Взаимоотношения науки и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:08, реферат

Описание

Если наука сейчас продвинулась вперед, то это может быть, потому, что некоторые «факты» за последние годы заставили её призадуматься. То, что она считала незыблемо - твердым, оказалось собранием пустот; вещество, которое считалось неразрушимым, оказалось не неразрушимым, а превращенным в энергию. Джон Дальтон, английский химик и физик, дал следующий, как казалось науке, твердый «факт»: «Атом неделим, вечен и неразрушим». В действительности оказалось, что атом не имеет ни одного из этих трех качеств.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 29.82 Кб (Скачать документ)

1.Введение

 

 

Выбирая тему реферата, я  остановился на теме взаимоотношения  науки и религии, считая её одной  из актуальнейших тем на современном  этапе развития истории и на протяжении всей истории развития человечества. Можно сказать, что все люди на Земле подразделяются на три категории:

 

1. Тех, кто безоговорочно  верит в Бога.

 

2. Тех, кто придерживается  взглядов чистой науки.

 

3. Тех, кто считает что,  наука и религия не противостоят  друг - другу, а дополняют.

 

Знакомясь с официальной  историей развития Земли, мы видим, как  на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее  лицо, цели и задачи, место в космической  эволюции. Такими учениями являются мировые  религии.

 

Они дают многим людям понимание  смысла жизни, цели своего существования  на Земле. Вместе с тем, некоторые  ищут смысл жизни не в слепой вере в Творца и творение, но и пытаются найти его в научных познаниях.

 

Если наука сейчас продвинулась вперед, то это может быть, потому, что некоторые «факты» за последние  годы заставили её призадуматься. То, что она считала незыблемо - твердым, оказалось собранием пустот; вещество, которое считалось неразрушимым, оказалось не неразрушимым, а превращенным в энергию. Джон Дальтон, английский химик и физик, дал следующий, как казалось науке, твердый «факт»: «Атом неделим, вечен и неразрушим». В действительности оказалось, что  атом не имеет ни одного из этих трех качеств.

 

Евклид тоже дал науке  факт, что «целое всегда равняется  сумме его частей». Но целый весит  меньше, чем сумма его частей.

 

Неудивительно, что доктор Шилд однажды полушутя заметил: «Мы знали о вселенной десять лет тому назад больше, чем знаем теперь». Д-р Кэтрин Чемберлен, профессор физики, как - то напомнила, что Ньютон сравнивал себя с ребенком, играющим с ракушками на берегу океана в то время, как целый океан истин лежит перед ним неоткрытым. «Да, и мы всё еще на берегу океана, - продолжала доктор Чемберлен, - то, что мы знаем, только мельчайшие частички. А в остальном мы зависим от веры». Теперь мы видим, что мир поделен на «два лагеря», которые определяют единство и борьбу противоположностей науки и религии.

 

Рассмотрим на конкретных примерах обе стороны процесса.

 

2.Понятие религии

 

 

Определений религии множество. Маркс считал, что «религия - специфическая  форма общественного сознания, отличительным  признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней  или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое  определение дает Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения».

 

Религия возникла тысячелетия  назад, но до сих пор для многих людей она имеет большое значение. Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек  близко подошел к осуществлению  своих самых заветных надежд. Приближается время, когда голодные будут накормлены, когда человечество, преодолев разобщенность, станет единым. Но приближается ли человек  к совершенству самого человека? Человека, любящего ближнего, справедливого, правдивого. Ответ слишком ясен. Так и нет  ответов на вопросы: куда идти и зачем  жить? В чем смысл жизни?

 

Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Выходит, что только священники профессионально занимаются душой, только они говорят от имени идеалов  любви, истины, справедливости.

 

Хотя, например, в Древней  Греции, функцию "целителей душ" выполняли и философы. Сократ, Платон, Аристотель в заботе о человеческом счастье и душе опирались не на откровение, а на авторитет разума. Они считали человека целью и  важнейшим предметом изучения. Эта  традиция была продолжена в эпоху  Возрождения. А во время Просвещения  достигла своей вершины.

 

Впоследствии акцент был  смещен. Опьянев от материального  процветания и успехов в покорении  природы, человек перестал считать  самого себя первой заботой - и в  жизни, и в теоретическом исследовании. Разум уступил место интеллекту - простому инструменту для манипулирования  вещами и людьми. Вера - это тоже разум, более того, народная мудрость, концентрированная  в тысячелетиях истории. И если, как  пишет В.Л. Гинзбург, "передний фронт  физики ушел так далеко от человека", что не в состоянии объяснить  ему свои открытия, то это всего  лишь ущербность переднего фронта, не более того. Когда идеи А. Эйнштейна  стали использоваться атеистами, то раввин Нью-Йорка срочно телеграфировал ученому, спрашивая его: "Верите ли Вы в Бога?". Телеграфный ответ  Эйнштейна был таков: "Я верю в Бога Спинозы, который обнаруживается во всеобщей гармонии всех вещей, а  не в бога, который интересуется судьбами и делами людей". Ответ  вполне успокоил раввина. Б. Спиноза  же был отлучен от ...........

церковной общины за религиозное  свободомыслие, за отождествление Бога с "Природой творящей", но не за атеизм. Таким образом, нет оснований  считать Эйнштейна, равно как  и Спинозу, атеистами. Что касается И.П. Павлова, который упоминается  в статье академика Гинзбурга, то в таком сокровенном для каждого  человека вопросе, как тысячелетняя вера предков, не стоит полагаться на суждения пусть даже самой замечательной  женщины. Павлов был интуитивно, а  быть может, и вполне сознательно, воцерковленным человеком. С атеизмом надо быть осторожней. Мы насытились им до отвращения. Пусть он останется частью интимного мира человека, как и вера. Кстати, математически стройную концепцию Лейбница о вездесущности Бога разрушили не физики, а успехи дарвинизма и геологии. Однако эти успехи, как сейчас уже очевидно, оказались сильно преувеличены.

 

 

Современник Спинозы и  крупнейший ум средневековья Б. Паскаль  предупредил нас: "Атеизм свидетельствует  о силе ума, но силе весьма ограниченной". Это предупреждение и сейчас остается актуальным. В.И. Вернадский также был  убежден, что "отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии  или искусства невозможно".

 

Науки бурно развиваются, но вечные истины о добре и зле, внушенные нам религией, непреодолимы. В месте с тем в Мировой  истории были факты гонения науки  религией (типичный пример - средневековая  инквизиция), хотя даже в то время  наука делала большие успехи.

 

В XVI веке Николай Коперник (1473-- 1543), развивая представления некоторых  древнегреческих астрономов, построил гелиоцентрическую картину Солнечной  системы, и лишь в начале XVII века, менее 400 лет назад, справедливость таких представлений была доказана Галилео Галилеем (1564--1642) и Иоганном Кеплером (1571 --1630). Но сколь мало знали  тогда о мире за пределами Солнечной  системы, видно хотя бы из того, что  даже Кеплер считал, что существует сфера неподвижных звезд, «состоящая изо льда или кристалла». Расстояние от Земли до Солнца составляет 149 миллионов  километров, свет проходит этот путь за восемь минут. Сегодня мы имеем представление  о строении Вселенной в масштабах  порядка 10 миллиардов световых лет. Вот  одна из характеристик пути, который  наука проделала за четыре столетия. Если гипотеза, что все вещество состоит из атомов, возникла еще в античные времена, то в XX веке ее не только подтвердили, но и выяснили строение атомов, доказали существование атомного ядра, протонов и нейтронов. Наконец, появилось понятие о кварках, из которых состоят нуклоны и мезоны. Да всех достижений физики и не счесть.

 

На этом фоне успехов науки  вера в Бога и религия (теизм) выглядят совершенно иначе, чем в далекие  времена. Существование Бога и вера в него -- тоже «интуитивные суждения», но, по сути дела, застывшие с древности  или, во всяком случае, со времени образования  соответствующей религии (скажем, с VII века, когда возник ислам). С религией органически связана вера в чудеса, например, в христианстве -- с верой  в непорочное зачатие, воскрешение  из мертвых и т. д. В то же время  для науки характерны гибкость и  отрицание чудес, то есть непроверенных  суждений. Под влиянием фактов наука  совершенствуется, религия же догматична и в своей основе остается неизменной, если не говорить о схоластических богословских спорах, появлении ересей и т. п. Здесь нет, конечно, возможности  детально обсуждать затронутые вопросы, и приходится ограничиться лишь рядом  замечаний.

 

Уже упомянутое отождествление атеистов с «воинствующими безбожниками»  столь же необоснованно, как, например, отождествление всех исповедующих христианскую религию с инквизиторами. Кстати сказать, в 2000 году отмечается не только рождение Иисуса Христа, но и 400 - летие со времени сожжения христианскими инквизиторами Джордано Бруно (1548-- 1600). Но возлагать на всех христиан ответственность за деятельность инквизиции нелепо!

 

Инквизиция, преследовавшая науку, не могла остановить процесс  научного познания мира.

 

3. Наука

 

 

Успехи науки в познании мира побуждают многих верующих людей  серьезно задуматься над истинностью  основ религиозных утверждений, а некоторых из них и порвать  с религией.

 

Развитие науки наглядно демонстрирует эффективность научного подхода к познанию и освоению мира,-- подхода, основанного на изучении фактов, строгих доказательствах  и практической проверке любых умозаключений. Его характерными чертами являются также динамизм, отрицание слепой веры как основы для любых выводов  и заключений, настойчивый поиск  естественных причин и естественных закономерностей любых явлений  природы и общества, отчетливое понимание  относительного характера достигнутого знания, бесконечного разнообразия и  качественной неисчерпаемости реального  мира, диалектический подход к осмыслению окружающего, убежденность в принципиальной познаваемости всех происходящих в мире явлений.

 

Опыт истории человечества показывает, что уровень развития естествознания, господствующие в данное время научные идеи, подход к решению  актуальных научных проблем определяют не только глубину и широту знаний. Все это оказывает весьма существенное влияние как на стиль мышления человека, так и на его отношение  к окружающему миру и понимание  им своего места в нем. Это обстоятельство приобретает особенно важное значение в современную эпоху, эпоху научно-технической  революции и бурного научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой  и проникает буквально во все  стороны нашей жизни.

 

В сравнении с научным  подходом религиозный подход к пониманию  действительности должен выглядеть  в глазах современного образованного  человека легковесным и бездоказательным. Не случайно во второй половине XX столетия многие руководители церкви и религиозные  теоретики стали предпринимать  настойчивые попытки обосновать религию с помощью новейших научных  данных. С предельной откровенностью это выразил в 1951 году глава римской  католической церкви папа Пий XII. «Итак, сотворение мира во времени - и потому есть творец, следовательно, есть бог: вот те сведения, которых мы требуем  от науки».

 

Вместе с тем люди, склонные к религиозному пониманию мира, но обладающие достаточно высоким уровнем  образованности и располагающие  информацией о новейших достижениях  научно-технической революции, уже  не могут удовлетворяться наивными религиозными представлениями о  действительности. ...........

Они нередко пытаются осмыслить  свою религиозность с позиций  науки, подвести под нее научный  фундамент, а иногда стараются придумать  для себя «особые» религиозные или  полурелигиозные системы взглядов.

 

 

«Те, кто под воздействием целенаправленного религиозного воспитания в семье, -- пишет кандидат философских  наук Ю.П. Зуев, -- или вследствие каких-либо неблагоприятных обстоятельств  личной судьбы оказались верующими, будучи людьми достаточно образованными, получая разнообразную информацию, не могут верить слепо, не рассуждая. Их религиозность приобретает не стихийный, а осознанно-активный характер»2. Вот как, например, старался примирить идею бесконечности материального мира с идеей бога английский астрофизик Е. Милн. «Для сотворения бесконечной Вселенной нужен более могущественный бог, чем для сотворения конечной, чтобы создать простор для бесконечной игры эволюционных сил, нужен более великий бог, чем для того, чтобы завести механизм раз и навсегда. Мы освобождаем идею бога от мелкости, которая была ему приписана наукой прошлого».

 

Аналогичную позицию занимает и современная русская православная церковь. Чем основательнее научное  познание природы, утверждает, например, митрополит Никодим, чем больше познает  человек величие мироздания, тем  больше свидетельствует ему премудрость, благость и всемогущество создателя  всей вселенной.

 

И хотя наука неизменно  и убедительно вскрывает полную несостоятельность любых попыток  обоснования религии с помощью  современных естественнонаучных данных, на некоторых верующих или неустойчивых в своем мировоззрении людей  подобная фальсификация научных  данных нередко производит определенное впечатление.

 

Спор между наукой и  религией за сознание людей -- это спор особого рода, «спор ради третьего лица», верующего или колеблющегося, с тем чтобы переубедить его, оторвать от религии. Но в таком споре побеждает не обязательно тот, кто прав, а тот, чьи доводы покажутся этому «третьему лицу» более убедительными или больше придутся ему «по душе».

 

Разум - благословление человека и его несчастье; он принуждает его  все время решать неразрешимую задачу. Человек - единственное животное, для  которого его собственное существование  является проблемой.

 

Религиозные представления  возникли во времена, когда человек  чувствовал себя беспомощным перед  лицом природных явлений и  болезней. Наука находилась в зародыше, а потому и чудеса казались возможными (ведь чудо -- это, по определению, то, что не подтверждается научными данными, научным анализом). Сегодня же верить в воскрешение из мертвых, загробную жизнь, рай, ад и т.д. -- значит отрицать современную науку. Естественно, в связи со сказанным возникает немало вопросов. Почему же и в наше время многие исповедуют религию? Почему среди этих «многих» есть люди высокообразованные? Каковы взаимоотношения лженауки, например астрологии, и религии? Как церковь сегодня относится к науке?

Информация о работе Взаимоотношения науки и религии