Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:34, доклад
В подавляющем числе фактов жизнь человечества представляет собой печальную и
грустную картину, конечно, если рассматривать ее таковой, какова она в
действительности, не предаваясь обманчивым иллюзиям. Среди эгоистических
стремлений, среди беспощадной борьбы за существование исчезают присущие
нравственной стороне человечества стремления к идеалу любви и солидарности
между людьми.
выработал свой собственный взгляд, как на философию, так и на аскетику, и
составил новое учение, значительно отличавшееся от существовавших при нем
философско-религиозных систем.
Многие легенды повествуют, что Шакьямуни долго обдумывал вопрос, должен ли он
поделиться своим знанием с человечеством, скованным цепями неведения и греха.
Но движимый состраданием к миру, Будда решился возвестить ему свое учение.
«Не принимайте на веру то, что я говорю. Просто постарайтесь вникнуть в мои
слова, чтобы увидеть, действительно ли то, что я говорю, имеет смысл. Если в
моих словах смысла нет, отбросьте их!
Если смысл есть, возьмите сказанное на
вооружение!» - постоянно повторял Будда.
Свое учение Будда разделил на три части: теорию или догматику,
нравственность или аскетику и практику или созерцание.
По своей сущности учение Будды являлось собственно логическим выводом из учения
браминов и выделившейся из брахманства философии Санкхьи. Его учение также
проникнуто мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем вообще людям в известные
моменты душевного состояния, о ничтожестве жизни и о том, что человечество
обречено на страдания.Будда только
развил эту идею более глубоко и приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни
было форму существования. Все его учение сосредоточивается преимущественно на
этом одном чувстве ничтожества жизни и стремления освободиться то нее, - с ней
он является на проповедь своего учения и с ней и умирает.
Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенарейской проповеди (как нагорная
проповедь Иисуса Христа). Она знаменита тем, что в ней содержится переход от
религиозного эгоизма брахманов к состраданию обездоленным.
Будда совершенно отрицал браминский центр бытия, мировую душу, Брахму; он понял, что сущность бытия браминов – не что иное, как отвлеченное
представление, пустота, и что на самом деле существуют только дробные явления,
не имеющие никакой устойчивости, подвергнутые вечному изменению. Говорят, что
Будда якобы сознательно избегал вопросов о мироздании, о душе и об ее
взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или
бесконечен, тождественна душа с телом или от него отлична, бессмертен ли
познавший истину или нет, Будда осознавал, но считал бесполезными. Все внимание
основатель буддизма сосредоточил на освобождении от страдания, которым
преисполнен мир. В своих проповедях
Будда критикует как брахманизм (пристрастие к богатой и обеспеченной жизни),
так и джайнизм (аскетизм). Будда ратует за средний путь.
Отсутствие постоянства в мировой и земной жизни составляет одну из максим
учения Будды и, по его мнению, есть величайшее из всех зол – это «огонь,
пожирающий весь мир».
Его слова, когда он касался этой максимы, поражают своей безнадежностью и
горьким, печальным тоном. Будда говорит: «Сложное должно рано или поздно
распасться, родившееся – умереть. Явления исчезают одно за другим, прошедшее,
настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения.
Быстрая река течет и не возвращается, солнце безостановочно совершает свой
путь, человек переходит из предшествовавшей жизни в настоящую, и никакие силы
не в состоянии возвратить его прошедшую жизнь. Утром мы видим какой-нибудь
предмет, к вечеру уже его не находим. Зачем гнаться за призрачным счастьем?.»
Но и смерть не освобождает человека от мира страданий и постепенного изменения,
- он вновь возрождается к новой жизни и вновь умирает, и так без конца
вращается колесо перерождений, и от этого круговорота есть одно только
прибежище и защита – нирвана. Слово «нирвана» происходит от глагола
«нирва» - задувать, тушить (огонь) – и означает в качестве прилагательного
«исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного –
«исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный покой»
и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений». Нирвана – это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание
опасности,
окончательное спасение
души), которая достигается
еще при жизни.
Тем
самым потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь состояния нирваны
нелегко. Достигший ее называется архатом (в санскрите «архат» - заслуживающий, достойный, уважаемое лицо, знаменитость).
Буддизм корректирует понятие брахмана – это именно тот, кто достиг состояния
нирваны, архат.
О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно.
Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого
наслаждения. Нирвана беспричинна – есть причина достижения нирваны, но нет
причины возникновения нирваны. Нирвана также беспричинна, как и пространство.
Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. Нирвану нельзя
воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием.
Нирвану видит лишь «праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым
разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от
чувственных наслаждений.» К нирване
должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий; к ней
должны быть направлены все помыслы человека – она вожделенная цель для всех
людей. «Нирвана – вода жизни, утоляющая жажду пожеланий, это лечебница,
врачующая от всякого рода страданий».
Итак, Будда, придя к убеждению, что всякое бытие есть страдание, учил, что
для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его до
основания, «погасить в нирване».
Но каким же образом можно было достигнуть этого состояния совершеннейшего покоя?
Познанием четырех высоких истин, открытых Буддой и лежавших в основании его
учения.
Первая истина: жизнь есть страдание: «рождение – страдание, старость –
страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, разлука с приятным –
страдание, неполучение чего-либо желаемого - страдание».Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему не
знакома.
Вторая «благородная истина» говорит о происхождении страдания. Будда
видит корень страдания в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде
существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям.
Третья истина: страдание имеет причину, а раз так, то возможно
прекращение страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жажды,
отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».
Четвертая «благородная истина» говорит о «пути», ведущем к освобождению
от страдания. Это высокий «восьмеричный путь».
Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь – должное
понимание четырех истин, истинная решимость – воля преобразовывать свою жизнь
в соответствии с усвоенными истинами, правильная речь – воздержание ото лжи,
клеветы, грубых слов и фривольных разговоров, истинное действие –
непричинение зла живому, воздержание от воровства, истинный образ жизни –
привычка жить честным трудом, правильное усилие – борьба с соблазнами и
дурными мыслями, правильное направление мысли – понимание преходящего
характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни,
отвращение
к телу, чувствам,
уму.
Будда как метафизик смотрел на жизнь и ее явления сквозь призму субъективного
мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к отрицательному,
безотрадному и одностороннему взгляду на жизнь и, как результату этого
взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил из виду, что жизнь человека
не должна быть пассивной, что цель ее заключается не в бездействии и сне, а в
энергичной деятельности и борьбе, в стремлении к развитию нравственных
идеалов человека и в уничтожении всего, что противодействует этому развитию,
и, смотря на жизнь с собственной точки зрения, создал нравственное учение,
высший идеал которого состоит в подавлении всякого жизненного ощущения, в
смерти заживо, в уничтожении мысли и чувства.
Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни и, особенно на
культуру принявших его стран. Распространение буддизма способствовало
созданию тех синкретических (слитных, нерасчлененных) культурных комплексов,
совокупность которых и образует так называемую буддийскую культуру
(архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и
схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего
средневековья.
В своей основе, буддизм религией не является. В отличие от христианства или
ислама, это в первую очередь практическое учение. Не налагающее обязанностей
и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения
жизни.
Буддизм можно сравнить с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Мы вынуждены
кушать по несколько раз в день, но как часто мы пользуемся знаниями из мудрой
книги,
чтобы наша пища была
вкусна и приносила
здоровье?
1. Антология мировой философии, т.1, ч.1 М., Наука. 1987г
2. Буддизм: история и культура. М., Наука. 1989г
3. Буддизм: четыре благородных истины. М., Экмо – Пресс. 1999г.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998г.