства, была, как и у греков, родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей.
Римляне верили, что души или тени умерших (маны) являются покровителями семьи и рода. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами, а в последующем стали домашними духами-хранителями.

Содержание

Семейно-родовой культ.
Следы тотемизма.
Погребальный культ.
Аграрные культы.
Римский пантеон.
Формы культа.
Гадания.
Изображения богов и храмы.
Жрецы.
Религия и классовый строй.
Исторические изменения, заимствования.
Культ императоров.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Религия древних римлян.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

ФГОУ ВПО «Смоленская  государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории религии  и атеизма

на тему: «Римская религия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 41 группы

агрономического факультета

Рекашус Эдуард Сергеевич

Проверил доцент

Сомов Олег Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2007

 

План

 

  1. Семейно-родовой культ.
  2. Следы тотемизма.
  3. Погребальный культ.
  4. Аграрные культы.
  5. Римский пантеон.
  6. Формы культа.
  7. Гадания.
  8. Изображения богов и храмы.
  9. Жрецы.
  10. Религия и классовый строй.
  11. Исторические изменения, заимствования.
  12. Культ императоров.

Литература.

 

Древнеримская религия представляет очень большой интерес для  изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое получили само Римское государство и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряд общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.

 

Семейно-родовой культ

 

Одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до конца существования самого Римского государства, была, как и у греков, родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей.

Римляне верили, что души или тени умерших (маны) являются покровителями семьи и рода. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами, а в последующем стали домашними духами-хранителями.

К этим двум представлениям было близко и третье — лары, которое, однако, имело более широкое значение. Лар — это вообще дух-покровитель. Помимо семейных духов-покровителей существовали еще духи-покровители путей, духи-покровители перекрестков, духи мореплавания, даже духи военные.

Культ семейно-родовых покровителей узкосемейный или родовой характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у домашнего очага.

По мере растворения  древней родовой организации  в государственной шел процесс перехода от родовых форм культа к более широким. Некоторые родовые боги превращались в объекты общегосударственного культа.

Семейно-родовой культ был связан у римлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага. Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся в виде богини Весты — аналогия греческой Гестии. Веста не имела антропоморфных изображений, ее символом оставался натуральный, вещественный огонь, вечно горевший в храме.

 

Следы тотемизма

 

Не совсем ясен вопрос о наличии в римской религии элементов тотемизма. Его следов гораздо меньше, чем в религиях большинства других народов. Самим италийским племенам, возможно, не были чужды тотемические верования. В умбро-сабельском предании, рассказывающем о переселении племен после вторжения этрусков, говорится, что при переселении одно из племен шло под предводительством быка и на своей новой родине основало «Бычий город» — Бовиан. Другое племя — предков племени пицентов — вела сорока; третья группа, от которой берут начало гирпины, шла под предводительством волка. В тотемическом происхождении этих преданий трудно сомневаться. Однако более явных следов тотемизма в римской религии обнаружить не удалось.

 

Погребальный культ

 

Хотя обряды семейно-родовой  религии в честь предков исполнялись  римлянами неукоснительно, их представления о загробной судьбе душ умерших были смутны. Верили в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум — поля блаженных, куда попадают добродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. Верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. В надгробных надписях нередки обращения к живым от имени умершего с просьбой вспомнить его добрым словом, совершить небольшое приношение и прочее. Души безродных покойников, так называемые ларвы и лемуры, считались злыми, так как их некому было покормить. Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды — лемурии, справлявшиеся в мае.

 

Аграрные культы

 

К числу древнейших слоев  римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. В отличие от родовых форм культа, преимущественно городских, эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими. Однако резкой грани между теми и другими не было, ибо самое разделение города и деревни было для Древнего Рима весьма условным.

Сельскохозяйственные  верования и обряды занимали, несомненно, видное место в религии римлян. Например, Марс, в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом весны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц — март, когда в честь Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник. Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой и ставшая богиней любви и красоты, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богом виноделия был также Либер. С земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был вначале, вероятно, охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: Юпитер считался покровителем винограда и в этом своем качестве отождествлялся с Либером. Были, наконец, и разные другие божества, представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы.

Большая часть древнеримских праздников, долго сохранявших свое значение, была связана по происхождению с аграрной и скотоводческой обрядностью.

 

Римский пантеон

 

Сложный состав римского пантеона был  порожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племен и родов, чьими покровителями они прежде считались. Римляне сами различали в классический период в своем пантеоне две группы божеств: старые, отечественные боги, и новые боги, пришельцы.

Большинство римских божеств, видимо, местного италийского происхождения: они включались в римский пантеон по мере разрастания римской общины. Так, Диана – покровительница растительности, охоты, деторождения. Венера — древняя италийская богиня садоводства. Марс – покровитель земледелия. Не случайно созвучие его имени с названием сабинского племени марсов. Покровителем какой-то древней общины, видимо, тоже сабинской — был и бог Квирин, в позднейших представлениях сближенный с Марсом и с легендарным основателем Рима Ромулом. Вернее всего, что это был патрон-эпоним самого Рима, судя по архаическому названию римлян — квириты (может быть, от сабинского слова quiris — копье).

Однако подавляющее большинство древнеримских божеств носит совершенно иной характер. Многие из них являются не чем иным, как олицетворением различных сторон человеческой деятельности, которым они покровительствовали. В не дошедших до нас списках этих мелких божеств указывается, в каких точно определенных случаях, в какие моменты своей жизни, к какому из этих богов должен был обращаться с молитвой верующий римлянин. Каждый шаг человека, начиная с самого его появления на свет, находился под покровительством того или иного божества, функция которого была чрезвычайно ограничена. Боги эти имели не собственные имена, а нарицательные, по выполняемой каждым из них функции.

Так, первый крик новорожденного ребенка  был под покровительством бога Vaticanus; членораздельной речью его руководили боги Fabulinus, Farinus, Locutius. Есть и пить учили ребенка богини Educa и Potina. Когда дитя начинало ходить, богиня Abeona выводила его из дома, а Adeona приводила домой. Физическому росту ребенка покровительствовали боги: Ossipago, укреплявший его кости; Statanus, выпрямлявший его корпус; богиня Carna, помогавшая расти его мускулам. После поступления мальчика в школу богиня Iterduca водила его ежедневно туда, a Domiduca сопровождала домой.

Вход в дом охраняли три бога: Forculus — олицетворение дверных створок, Limentinus — порога, богиня Cardea — дверных петель и т. д.

Каждый шаг, каждое действие человека имело своего бога. Естественно, что подобных мелких божеств было неисчислимое множество.

Очень многие из этих божеств были связаны с земледелием (примеры уже приводились выше) и другими видами хозяйственной деятельности. Вместе с развитием культуры и появлением новых занятий и культурных благ рождались и новые боги. Так, например, медная монета находилась под покровительством бога-медника Эскулануса, а когда в 269 г. римляне ввели серебряную монету, вместе с ней появился на свет и новый бог — Аргентинус (серебреник), который стал считаться-сыном первого. Когда в конце эпохи республики была введена система подвоза продовольствия из провинций и раздачи хлеба, то объявилась и богиня Аннона, которой стали молиться об обильном привозе хлеба.

Каждый мужчина имел своего личного духа-покровителя — гения. У женщин были свои богини-покровительницы — юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей.

Помимо личных гениев были и многочисленные гении-покровители местностей, видимым символом которых обычно считалась змея.

Римляне почитали такие божества, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, Счастье и прочее. Эти чисто абстрактные обозначения. Их трудно назвать настоящими олицетворениями. Но в честь их в Риме строились храмы, приносились жертвы. Мифологическая фантазия римлян была чрезвычайно бедна, антропоморфизация богов весьма слаба.

Многие божества не имели определенного пола или что их пол как бы раздваивался, порождая парные образы одноименных бога и богини: Либер — Либера, Фавн — Фауна, Помон — Помона, Диан — Диана, Палес (бог и богиня). Жрецы сами порой не знали, к какому полу принадлежит призываемое ими божество, и в таких случаях обращалиськ нему так: «или бог или богиня».

Мало отличаются от чисто нарицательных  обозначений и такие имена  божеств, как Беллона — богиня войны, Терминус — бог границ, Юнона — богиня семьи и деторождения, впоследствии мифологически (под греческим влиянием) связанная с Юпитером как его супруга.

Наиболее сложно происхождение образа главного бога римлян классической эпохи — Юпитера. В основе своей это, вероятно, олицетворенное сияющее небо — Небо-отец (Jovis-pater>Juppiter) — образ, параллельный санскритскому Дьяус-питар, греческому Зевс-патер. Имя его употреблялось и нарицательно, в смысле просто неба. В то же время Юпитер — бог грома и молнии (возможно, под влиянием этрусского Тиниа). С другой стороны, как уже говорилось, в Юпитере римляне видели и бога-покровителя виноградной лозы, отождествляя его с Либером. Далее, Юпитер считался (вероятно, в подражание греческому Зевсу) богом-защитником гостеприимства, нравственности, семейной жизни. Возможно, что римляне вначале признавали неопределенное множество юпитеров, как проявления некой безличной силы. По преданию, царь Тарквиний (этрусского происхождения) соорудил храм Юпитеру на Капитолийском холме, и Юпитер Капитолийский стал считаться покровителем города. Позже он стал и верховным покровителем всего государства и национальным богом римского народа.

Сложен также и образ бога Марса. Его первоначальный облик  племенного (видимо, марсийско-сабинского) бога и покровителя земледелия постепенно отступил перед позднейшей более специализированной функцией — бога войны. По мнению некоторых исследователей, это произошло потому, что землю римские крестьяне добывали копьем и мечом, отнимая ее у соседних народов: бог полей стал богом войны. Как таковой, Марс был позже приравнен к греческому Аресу.

Каково бы ни было происхождение  отдельных образов римских богов, культ их по мере создания и роста Римского государства принял характерную для античных обществ форму — почитания богов-покровителей полиса. Таким образом, господствующей формой религии Рима в классический период, его официальной религией стал, как и в греческих республиках, культ полисных богов.

Помимо представлений  о богах и других личных сверхъестественных существах в римской религии сохранялось глубоко архаичное представление о некой безличной сверхъестественной силе — numen. Это слово означало какую-то таинственную могучую потенцию, присущую главным образом богам, а также и некоторым людям (божественность императоров).

 

Формы культа

 

Как бледны и сухи были образы римских богов (в отличие  от красочных и ярких порождений греческой религиозной мифологии), так же сух, трезв и строго формален был в Риме и культ этих богов. Культ сводился к выполнению в строго определенные моменты и в точно предписанных формах известных обрядов, жертвоприношений, к произнесению узаконенных формул. Не допускалось никакого отклонения ни в действиях, ни в словах обращений к богам от установленного шаблона. Сами молитвенные формулы представляли собой точное и мелочное перечисление того, что молящийся предлагает божеству, и тех благ, которые он за это от него ожидает. Особенно важным считалось назвать правильно имя бога, в противном случае молитва теряла свою силу. Строгий формализм в выполнении обрядов сочетался, однако, со своеобразным искусством обманывать богов, создавая видимость жертвы с минимальными затратами. Вместо того, например, чтобы принести богам в жертву столько-то голов (скота или людей), римлянин довольствовался поднесением богам такого же количества головок чеснока. Пунктуально выполняя свои обязательства перед богами, римлянин в то же время не хотел давать им ничего лишнего. В этой черте религии, как и в отсутствии яркой и образной мифологии, очевидно, сказался национальный характер римского народа, практичного, расчетливого, не склонного ни к эксцессам, ни к полетам поэтической фантазии.

Информация о работе Римская религия