Животные как объект поклонения в религии Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:17, реферат

Описание

Традиционно человек всегда ощущал свою близость с животными, свою принадлежность к единой природе. У людей, живших в далекие эпохи в гармонии с природой, это чувство было гораздо острее. У охотничьих племен существовал ритуал испрашивания прощения у животных, которых убили на охоте; у американских индейцев племена назывались именами различных животных; животным поклонялись.

Содержание

Введение
Боги Древнего Египта
Обожествляемые животные
Выводы
Список использованой литературы

Работа состоит из  1 файл

Др Е.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по религиоведению

на тему:

«Животные как объект поклонения

в религии  Древнего Египта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. 104 – ФПС

Нестеренко М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИЕВ 2006

 

ПЛАН

Введение

  1. Боги Древнего Египта
  2. Обожествляемые животные

Выводы

Список  использованой литературы

 

Введение

Традиционно человек  всегда ощущал свою близость с животными, свою принадлежность к единой природе. У людей, живших в далекие эпохи  в гармонии с природой, это чувство было гораздо острее. У охотничьих племен существовал ритуал испрашивания прощения у животных, которых убили на охоте; у американских индейцев племена назывались именами различных животных; животным поклонялись. Если в древности люди были жестоки к животным, то и к людям они были жестоки тоже, но они признавали значимость животных, считали их чувствующими и разумными существами, имеющими сходство с человеком.

Из древних  цивилизаций, которые отвели в своей  системе ценностей место животным и весьма почетное место, - следует упомянуть Древний Египет. Египтяне обоготворяли все: деревья, животных, людей и даже здания. Боги и демоны могли обитать повсюду. Но самым распространенным культом в Египте был культ животных, то есть поклонение животным. Поклонялись ястребу, кошке, крокодилу, собаке, жабам, змеям, гусю, быкам, коровам, козлам, баранам, лошадям, верблюдам и т. д. Все животные считались воплощением божества и имели свои собственные храмы, жрецов, свои особые праздники. Весь Египет был покрыт храмами, посвященными разным священным животным, где совершалось поклонение и служение им. Сам фараон тоже обожествлялся и считался сыном бога-солнца Ра (отсюда слово «фа-ра-он», т. е. сын Ра)».

Культ животных в Древнем Египте объяснялся в определенной степени тем, что такое животное, как кошка, охраняла кладовые с зерном от грызунов и тем самым спасала людей от голода. Поэтому кошка считалась священным животным. Священным был белый бык. Обожествление животных в Египте достигло значительного развития: богиня Хатор часто изображалась как корова, бог Луны Тот как бабуин или ибис, бог Бастер как кошка, Анубис как шакал, Хорус как сокол. В Египте гуманоидные формы божества обычно имели человеческие тела и головы животного.

За убийство животных в Египте, особенно священных животных, по закону полагалось суровое наказание вплоть до смертной казни. Геродот утверждает, что в позднейшие годы все дикие животные в Египте считались священными и их убийство наказывалось казнью.

 

Боги Древнего Египта

У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но и проявил необычайную живучесть – он сохранился и после потери Египтом независимости, до времени римского господства включительно. Начало культа животных относится к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

Пытаясь понять мышление древнего египтянина, не стоит  пытаться анализировать все рисунки  и мифы с точки зрения логики. Прежде всего, никто из египтян не понимал изображение солнечного бога Ра буквально; никто не верил, что  где-то на небесах действительно живет такое существо человек с соколиной головой. Изображения Ра, также как и изображения других богов, служили только символами божества. Они не представляли богов так, они просто их так изображали. Мифы следует понимать не буквально, а как многозначные символы, знаки. На подобной символике построена и мифология, и изобразительное искусство Древнего Египта.

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В  каждом номе и городе был собственный  пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система.

Можно перечислить  основных богов, представленных то в  образе животных, то людей, однако существовали также боги, которые изображались в виде растений, но о них практически не сохранилось информации.

Родоначальником всего живого и божественного  в египетской религии считается  бог Атум. Он символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом. Сам себя оплодотворив, Атум таким образом, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут, появление которых означает зарождение двойственности.  Шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут — женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское.  Геб — это бог Земли или, по сути, сама Земля. Нут — богиня Неба или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары — Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.

Каждый бог  эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.

Осирис и  его жена Исида являются самыми важными  фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде, он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису и решил убить его. Он обманом заманил Осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила.

Вскоре он родила сына Осириса — Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида — великая богиня — мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Важное место  в египетском пантеоне занимал бог  Ра. Он являлся богом солнца, богом  света. Каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю  землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро поднимался на небесный свод, борясь с силами хаоса. Но интересно восприятие этого бога: у него было несколько проявлений: утром это был бог Хепри в образе жука-скарабея, катящего шарик-солнце перед собой, в полдень бог Ра, человек с головой орла, а вечернее, умирающее солнце олицетворял бог Атум. Также солнечный бог изображался в виде сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Еще одной интересной особенностью являлась птица, которую греки называли фениксом, и которая олицетворяла души бога Ра. Но все это был один бог, просто в разных своих проявлениях. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находится круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

Амон (Амун) Сокровенный  или Незримый. Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и  ветра, которое наполняет весь видимый  мир, дает жизнь всему живущему. Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Двумя другими священными животными бога были гусь и змей. Он участвовал в сотворении этого мира по некоторым мифам. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют Великой Живой Душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер, душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Бог Тот считался покровителем знаний, мудрости, медицины и колдовства. Изображался в виде ибиса, черной белогрудой птицы с длинным клювом, или павиана. Иногда изображался в виде человека с головой ибиса, в одной набедренной повязке, голые плечи прикрывал полосатый платок. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Бог Пта был  одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он — это  солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов  и мира.

Сын Осириса  — бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный сокол. Он борется с убийцей отца — Сетхом, а также является спутником  Ра и Тота. Иногда его символом был  солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.

Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Анубис согласно Текстам пирамид главный бог в царстве мертвых (видимо, после Осириса), изображался в виде лежащего черного шакала или собаки, или человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Бог Себек, который  изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами  об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.

Хапи бог Нила, дарующего жизнь Египту, и потому любимый во всей долине. Начало разлива, приход Хапи, было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена свитки папирусов со списками жертв). Изображали бога тучным человеком в короне из папируса, с крупными рыбинами или высокими сосудами в руках, из которых льется вода.

Меретсегер  или Любящая молчание. Ее изображали в виде кобры с раздутым капюшоном  или женщины с иероглифом запад  на голове.

Хнум бог  плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге людей и их Ка (двойников), а в греко-римский период считали, что он слепил всю вселенную. Изображался в виде барана или человека с головой барана.

Египетский  скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах.

Охранительницами  детей у древних греков считались  богини Месхент, Таурт и мохнатые уродцы-карлики Бэсы. Таурт (Таурет) богиня, почитаемая как покровительница  родов и материнства, охранительница дома. Таурт изображалась в виде стоящей на задних лапах беременной самки гиппопотама, опирающейся на иероглиф, который переводился как «защита». Интересно то, что египтяне считали, будто бы все дети наделены вещим даром; по крикам детей, играющих возле храмов, можно было предсказывать будущее. Для этого надо было мысленно спросить о чем-нибудь богов, потом сразу же выйти во двор: первое услышанное слово, произнесенное ребенком, и было ответом.

Но все эти  боги — это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

Обожествляемые животные

Отличительной особенностью египетской религии был  культ животных. При этом, как  признают все исследователи, в почитании  местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных. Так, кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол — в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и пр. служат очевидным указанием на происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных.

Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей.

Египтяне поклонялись  божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно  проживал живой бык — олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными, и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы. С этими животными связано несколько обрядов.

Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали  в плуги и т. д. Зато одного-единственного  быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным. Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (название божественного быка), и, когда его находили, траур сменяли ликованием.

Информация о работе Животные как объект поклонения в религии Древнего Египта