Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 13:26, реферат
Данное явление сегодня можно наблюдать по всему миру. Примеры массового религиозного “обращения” наблюдаются в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры.
Введение……………………………………………………………………
1. Историко-теоретические аспекты религиозных организаций и движений………......................................................................................
1.1. Место, функции и роль религии в обществе…………………………
1.2. Русское студенческое христианское движение……………………...
1.3. Новое религиозное движение………………………………………....
2. Участие молодежи в религиозных движениях…………..…………...
2.1. Всероссийское православное молодежное движение……………….
2.2. Федерация Германской католической молодежи……………………
2.3. Всемирная ассоциация исламской молодежи………………………..
2.4. Еврейская студенческая организация «Гилель»……………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………...
3
5
5
10
14
19
19
23
25
26
28
29
Участники заседаний с интересом выслушали выступление Святейшего Патриарха Алексия, архиепископа Кирилла (Гундяева), доклады профессора-протоиерея Фомы Хопко (Американская Православная Церковь) "Богословие и работа с молодежью", священника Сергия Безчасного "Православное молодежное движение. Проблемы и перспективы", протоиерея Иоанна Матусяк "Видение молодежного служения", К.А. Ельчанинова (РСХД) "Русское студенческое христианское движение. История и современность", священника Хейки Хуттунена (Финляндия) "Православная молодежь и общество". Зарубежные участники съезда рассказали о методах и формах молодежного служения братских Поместных Православных Церквей, что было очень важно, как свидетельство об опыте. Не будет преувеличением сказать, что молодежный съезд дал определенный заряд для многих священнослужителей и членов молодежных групп в епархиях, которые горячо поддержали идею создания молодежной организации Русской Церкви. В выступлениях участников съезда, в ходе оживленной дискуссии все яснее определялось общее настроение делегатов: православная молодежь хочет объединяться, взаимодействовать. Многие молодые люди вдохновлялись в своем служении в ходе встреч со своими сверстниками-
На заседаниях была принята примерная программа "Организационных мероприятий по созданию епархиальных отделений ВПМД в епархиях Русской Православной Церкви". Инициативы съезда получили одобрение и развитие во многих уголках СССР. В ряде епархий под руководством правящих архиереев прошли молодежные съезды, участники которых обсудили проблемы и перспективы молодежного служения в их регионах. Так, например, уже 26-27 марта 1991 г. в г. Пятигорске, при храме св. Лазаря Четверодневного под руководством митрополита Гедеона (Докукина) состоялся съезд православной молодежи Ставропольско-Бакинской епархии. В нем приняли участие представители вузов, зарубежные гости, многочисленное духовенство и миряне. Участники съезда имели возможность услышать обращение к православной молодежи Святейшего Патриарха Алексия, записанное на видеопленку и транслировавшееся в зале. Работа съезда широко освещалась в местных средствах массовой информации. Региональное отделение ВПМД на Кавказе возглавил священник Сергий Ильин. С 23 марта по 25 апреля в стенах МГУ состоялся съезд православной молодежи Москвы. Его открыл Святейший Патриарх Алексий, обратившийся к собравшимся со словом приветствия. Затем к молодежи с прочувственным словом обратился московский священник Артемий Владимиров, избранный Председателем Московского православного молодежного движения. Деловые заседания съезда возглавлял епископ Истринский Арсений (Епифанов). Секционные заседания проходили по темам "Христианское просвещение" и "Церковная жизнь". Таким образом, под большим влиянием инициатив I съезда православной молодежи и благодаря большой напряженной организационной работе сотрудников молодежного центра ВПМД во главе с владыкой Александром уже к началу 1992 г. региональные отделения ВПМД были зарегистрированы в Московской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Костромской, Рязанской, Тульской, Ставропольской, Новосибирской и других епархиях. В Москве для нужд молодежного центра было передано Крутицкое подворье, настоятелем которого был назначен опытный пастырь - протоиерей Валентин Чаплин.
Своей главной целью ВПМД провозгласило "объединение православной молодежи в служении Православной Церкви, а также приведение ко Христу тех, кто находится вне спасительной церковной ограды". Была организована работа по нескольким направлениям, образованы миссионерский, издательский, паломнический, благотворительный отделы ВПМД. И в центре и на местах при участии членов ВПМД открывались воскресные школы и духовные библиотеки, проводились молодежные лагеря, большое развитие получило скаутское движение. В 1991 г. был создан издательский отдел ВПМД, вскоре преобразованный в Издательство Крутицкого подворья, существующее и поныне. Книги издательства получили широкую известность и в нашей стране и далеко за ее пределами. Всего за 15 лет существования издательства было выпущено более 80 книг, общий тираж которых превысил 500 тысяч экземпляров. Издательство выпускает серии "Материалы по истории Церкви", "Библейские и патрологические исследования", "Нотная библиотека", творения св. Отцов Церкви, журналы "Церковно-исторический вестник" и "Сретение". Особое место в издательской программе занимают книги для детей и юношества, а также методическая литература. Вся деятельность издательства осуществляется в рамках программ Отдела по делам молодежи Московского Патриархата.
С 1998 г. ВПМД активно сотрудничает с Обществом любителей церковной истории, издается собственный журнал, имеется программа по выпуску учебных пособий для студентов духовно-учебных заведений и воспитанников воскресных школ.
ВПМД проводило большую работу помощи в восстановлении храмов и разрушенных монастырей Русской Православной Церкви. Эта работа координировалась создателем молодежного центра "Реставрос" Константином Козловым, к сожалению, преждевременно скончавшимся от тяжелой болезни. Ныне молодежный центр "Реставрос" с успехом продолжает и развивает начатую на Крутицах работу в Патриаршем центре духовного развития молодежи в Московском Даниловом монастыре, образовавшемся на базе воскресной школы этой обители. При поддержке ВПМД были созданы некоторые другие молодежные организации, и до сего дня продолжающие свою успешную работу на благо Матери-Церкви. Все эти структуры можно считать плодом многогранной деятельности Всецерковного православного молодежного движения.
Деятельность Синодального отдела по делам молодежи сегодня, конечно же, не ограничивается программами, осуществляемыми в Москве. Так, например, в Воронежской епархии проводится целевая программа по работе с молодежью. Ее главная цель - формирование условий духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи. Разрабатывается система социальных служб и клубов для молодежи, проводятся комплексные мероприятия по содействию занятости молодежи, укреплению молодой семьи, правовой защите и сохранению здоровья молодежи, содействию развитию художественного творчества. О православном молодежном движении информируют местные православные периодические издания. В епархии проводится детский православный лагерь. В Казанской епархии действуюет молодежный просветительский центр "София", отряд юных разведчиков, катехизаторско-миссионерские курсы. В Екатеринбургской епархии функционирует ряд православных приходских молодежных центров, в Новокузнецкой епархии имеется молодежное православно-патриотическое братство, куда входят различные клубы, действует несколько православных патриотических объединений. Большая многогранная работа ведется в Костромской, Смоленской, Сыктывкарской, Новосибирской, Тверской, Белгородской, Архангельской, Томской, Хабаровской, Самарской, Курганской, Мончегорской, Волгоградской и др. епархиях. Одно лишь перечисление местных молодежных инициатив невозможно в рамках простой журнальной статьи.
Совместно с Правительством Москвы Отдел ежегодно проводит Московский фестиваль молодежи и студентов "Обретенное поколение" в дни г. Москвы. Этот фестиваль стал традиционным местом общения православной молодежи со всей России. По итогам работы первого фестиваля в 2002 г. была создана Всероссийская ассоциация домовых храмов при высших учебных заведениях. Результатом деятельности ассоциации за истекший период явилось значительное увеличение количества домовых храмов в вузах России и оздоровление нравственной атмосферы в учебных заведениях [3].
2.2. Федерация Германской католической молодежи
Церковная работа с молодежью в Германии подразумевается как особенное предложение, которое ориентируется на христианский образ человека. При этом церковная работа с молодежью хочет "в бескорыстной службе мотивировать и способствовать молодому человеку стать настоящим христианином", (Церковный молодежный план епархии Wuerzburg) имеет воспитательное требование передать молодым людям христианский образ человека и отношение к богу как источник для удавшейся жизни. При этом церковная работа с молодежью хочет содействовать молодым людям в их развитии в сильную личность, сопровождать их к положительной установке, которая равняется в действии на послание Иисуса Христа. Классической формой, чтобы осуществить эти цели с детьми и молодёжью, является внутрисоюзная работа с молодёжью. Католическая работа с молодежью организуется большей частью Головным Объединением Федерации германской католической молодежи, которая пытается передать в групповых занятиях, палаточных лагерях и проектах связанную с жизнью общность и христианские ценности. Членами Федерации германской католической молодежи являются в том числе Германские скауты, Св. Георг, Молодежь христианских работников и работниц, Католическое движение сельской молодежи Германии и многие другие.
Федерация германской католической молодежи подразумевает себя как организация церковной работы с молодежью в районах, епархиях, федеральных землях и на территории ФРГ. Федерация действует через свои членские организации в церковных приходах и в других местах церковной работы с молодежью.
Рабочее Объединение Евангелической молодежи в Федеративной Республике Германия является объединением евангелической молодежи в Германии. Как головная организация, представляет интересы евангелической молодежи на федеральном уровне по отношению к федеральным министерствам, отраслевым организациям и международным партнерам, имеет 36 членов и представляет больше чем 1,2 млн. молодых людей. К членам Объединения Евангелической молодежи относятся досуговая работа с молодёжью земельных церквей Евангелической Церкви Германии, досуговая работа с молодёжью Свободных Церквей, Молодёжное дело Евангелическо-методистской Церкви и многие другие [4].
2.3. Всемирная ассоциация исламской молодежи
Создана в 1972 году по решению Второго съезда Всемирной ассамблеи молодежи исламского призыва. Штаб-квартира находится в Эр-Рияде (Королевство Саудовская Аравия). Это – первая международная исламская организация, занимающаяся делами молодёжи. В её рамках действует более 450 молодежных и студенческих исламских организаций, расположенных на пяти континентах.
В цели ВАИМ входит:
cлужение Исламу, руководствуясь принципами подлинного единобожия;
углубление основ идейного единства и усиление братских связей среди мусульманской молодежи;
ознакомление всего мира с Исламом на самой широкой основе с использованием всех средств;
разъяснение и поддержка позитивной роли молодёжи и студентов в строительстве исламского общества;
поддержка молодёжных исламских организаций во всем мире, координация связей между ними и оказание им помощи в выполнении их программ.
Ассоциация проводит международные встречи раз в три года. До настоящего времени проведено шесть таких встреч. Все они проходили в Эр-Рияде, за исключением пятой, которая состоялась в Найроби (Кения) в 1402 г. х. На этих встречах были представлены международные и студенческие организации со всего мира, избравшие совет секретариата Ассамблеи и обсудившие проблемы, беспокоящие мусульманскую молодежь.
Филиалы ВАИМ на территории Саудовской Аравии расположены в городах Джидда, Даммама, Медина и Абха. За рубежом работа ВАИМ проводится 24 региональными бюро. К совместной работе привлечено более 1000 молодежных и студенческих организаций в различных странах. ВАИМ тесно координирует свою деятельность с другими исламскими организациями, а также с правительственными учреждениями Саудовской Аравии. Она финансируется за счет субсидий, предоставляемых саудовским правительством через министерство по делам ислама. Часть средств поступает в качестве помощи и добровольных пожертвований. В значительной степени ВАИМ используется для усиления влияния Саудовской Аравии и реализации ее внешнеполитических устремлений в мусульманских общинах и местах компактного проживания мусульман, в том числе на территории РФ и республик СНГ. Работу в этом направлении проводит специально созданный в 1994 году комитет с целью религиозного просвещения молодых мусульман в странах бывшего СССР, осуществления помощи в решении исламских проблем.
Одной из активных форм работы ассоциации является подготовка мусульманской молодежи на базе летних лагерей. Учебный цикл продолжительностью 1-2 месяца, включает религиозное обучение, трудовое и физическое воспитание [5].
2.4. Еврейская студенческая организация «Гилель»
«Гилель» — крупнейшая еврейская международная студенческая организация в мире. Цель — вовлечение молодежи в жизнь еврейской общины, ознакомление еврейских студентов с историей, культурой и традициями еврейского народа.
В программах «Гилеля» участвуют сотни студентов и членов их семей. Программы — двигатель еврейского возрождения, они позволяют студентам найти свою дорогу в еврейской истории и традиции, построить свой еврейский дом. Студенты активно участвуют в жизни общины, самовыражаются посредством проектов, которые проводят, учатся и учат, празднуют и созидают, становятся настоящими еврейскими лидерами. Программы «Гилеля» направлены на поиск и привлечение студентов, ранее не участвовавших в еврейской жизни; любой студент может свободно прийти и стать членом большой и дружной семьи. Привлекая студентов, ранее ничего не знавших о еврействе, воспитывая лидеров еврейской общины, «Гилель» борется за будущее еврейской жизни. Студенты в свою очередь делятся полученными знаниями со своими семьями и друзьями, чувствуя себя членами и лидерами общины.
Также «Гилель» поможет принять участие в программе Таглит, которая дарит образовательную поездку в Израиль в составе молодежных групп евреям в возрасте от 18 до 26 лет, которые никогда не были в этой стране. Основатели программы создали ее, чтобы молодые евреи всего мира приехали в Израиль и помогли бы уменьшить пропасть, возникающую между Израилем и общинами, чтобы объединить мировое еврейство, и помочь участникам осознать свою национальную принадлежность.
«Гилель» был учрежден в 1923 году в Университете Иллинойса в Урбане-Шампэйн. К 1990-м, благодаря поддержке Чарльза и Линн Шустерман и поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета было основано около 120 клубов и их филиалов в более чем 400 студенческих городках. На сегодня «Гилель» является крупнейшим движением еврейского студенчества в мире. Клубы «Гилеля» основаны в Израиле, Южной Америке, странах СНГ, филиалы есть в Австралии, Канаде и Великобритании.
В России «Гилель» открыт в 4 городах — в Москве, Санкт Петербурге, Екатеринбурге и Хабаровске [6].
Заключение
Отношение молодежи к религии в настоящее время является очень актуальной проблемой во всем мире.
Религия может стать отличным «двигателем» прогресса, объединив под своим началом миллионы людей. Кроме того, вера дает людям утешение, т.е. способствует преодолению отрицательных эмоций. Это своеобразная и крайне необходимая сегодня форма психотерапии.
Информация о работе Участие молодежи в религиозных движениях