Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:09, реферат
Одним из ключевых положений православного богословия является догмат о Святой Троице и от его правильного исповедания зависит очень многое в деле спасения каждой личности. Именно Троичный догмат свв. Отцы относили к области феологии. Этот Богооткровенный догмат послужил камнем преткновения для многих еретиков, философов и богословов, которые пытались рациональным, схоластическим путем постигнуть тайну Троицы. Полемика вокруг догматического учения о Святой Троице, так называемые тринитарные споры, возникли вместе с первыми христианскими общинами.
I. Введение: обозначение проблемы Filioque.
II. Исторические предпосылки возникновения на западе учения о Filioque.
III. Состав догматических расхождений между католиками и православными в сфере триадологии применительно к Filioque.
IV. Обзор полемики православных и латинских богословов по проблеме Filioque.
V. Заключение: два плана проблемы Filioque.
Вслед за Никифором Влеммидом в том же русле продолжил полемику с латинянами Константинопольский патриарх Григорий Кипрский. Он более подробно раскрыл смысл и значение святоотеческого учения о домостроительном исхождении Святого Духа через Сына. Исходя из толкования мыслей и писаний древнейших отцов, отталкиваясь от их авторитета, он выразил учение о Святом Духе и запечатлел его в Изложении свитка веры (томоса) «О исхождении Духа Святого» и в других своих трудах-апологиях против латинян: «Дух Святой исходит от Отца через Сына. Святые отцы просвещаемые Духом, говорили, что Дух Святой через Сына, но никому из них не приходило в голову сказать, что Он через Сына исходит, а все говорили, что Он через Сына возсиявает, является, открывается, посылается, познается и подобное, что указывает просто на обнаружение или воссияние через Сына, но отнюдь не на происхождение, которое Дух Святой имеет единственно от Отца, как это все исповедуют. В данном случае слово «через Сына» имеет смысл не бытийного происхождения Духа через Сына, а вечное Его воссиявание и домостроительное обнаружение и проявление»[27]. Еще он поясняет: «Дух Святой является и происходит, и воссиявает от Отца как от Причины. Равно как Он является, и существует, и воссиявает от Сына, или от Отца через Сына, но от Сына вовсе не как от причины»[28]. Здесь свт. Григорий пишет «от причины», имея ввиду Отчую ипостась как причину происхождения Святого Духа, а под происхождением не как от причины имеется ввиду происхождение Духа от Общей Сущности в аспекте единосущия Святого Духа Отцу и Сыну. Григорий Кипрский для более ясного и четкого понимания учения о исхождении Святого Духа раскрыл глубинный-богословский смысл терминов (исхождение) и (вечное воссияние). Термин «исхождение» подчеркивает происхождение ипостасного бытия Святого Духа от Отца как от причины. Термин вечное «воссияние» означает единосущие Святого Духа Сыну, через Которого Он исходит но не как от причины.
В XIV веке более детальное и полное разъяснение учения об исхождении Святого Духа сформулировал святитель Григорий Палама в своих богомудрых писаниях в ключе энергийного богословия. Основной тезис богословия Святителя - это учение о нетварных Божественных энергиях. Особенно ценны и дороги труды святителя тем, что они подкреплены преемством святоотеческого богословского наследия и личным опытом живого Богообщения, созерцанием нетварного Фаворского Света. В своем «Письме к Акиндину» свт. Горигорий убедительно показал, что утвержденные в Символе веры ипостасные отношения и различия Лиц Святой Троицы не умаляют общности Их «пресущной Сущности», совершенно трансцедетной миру. Каждое из Лиц Святой Троицы являет себя тварному бытию через общую для всех Лиц в силу их единосущия Божественную энергию: «Общее есть не только пресущая Сущность, которая абсолютно безымянна, неявляема и непричащчема, яко превыше всякого имени и явления и причастия, но тоже благодать и сила и энергия и блеск и царствие и нетленность и, одним словом, все, чем Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками, без лишения своей простоты, ни частностью и разнообразием сил и энергий»[29].
V. Заключение
Результаты приведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что главное из числа «лежащих на поверхности» расхождение между католической и православной формулировками ипостасной характеристики Святого Духа лежит не в русле троического богословия, а в эклезиологии и основах канонического права. Факт грубого канонического нарушения – внесение рассмотренного выше изменения в Символ Веры – свидетельствует о непризнании католиками приоритета соборного начала Вселенской Церкви. Более глубокие противоречия основаны на различиях восточного и западного мировосприятия, неизбежно проявившихся в расхождениях соответствующих богословских догматов. Западный мир поддался, по словам Ф.М. Достоевского, третьему дьявольскому искушению, поддался от страха, от невозможности объяснить рациональным сознанием, то, что познается только верой, только Духом Святым. Если даже личность человека не может быть позитивно определена (но только апофатически), то что же говорить о личности Божества. Иное дело природа (сущность), которой дано множество емких философских определений. Велик соблазн заменить веру знанием, такого непонятного Небесного Царя пусть и несовершенным, но куда более близким папой, никак не определяемые отношения любви, являющиеся образом отношений Лиц Святой Троицы, нормативной этикой, защищающей неприкосновенность обособленных индивидов. Filioque – своего рода, догматическое выражение этого соблазна. Отвергая энергийное православное богословие, католикам, тем не менее, надо как-то объяснить способ проявления Бога в тварном мире. Примат природы заставляет «пожертвовать» испостасными особенностями и сделать Святой Дух некой служебной по отношению к Отцу и Сыну силой или энергией взаимодействия Отца и Сына, изливающейся в тварный мир. Но с утратой веры в полноту отношений между Собой Лиц Святой Троицы теряется и возможность адекватно воспринять образ этих отношений на земле, потому что «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто (1Кор.13:2)»
.
Список литературы
Источники:
1. Антология восточно-христианской богословской мысли, т. 2. - М – СПб.: Никея, РХГА, 2009, 748 с.
2. Григорий Палама, свт., Об исхождении Святого Духа. – Краснодар: Текст, 2006, 328 с.
3. Григорий Палама, свт. Исповедание православной веры. [Электронный ресурс] Copyright © 2001, 2002, http://pagez.ru/lsn/0027.php
4. Собрание творений прп. Иустина (Поповича), Т 2.- М.: «Паломник», 2006, 606 с.
5. Творения преп. Иоанна Дамаскина. Источник знания. – М.: Индрик, 2002, 416 с.
Исследования:
1. Булгаков С.В. Православие М.: Современник, 2004, [Электронный ресурс] http://www.wco.ru/biblio/
2. Георгий, арх., игумен монастыря прп. Григория на Святой Горе Афон. Православие и Римо-католицизм (папство).- Святая Гора Афон: 2006, Пермь: 2007, 72 с.
3. Белейканич И., протоирей, Католический Катехизис с точки зрения православного богословия (сравнительное богословие). – К.: Пролог, 2008, 122 с.
4. Козлов Максим, прот., Сравнительное богословие. Электронное издание, 2011, 61с.
5. Лосский В.Н. Боговидение.- Минск: Белорусский экзархат, 2007, 496 с.
6. Хрестоматия по сравнительному богословию: учеб. пособие. – М.:Подворье ТСЛ, 2005, 847 с.
15
[1] Булгаков С.В. Православие М.: «Современник», 2004, [Электронный ресурс] http://www.wco.ru/biblio/
[2] Цит. по: Собрание творений прп. Иустин (Поповича), Т 2, М.: «Паломник», 2006, С. 167.
[3] Католический Катехизис с точки зрения православного богословия (сравнительное богословие). – К.: Пролог, 2008, С. 26.
[4] Цит. по: Собрание творений прп. Иустин (Поповича), Т 2, М.: «Паломник», 2006, С. 168.
[5] Там же, С. 174.
[6] Цит. по: Хрестоматия по сравнительному богословию: учеб. пособие. – М.:Подворье ТСЛ, 2005, С. 427.
[7] Григорий Палама, свт., Об исхождении Святого Духа. – Краснодар: Текст, 2006, С. 74.
[8] Цит. по: Собрание творений прп. Иустин (Поповича), Т 2, М.: «Паломник», 2006, С. 133.
[9] Там же, С.132.
[10] Григорий Палама, свт. Исповедание православной веры. Электронное издание. Copyright © 2001, 2002, http://pagez.ru/lsn/0027.php
[11] Цит. по: Лосский В.Н. Боговидение. Минск: Белорусский экзархат, 2007, С. 57.
[12] Там же, С. 117.
[13] Цит. по: Хрестоматия по сравнительному богословию: учеб. пособие. – М.:Подворье ТСЛ, 2005, С. 431.
[14] Цит. по: Собрание творений прп. Иустин (Поповича), Т 2, М.: «Паломник», 2006, С. 137.
[15] Григорий Палама, свт. Исповедание православной веры. Электронное издание Copyright © 2001, 2002, http://pagez.ru/lsn/0027.php
[16] Цит. по: Собрание творений прп. Иустин (Поповича), Т 2, М.: «Паломник», 2006, С. 171.
[17] Католический Катехизис с точки зрения православного богословия (сравнительное богословие). – К.: Пролог, 2008, С. 24-25.
[18] Цит. по: Хрестоматия по сравнительному богословию: учеб. пособие. – М.:Подворье ТСЛ, 2005, С. 435.
[19] Цит. по: Собрание творений прп. Иустин (Поповича), Т 2, М.: «Паломник», 2006, С. 173.
[20] Цит. по: арх. Георгий, игумен монастыря прп. Григория на Святой Горе Афон. Православие и Римо-католицизм (папство). Святая Гора Афон, 2006, Пермь, 2007, С. 35.
[21] Цит. по: Собрание творений прп. Иустин (Поповича), Т 2, М.: «Паломник», 2006, С. 170.
[22] Творения преп. Иоанна Дамаскина. Источник знания. – М.:, Индрик, 2002, С. 174.
[23] Цит. по: Антология восточно-христианской богословской мысли, т. 2, - М – СПт., Никея, РХГА, 2009, С. 430.
[24] Цит. по: Антология восточно-христианской богословской мысли, т. 2, - М – СПт., Никея, РХГА, 2009, С. 431.
[25] Там же, С. 433.
[26] Григорий Палама, свт., Об исхождении Святого Духа. – Краснодар: Текст, 2006, С. 173-174.
[27] Цит. по: Антология восточно-христианской богословской мысли, т. 2, - М – СПт., Никея, РХГА, 2009, С. 441-443.
[28] Там же, С. 435.
[29] Цит. по: Максим Козлов, прот., Сравнительное богословие. Электронное издание, 2011, С. 33.